Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
2. Абсолютная монархия во Франции.
3. Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства.
4. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.
5. Зарождение государственности в Англии.
6. Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока.
7. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
8. Становление сословно-представительной монархии в Англии.
9. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
10. Великая хартия вольностей 1215г.
11. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд.Судоустройство.
12. Английский парламентаризм – становление, развитие.
13. Государства Древнего Китая.
14. Английский абсолютизм.
15. Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта.
16. Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев.
17. Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй.
18. Социальная структура индийского общества.
19. Золотая булла 1356г. – общая характеристика.
20. Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика.
21. Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления.
22. Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману.
23. Германское феодальное право. «Каролина».
24. Преступления и наказания по законам Ману.
25. Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии.
26. Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции.
27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления.
28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты.
29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции.
30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга.
31. Конституционная монархия в Англии – формирование, сущность.
32. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин.
33. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах.
34. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г. (Акт об устроении).
35. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
36. Война за независимость США. Декларация независимости США 1776г.
37. Римское государство в период республики. Органы государственного управления.
38. Конституция США – общая характеристика.
39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания.
40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм.
41. Римское государство в период империи. Принципат, доминат. Органы государственного управления.
42. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги.
43. Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение
44. Основные этапы Великой французской революции.
45. Основные группы населения в Древнем Риме.
46. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
47. Государственное устройство Франции по Конституции 1791г.
48. Обязательственное право по законам XII таблиц.
49. Якобинская диктатура 1793г.
50. Легисакционный судебный процесс в Древнем Риме.
51. Консульство и первая империя Франции.
52. Преступления и наказания в Древнем Риме.
53. Кодекс Наполеона 1804г.
54. Общая характеристика варварских королевств. Органы государственного управления.
55. Вторая Французская республика 1848г.
56. Особенности возникновения франкского государства. Государство франков периода Меровингов.
57. Парижская коммуна.
58. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.
59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.
60. Каноническое право средневековой Европы.
61. Конституция 1946г. Четвертая республика.
62. Городское право средневековой Европы.
63. Французский уголовный кодекс 1810 г.
64. Франкское государство династии Каролингов.
65. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
66. Германское гражданское уложение 1900 г.
67. Имущественные отношения по Саллической правде.
68. Революция 1918г. Веймарская республика.
69. Преступления и наказания по Саллической правде.
70. Становление фашистского режима в Германии, его механизм.
71. Суд и судопроизводство по Саллической правде.
72. Законодательство фашистской Германии 1933-1934 гг.
73. Сеньориальная монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во Франции.
74. Синьхайская революция в Китае 1911г. Падение монархии.
75. Государственный строй КНР по Конституции 1982г.
76. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
77. Япония во второй мировой войне. Конституция 1947г.

Работа содержит 1 файл

шпора по ИГиПЗС.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

 

  1. Конституция США – общая характеристика.

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти. В 1781 г. конгресс из представителей штатов принял первый конституционный документ, получивший название «Статьи конфедерации», на основе которых в 1787 году Конгресс Представителей Штатов принял К. К. состоит из преамбулы и 7 довольно общих статей.

Основой явился принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат). К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями , чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д.  Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти.

Исполнительная власть вручалась  президенту. Он избирался на 4 года. Президент - глава государства и федеральной администрации. Он не мог быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства.

Высшая судебная власть находится  в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно. Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти К. Правовое положение Верховного суда является уникальным.

По К. устанавливалось федеративное устройство и провозглашалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Текст К. 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским  правам и свободам, это вызвало  недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к К. ставших известными как Билль о правах.

Принципиальной идеей, положенной в его основу, являлось признание  недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний (ст. 1). Право иметь и носить оружие (ст. 2). В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски без обоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных. Запрет на жестокие наказания (ст. 8). В сочетании с этими положениями конституция приобрела большую прогрессивную направленность.

К. в главных своих положениях функционирует и в настоящее  время., что связано с четкой разработанной  системой сдержек и противовесов. Механизм К. автоматически препятствовал  одной из ветвей власти сконцентрировать в своих руках больше власти, чем ей отводится, т.е. узурпировать власть.

 

  1. Социальная структура римского общества периода республики. Народные

собрания.

Конец 6-ого – начало 5-ого вв. до н.э.

Основным социальным делением Рима было деление на свободных и рабов. Свободное население делилось на граждан, латинов и перегринов. Полную правоспособность имели только свободнорожденные римские граждане. Вольноотпущенники были ограничены рядом политических и частных прав, оставались в определенной зависимости от бывших хозяев.

