Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
2. Абсолютная монархия во Франции.
3. Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства.
4. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.
5. Зарождение государственности в Англии.
6. Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока.
7. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
8. Становление сословно-представительной монархии в Англии.
9. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
10. Великая хартия вольностей 1215г.
11. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд.Судоустройство.
12. Английский парламентаризм – становление, развитие.
13. Государства Древнего Китая.
14. Английский абсолютизм.
15. Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта.
16. Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев.
17. Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй.
18. Социальная структура индийского общества.
19. Золотая булла 1356г. – общая характеристика.
20. Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика.
21. Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления.
22. Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману.
23. Германское феодальное право. «Каролина».
24. Преступления и наказания по законам Ману.
25. Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии.
26. Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции.
27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления.
28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты.
29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции.
30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга.
31. Конституционная монархия в Англии – формирование, сущность.
32. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин.
33. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах.
34. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г. (Акт об устроении).
35. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
36. Война за независимость США. Декларация независимости США 1776г.
37. Римское государство в период республики. Органы государственного управления.
38. Конституция США – общая характеристика.
39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания.
40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм.
41. Римское государство в период империи. Принципат, доминат. Органы государственного управления.
42. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги.
43. Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение
44. Основные этапы Великой французской революции.
45. Основные группы населения в Древнем Риме.
46. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
47. Государственное устройство Франции по Конституции 1791г.
48. Обязательственное право по законам XII таблиц.
49. Якобинская диктатура 1793г.
50. Легисакционный судебный процесс в Древнем Риме.
51. Консульство и первая империя Франции.
52. Преступления и наказания в Древнем Риме.
53. Кодекс Наполеона 1804г.
54. Общая характеристика варварских королевств. Органы государственного управления.
55. Вторая Французская республика 1848г.
56. Особенности возникновения франкского государства. Государство франков периода Меровингов.
57. Парижская коммуна.
58. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.
59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.
60. Каноническое право средневековой Европы.
61. Конституция 1946г. Четвертая республика.
62. Городское право средневековой Европы.
63. Французский уголовный кодекс 1810 г.
64. Франкское государство династии Каролингов.
65. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
66. Германское гражданское уложение 1900 г.
67. Имущественные отношения по Саллической правде.
68. Революция 1918г. Веймарская республика.
69. Преступления и наказания по Саллической правде.
70. Становление фашистского режима в Германии, его механизм.
71. Суд и судопроизводство по Саллической правде.
72. Законодательство фашистской Германии 1933-1934 гг.
73. Сеньориальная монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во Франции.
74. Синьхайская революция в Китае 1911г. Падение монархии.
75. Государственный строй КНР по Конституции 1982г.
76. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
77. Япония во второй мировой войне. Конституция 1947г.

Работа содержит 1 файл

шпора по ИГиПЗС.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их устраивала идея политического строя по типу конституционной монархии - верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войсками сочли революцию в основном законченной. Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года: уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны; с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции; было приостановлено действие законодательства против огораживаний. Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры ("уравнители") стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства.

После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (палата лордов была упразднена). Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года. Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и "кавалеров", новая республика, оказавшаяся индепендентской олигархией, обогатила буржуазию и новое дворянство. После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.

 

  1. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга.

Спартанское государство образовалось в IX в. до н.э. в результате завоеваний Спартой других общин.

Социальная структура в Спарте к VII в. до н.э. сложилась в следующем  виде.

Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Спартиатов насчитывалось около 8 тыс. Их организация была родовой. Все спартиаты делились, по преданию, на три родовые филы, каждая фила делилась на десять об, каждая оба - на десять триакид.

Свою родовую общину спартиаты называли "общиной равных". До самого позднего времени индивидуальная собственность на землю в Спарте принципиально не допускалась, так как земля считалась собственностью государства.

Каждая семья имела надел, который  нельзя было дробить и отчуждать. Но это относилось к особой категории участков, так как были участки, которые, по-видимому, отчуждались.

