Шпаргалка по "Истории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории государства и права".

Работа содержит 1 файл

тгп шпора.docx

— 90.79 Кб (Скачать)

  Виды неправовых форм:

1) Организационно-регламентирующая - это деятельность, направленная на организацию повседневной, текущей работы органов государства (подготка документов, организация выборов, подбор кадров).

2) Организационно-хозяйственная - это деятельность текущего характера, направленная на материально-техническое обеспечение осуществления функций государства (бухучет, статистика, материально-техническое снабжение).

3) Организационно-идеологическая - это деятельность по идеологическому обеспечению осуществления функций государства (формирование общественного мнения; разъяснение издаваемых нормативно-правовых актов и осуществляемых государством мероприятий). 

7 вопрос. Государственный орган: понятие , признаки, классификация.

Первичным и важнейшим структурным элементом  механизма государства является орган государства. Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом. 1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных  служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

      К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

      3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

      4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.

      5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

      6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

      7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

      Органы  государства классифицируются по различным  основаниям

      По  способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

      По  объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

      По  широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

      Органы  государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию  его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

      Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент".

      Парламенты  в большинстве стран мира состоят  из нижней и верхней палаты.

      Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх в республиках — президент.

      Исполнительные  органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

      По  всем вопросам своей компетенции  правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

      Органы  правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

      В механизм государства входят силовые  ведомства составляющие основу властной силы государства, — вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней — охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства местные органы власти.

      Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

      Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

      Органы  местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются государственными.

8 вопрос. Понятие правового  порядка. Термин «правовой порядок» (или «правопорядок») применяется для характеристики состояния организованности, упорядоченности общественных отношений, реализации законности и т.п.  Правовой порядок – это составляющая общественного порядка. Причем общественный порядок следует понимать не как простую совокупность общественных отношений, а как их определенное качество, определенное состояние системы общественных отношений. Общественный порядок – это форма упрочнения нужных обществу отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Т.о., можно дать следующее определение правовому порядку: Правопорядок – часть общественного порядка, это система общественных отношений, урегулированных нормами права, выраженная в правомерном поведении участников отношений. Правопорядок – это комплексное образование, отдельные части (элементы) которого придают ему юридическую форму. Поэтому можно отметить, что элементами правопорядка являются: 1.   Совокупность норм права – основа правопорядка 2.   Правомерное поведение субъектов правоотношения – содержание правопорядка 3.   Участники правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями – субъекты правопорядка.

Мало провозгласить  законность и ее принципы, мало придумать  и издать хорошие законы - необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности, эффективности. Под гарантиями в  данном случае понимаются объективные  и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и  специально установленные средства, направленные на достижение указанных  целей. Речь идет о целой системе  мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать  и гарантировать соблюдение законов  и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой все это не происходит. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства. В соответствии с этим гарантии законности принято делить на общие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов  власти и управления, юридическая  ответственность, институт жалоб и  заявлений граждан и др. Раскроем кратко каждый из этих видов. Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере. Пример тому - нынешняя ситуация в России. Политические гарантии. Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть - важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей. Идеологические гарантии. Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права. Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно. Организационные гарантии. Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан. Что касается специальных, или юридических, гарантий, то они более конкретны и самоочевидны, чем общие, и поэтому вряд ли нуждаются в пространных объяснениях. Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты. Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов. Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности. Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

9 вопрос. Государственный строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, Статутом, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране. Понятие «государственный строй» является более широким, чем «конституционный строй», который представляет собой систему отношений и ценностей, устанавливаемых и охраняемых Конституцией.

Первобытный строй. Расширение товарного производства, углубление разделения общинного труда и усиление обмена постепенно разлагали общинное производство и коллективную собственность, в результате чего расширялась и укреплялась частная собственность на средства производства, сосредотачивавшаяся в руках патриархальной знати. Значительная часть общинной собственности стала частным владением руководящей группы патриархов общин. Старейшины постепенно превращались в родовую знать, отделяясь от рядовых общинников. Со временем ослабевали родовые связи, и место родовой общины заняла сельская (соседская) община. Войны между общинами и племенами привели не только к захвату новых территорий, но и к появлению пленных, которые становились рабами. Появление рабов, имущественное расслоение внутри общин неизбежно привели к появлению классов и формированию классового общества и государства. Переход от первобытнообщинного строя, основанного на коллективном труде и общинной собственности, к классовому обществу и государству является закономерным процессом истории развития человечества.

Рабовладельческий строй - гос.строй основанный на эксплуатации классом рабовладельцев класса рабов, к-рые не только лишены собственности на средства производства, но и сами являются собственностью своих хозяев, как «говорящие орудия труда». Р. с. - первая классово антагонистическая формация, он возник в результате длительного периода разложения первобытнообщинного строя и формирования институтов классового об-ва - частной собственности и государства. Наивысшего развития Р. с. достиг в Древн. Греция и Древн. Риме, где на его основе существовали эффективное по тем временам хозяйство и высокая культура-античная философия и искусство. Производительные силы Р. с. составляли ручные орудия труда и большие массы рабов. Производственные отношения были отношениями жесточайшей эксплуатации и угнетения последних. Сводя потребности раба к минимуму, они позволяли получать значительный по сравнению о предшествующим способом производства прибавочный продукт, что вело к укреплению частной собственности, развитию товарных от-, ношений: обмена, торговли и «победного шествия денег...» (Энгельс). Постоянно велись- захватнические войны, бывшие важным источником получения рабов. В рабовладельческом об-ве наряду с осн. классами (рабовладельцев и рабов) существовали купцы, ростовщики, свободные ремесленники и крестьяне, неполноправные мелкие собственники и значительная масса деклассированных элементов. Рабовладельческие государства были как монархиями, так и республиками, в к-рых свободные граждане участвовали в деятельности демократических институтов (народное собрание и др.). На рабов демократия не распространялась. Они вели борьбу, восставая против рабовладельцев. Особенно крупные восстания рабов были в Древн. Риме (восстание Спартака). Обострение классовой борьбы и вторжение извне привели к гибели Р. с., его смене феодализмом. Рабство в тех или иных размерах существовало у большинства народов, однако нек-рые народы р. с. как формацию сумели миновать, перейдя от первобытнообщинного строя прямо к феодализму. В отдельных странах рабство имело место и при феодализме, и при капитализме.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права"