Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
2. Абсолютная монархия во Франции.
3. Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства.
4. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.
5. Зарождение государственности в Англии.
6. Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока.
7. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
8. Становление сословно-представительной монархии в Англии.
9. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
10. Великая хартия вольностей 1215г.
11. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд.Судоустройство.
12. Английский парламентаризм – становление, развитие.
13. Государства Древнего Китая.
14. Английский абсолютизм.
15. Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта.
16. Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев.
17. Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй.
18. Социальная структура индийского общества.
19. Золотая булла 1356г. – общая характеристика.
20. Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика.
21. Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления.
22. Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману.
23. Германское феодальное право. «Каролина».
24. Преступления и наказания по законам Ману.
25. Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии.
26. Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции.
27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления.
28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты.
29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции.
30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга.
31. Конституционная монархия в Англии – формирование, сущность.
32. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин.
33. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах.
34. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г. (Акт об устроении).
35. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
36. Война за независимость США. Декларация независимости США 1776г.
37. Римское государство в период республики. Органы государственного управления.
38. Конституция США – общая характеристика.
39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания.
40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм.
41. Римское государство в период империи. Принципат, доминат. Органы государственного управления.
42. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги.
43. Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение
44. Основные этапы Великой французской революции.
45. Основные группы населения в Древнем Риме.
46. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
47. Государственное устройство Франции по Конституции 1791г.
48. Обязательственное право по законам XII таблиц.
49. Якобинская диктатура 1793г.
50. Легисакционный судебный процесс в Древнем Риме.
51. Консульство и первая империя Франции.
52. Преступления и наказания в Древнем Риме.
53. Кодекс Наполеона 1804г.
54. Общая характеристика варварских королевств. Органы государственного управления.
55. Вторая Французская республика 1848г.
56. Особенности возникновения франкского государства. Государство франков периода Меровингов.
57. Парижская коммуна.
58. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.
59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.
60. Каноническое право средневековой Европы.
61. Конституция 1946г. Четвертая республика.
62. Городское право средневековой Европы.
63. Французский уголовный кодекс 1810 г.
64. Франкское государство династии Каролингов.
65. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
66. Германское гражданское уложение 1900 г.
67. Имущественные отношения по Саллической правде.
68. Революция 1918г. Веймарская республика.
69. Преступления и наказания по Саллической правде.
70. Становление фашистского режима в Германии, его механизм.
71. Суд и судопроизводство по Саллической правде.
72. Законодательство фашистской Германии 1933-1934 гг.
73. Сеньориальная монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во Франции.
74. Синьхайская революция в Китае 1911г. Падение монархии.
75. Государственный строй КНР по Конституции 1982г.
76. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
77. Япония во второй мировой войне. Конституция 1947г.

Работа содержит 1 файл

шпора по ИГиПЗС.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

 

  1. Вторая Французская республика 1848г.

Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814г. до 1847 г.) привела  к общему кризису в стране - экономическому, торгово-промышленному и финансовому. Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей либерально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозгласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов: • о введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;• о закреплении права на труд;• о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой правительства в борьбе с радикальным движением стала созданная наемная мобильная гвардия. Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству. Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

2. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя:.• республиканская форма правления; • разделение властей;

• представительное правление. Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года. Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания. Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на б лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров. Органы центрального и местного управления не претерпели существенных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

 

  1. Особенности возникновения франкского государства. Государство франков периода Меровингов.

1. Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг.). К 510 г. Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и др. При нем была записана Салическая правда - запись обычного права салических франков. Становление государства франков происходило сравнительно быстро. Во многом этому процессу способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества. По своему типу государство франков является раннефеодальной монархией. Оно несет в себе элементы старой общинной организации и учреждений племенной демократии, поскольку возникло в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества. В истории государства франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:• с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов, • с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

2. Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения. В V - VI вв. общинные, родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда, записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп: служилая знать - приближенные короля; свободные франки (общинники); полусвободные (литы); рабы.

Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Особенностью V - VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.

В ходе завоевательных войн VI - VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы феодализации у франков развиваются. Крупным собственником земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей. Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феодальньх отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую. Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и май-ордом становится фактическим главой государства. На рубехе VII - VШвв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингсв.

 

  1. Парижская коммуна.