По преданию, мифический царь Спарты Ликург запретил пользоваться при постройке  домов какими-либо другими инструментами, кроме топора и пилы, для предотвращения роскоши. Он же запретил пользоваться золотой и серебряной монетой. Разрешалась только железная.

Реформы Ликурга: В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: 1) созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком; 2) создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов). В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: 1) разделение земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ). 2) разделение граждан на филы и обы; 3) замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши. В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов. 1) слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость; 2) с 7 лет детей записывали в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”; 3) с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков; 4) с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими. Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом. Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга: 1) запрет писанного законодательства; 2) строительство дома только с помощью топора и пилы; 3) неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству). Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам государства.

 

  1. Конституционная монархия в Англии – формирование, сущность.

«Акт о будущем ограничении  Короны и о лучшем обеспечении  прав и свобод подданных» («Акт об устроении») уточнял и развивал ряд положений «Билля о правах» 1689 г., главным образом в области регулирования порядка престолонаследия.

Необходимость подобного документа  была вызвана тем, что Вильгельм Оранский не оставил наследников. Акт содержал ряд условий и требований, которым должен был соответствовать претендент на английский престол. Провозглашался запрет на занятие трона приверженцем католицизма. Теперь королем Англии мог стать только сторонник англиканской веры. Кроме того, королю запрещалось покидать страну без согласия парламента, что можно рассматривать как ограничение свободы передвижения монарха.

Он лишался права помилования в отношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импичмента. Помимо регулирования престолонаследия документ уделял большое внимание дальнейшему уточнению прерогатив законодательной, исполнительной и судебной властей. Ограничение королевской власти проявилось в том, что все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи королевских министров (контрассигнатуре), по совету и с согласия которых они принимались. Этот принцип стал важным условием становления института «ответственного правительства». «Акт об устроении» значительно менял статус законодательной и судебной власти, выводя ее из-под влияния короны. Никакое лицо, получавшее плату за должность, подчиненную королю, или пенсию от короны, не могло состоять членом палаты общин.

Судьи, подчинявшиеся ранее королю и ответственные перед ним, не могли теперь быть отстранены от должности  по его единоличному желанию, кроме как по представлению обеих палат парламента. Законодательное разграничение полномочий ветвей власти с целью учреждения их независимости друг от друга зафиксировано в «Акте о должностях» от 1707 г. В заключении документа подтверждалась незыблемость принципа подзаконности королевской власти. Таким образом, на рубеже XVII—XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие принципы и институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной инициативы, право парламента вотировать бюджет и определять военный контингент, принцип несменяемости судей, подзаконности всех ветвей государственной власти, ответственного правительства. Однако окончательного разграничения полномочий законодательной и исполнительной властей не произошло, и Дуализм в политической системе Англии продолжал сохраняться, что способствовало представлению о триедином парламенте (король и две палаты). В условиях дальнейшего социально-политического развития происходило окончательное утверждение парламентской монархии, признаком которой являлось становление «ответственного правительства». Связанные с этим процессом изменения, как правило, не получали оформления в виде конституционных актов, а имели форму «конвенциональных норм» (соглашений). В этом заключается уникальная особенность английского конституционного права. Монарх продолжал оставаться главой государства все больше превращаясь в символическую главу исполнительной власти. Премьер-министр, действовавший номинально «от имени короля», фактически приобрел статус самостоятельной политической фигуры. В политическую практику Англии вошел принцип: «Король царствует, но не управляет». Более четкое оформление на протяжении XVIII в. получили принципы взаимоотношения парламента и кабинета министров.

 

  1. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин.