На правовое положение римского гражданина большое влияние оказывало семейное положение. Только глава семейства – домовладыка – был лицом своего права, самостоятельно пользовался всем комплексом частных прав, все остальные члены семьи считались подвластными.

Римляне делились на ряд сословий по экономическому уровню и количеству привилегий:

1. Нобили – представители знатных патрициев и богатейших плебеев, имели исключительное право избираться в сенат и занимать основные посты в государстве, становиться магистратами.

2. Всадники – крупные торговцы и финансисты.

В Римской республике существовало три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные. Главную  роль играли центуриатные, в их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров, объявление войны.

Трибутные собрания избирали низших должностных лиц, плебейских трибунов, рассматривали апелляции по штрафным санкциям.

Куриатные собрания после реформы Туллия потеряли свое значение и были заменены собранием тридцати представителей курий, которые формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями.

Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые  определяли вопросы, подлежащие решению. Должностные лица были подотчетны народному собранию.

 

  1. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм.

Содержание Конституции явно свидетельствует  о компромиссе между рабовладельцами  и крупной буржуазией. К. юридически оформила систему органов власти независимой американской республики. Принцип разделения властей. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат). К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями , чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д. Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти. 16-я поправка предоставила Конгрессу право устанавливать подоходный налог. Исполнительная власть вручалась президенту. Он избирался на 4 года.

Президент - глава государства и  федеральной администрации. Он не мог  быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и  смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства. Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно . Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти Конституции.

Все три ветви власти имели различные источники формирования (палата представителей – народом, сенат – легислатурами штатов, президент – коллегией выборщиков, суд – совместно президентом и сенатом). Все органы гос. власти имели различный срок полномочий, что не допускало одновременной смены их состава. Каждая из ветвей власти могла ограничивать узурпаторские поползновения другой, взаимоответственность друг перед другом.

К. заложила основы федеративной формы  государства, хотя такого понятия нет  в ее тексте. Федерация явилась  классовым компромиссом буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей. К. положила в основу федерации дуалистический принцип – устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное – к ведению штатов. Важнейшее значение для прочности федерации имела ст.6, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов.

 

  1. Римское государство в период империи. Принципат, доминат. Органы государственного управления.

Успешная завоевательная политика, расширение территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений приводят к обострению классовых и социальных противоречий, ставят серьезные проблемы управления государством. Старое политическое устройство не способно справиться с возникшими проблемами. Римская республика вступает в период кризиса. Серия гражданских войн и военно-диктаторских режимов приводит к падению республики в Риме и началу периода империи.

Период империи делят на два  этапа:

Принципат – 1 в.до н.э. – 3 в.н.э. – сохраняется видимость собрания, сената и магистратуры, но реальная власть в руках императора – принцепса (первый сенатор). Он командует армией, заключает мир и объявляет войну, руководит внешней политикой, ему принадлежит право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы, комплектовать сенат. Ни один из магистров не решает чего-либо без доклада императору. Сенат формально получает статус законодательного органа, поскольку компетенция народных собраний ограничена делами города Рима. Его постановления получают силу закона, но все законопроекты исходили от императора. Императорский двор становится средоточием высших учреждений государства.

Доминат. 3 – 5 в.в. – в конце 3 в. с  приходом к власти Диоклетиана в  Риме устанавливается неограниченная монархия. Сенат превращается в городской совет, а магистраты – в муниципальных чиновников. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких ведомств, руководимых назначенными императором сановниками. Верховная власть в государстве в период домината принадлежала целиком и полностью одному лицу. Вместо принцепса вводится титул доминус – владыка, внешние признаки – корона, пышный церимониал. Император – единственный источник права, сам абсолютно не связанный законом. Жители – подданные. Гос аппарат приобретает централизованный характер, чиновники назначаются или утверждаются императором на 1 год. Должности делятся на придворные, гражданские и военные. Складывается иерархия чинов.

При императоре Диоклетиане происходит раздел империи на западную и восточную части, которые с 395 г оформляются в самостоятельные государства, связанные одной правящей династией; выпускаются новые золотые и серебряные монеты; натуральное налогообложение заменяется денежным; вводится рекрутский набор в армию; Рим выделяется в отдельную провинцию. 

 

  1. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги.

В XX в. деятельности, американского государства появились новые направления одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически, ничего существенного не предпринимало.

Социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932г. победил Франклин Делано Рузвельт кандидат от демократической партии.

Новый президент выступил с развернутой  программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс». Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений.

Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили крупные кредиты и субсидии: оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия.

Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909 - 1914 гг. Это осуществлялось главным образом путем оплачиваемого сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).

В целях уменьшения безработицы  снижения её негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации где занимались "строительством и ремонтом мостов и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"