Возникновение государства в Афинах шло классическим путём: в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, выделение родовой верхушки и обнищании свободных общинников. Становление государства в Афинах происходило посредствам ряда реформ: Реформы Тессея. Это объединение племён в единый афинский народ, Тессей при этом поделил все население Афин на три класса: Эвпатридов (благородных) Геаморов (земледельцев) Демиургов (ремесленников) Эвпатриды – родоплеменная верхушка имела право на занятие общественных должностей, это привело к возникновению публичной власти и отделению их от населения. Геаморы и Демиурги вместе с торговцами и бедняками не могли занимать общественных должностей, но принимали при этом участие в народном собрании, роль которого в то время была велика. Следующий этап реформ – реформы Соломона – он разделил граждан на четыре класса по имущественному признаку: первый класс богатые, второй менее богатые, и т.д. Каждый из классов имел определенные политические права. Три первых класса могли занимать общественные должности, а четвертый класс – бедняки - участвовать в народном собрании. Цель данных реформ примирение враждующих классов. Задолженность бедняков была аннулирована, афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за границу – выкупались, однако при этом богатые афиняне могли купить или продать землю, в то время как не было выполнено требование бедняков по переделу земли. Это послужило дальнейшему обезземеливанию бедняков. Завершил этап построения государства в Афинах Клисфен – это реформы в 509г. до н. Э. Ликвидировали в Афинах полностью родовой строй Атика разделилась на 100 самостоятельных общин – во главе их стояли старейшины. Высшей властью полиса считалось народное собрание полноправных граждан не моложе 20 лет. Место его заседания - агора. Собирались 2-4 раза в месяц. Повестку дня знали заранее, новые законы опубликовывались. Собрание обладало наивысшими властными полномочиями (законы, должностные лица, война-мир, вн и вн политика, ). Голосование тайное, по частным вопросам принимались декреты. Закон вступал в силу после рассмотрения его советом 500. Любой гражданин, недовольный законом мог добиться его отмены. Верховный суд - главный законодательный орган. Гласность. Граждане привлекались к обсуждению и принятию особо важных законов. Эти институты демократии торчали костью в горле афинской аристократии. Совет 500 (булэ) - его члены избирались по жребию народным собранием из граждан не моложе 30 лет. Совет был разбит на 10 пританий (каждая притания дежурила 1\10 часть года). Функции - высший административный орган, муниципалитет, вопросы благоустройства города, доставка продовольствия в Афины, ведал казной, контроль за долж лицами, готовил проекты законов, следил за исполнением законов и декретов. Гелиэя - 6 тыс. Судей, избираемых народным собранием. Гелиэя оттесняла аристократов от оправления правосудия. Суд был открытый и гласный. Все судьи делились на 10 декастерий. Суд рассматривал уголовные преступления, дела о государственной измене, суд мог вынести любое наказание - от штрафа до смерти. Коллегия 10 стратегов - высший орган исполнительной власти. Стратеги избирались открытым голосованием. Стратег должен был иметь определенный возраст, имущ ценз и военный опыт. Возвышение коллегии стратегов вело к уменьшении роли ареопага. Ареопаг - суд по особо тяжким уголовным делам. Высокий имущественный ценз. При разборе дел запрещалось многословие. Из 9 архонтов привилегии имели 3 - эпоним (рассматривал жалобы граждан), базилей (культовый, ведал ответственностью за святотатство), полемарх (следил за обрядами жертвоприношений, ставил памятники войнам, ведал преступлениями чужестранцев).

 

  1. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах.

Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство  для граждан и вернул очень  многих на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.

Политическая реформа Солона устанавливала  имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения  привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством.

Солон закрепил деление граждан  на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты – были зачислены в один четвертый и последний разряд.

По предложению Солона высшим органом  власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом  власти и получало самые широкие  полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало  или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. В Собрании каждый имел право высказаться и каждый вопрос тщательно обсуждался. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных.

Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения.

В 509 г. до н. э. аристократ Клисфен  инициирует реформы, которыми были ликвидированы старые племена. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территориальных

фил, каждая их которых включала три  находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую.

Клисфену принадлежит изобретение  остракизма (изгнание из государства  как мера превентивного наказания  к лицам, которых считали опасными в политическом плане).

В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан-ремесленников, купцов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план.

Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы - емы. Их было около  ста.

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"