На первых выборах президента, проведенных  по Конституции 1848 г., побеждает Луи  Бонапарт (племянник Наполеона Бонапарта). В Национальном собрании большинство  мест получают монархисты. Законодательный  орган принимает декреты об отмене всеобщего избирательного права и ликвидации других демократических институтов. Луи Бонапарт устанавливает режим личной диктатуры. В 1852 г. появляется новая конституция, во многом напоминающая Конституцию 1799 г. Во Франции восстанавливается императорская власть. Переворот 1851 г. нисколько не затронул государственный аппарат.

Летом 1870 г. Луи Наполеон Бонапарт начал войну против Пруссии, намереваясь  помешать объединению Германии. После  поражения под Седаном в Париже вспыхивает восстание. 4 сентября 1870 г. законодательный орган под прямым давлением народных масс заявляет о смещении императора со своего поста (Сентябрьская революция). В тот же день в городской ратуше Парижа провозглашается республика (третья по счету) и объявляется о формировании правительственных органов.

Поражение в войне с Германией (Франция уплатила огромную контрибуцию, отдала земли Эльзаса и Лотарингию), неспособность властей справиться со сложившейся ситуацией - толкнуло трудящихся Парижа на восстание. 18 марта 1871 г. парижане создают коммуну, власть в городе переходит к Центральному комитету Национальной гвардии. Правительство буржуазии бежит в Версаль. ЦК Национальной гвардии организует выборы в Совет Парижской коммуны. 19 апреля 1871 г. Совет Коммуны принимает Декларацию к французскому народу, которая провозглашает «конец старого правительственного и клерикального мира, конец милитаризма, бюрократизма, эксплуатации, ажиотажа, монополий и привилегий, которым пролетариат обязан своим рабством, а родина - своими несчастиями и поражениями». Коммуна принимает решение об отделении церкви от светской власти. Наиболее нуждающимся семействам выдаются денежные пособия, запрещаются вычеты из зарплаты, проводятся другие меры по улучшению положения нуждающегося населения.

Версальское правительство разворачивает в Париже активную подрывную деятельность (шпионаж, подкуп, диверсии). Во второй половине мая 1871 г. версальцы, используя преимущество в военной силе, захватывают Париж, начинаются казни и репрессии в отношении коммунаров.

 

  1. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.

Государство франков по своей форме  было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществу, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии. Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии. Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой.

Реформа Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл (715— 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание — бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета—вассалитета между крупными и мелкими феодалами. С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению процесса расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян, широкое распространение получают отношения покровительства, господства и подчинения, возникающие на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт — клиентеллы, патроната. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр. Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда были непосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, как это имело место в случае договора самозакабаления. Но раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными. Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавался переходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существовали три формы прекария: precaria data ("прекарий данный") — своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. По договору precaria remunirato-ria ("прекарий возмещенный") прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение; precaria oblata ("прекарий подаренный"), уже попавший "в экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом. Возникла новая феодальная форма колоната, отличающаяся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3) колон ведет самостоятельно хозяйство, но должен платить подати натурой церкви или отрабатывать барщину 3 дня в неделю. Происходят изменения и в правовом статусе рабов. Ослаблялись, например, строгие запреты на браки рабов со свободными. В IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиций по наследству. На смену бенефицию приходит феод. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях.

 

59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.

После окончания войны с Пруссией встал вопрос о будущем государственном строе страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание.

31 августа 1871 г. Национальное собрание, большинство в котором составляли монархисты, принимает закон, по которому оно приобретает учредительные функции. Однако политика Второй империи развеяла монархические надежды крестьянства (а это 70% населения страны). Рабочие были за республику. Монархическому большинству пришлось отказаться от восстановления монархии. В 1875 г. принимается Конституция Третьей республики. Ее составляли 3 закона: Об организации сената (24 февраля 1875 г.); Об организации государственной власти (25 февраля 1875 г.); Об отношениях между государственными властями (16 июля 1875 г.).

Эти акты определяли структуру и компетенцию высших органов государства, Устанавливался республиканский строй.

Глава государства - президент избирался  на 7 лет абсолютным большинством голосов сената и Палаты депутатов. Он мог переизбираться. Президенту предоставлялось право законодательной инициативы, опубликования законов. Президент являлся главнокомандующим вооруженных сил. С согласия сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий.

Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием. Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались на основе косвенного избирательного права особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат являлся постоянно действующим учреждением.

Каждые 3 года он обновлялся на 1/3. Заседания  палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно.

В 1884 г. принимаются поправки к Конституции о запрещении пересматривать республиканскую форму правления; изменении порядка комплектования сената.

В начале 30-х годов XX века в ответ  на активизацию деятельности партий фашистского толка происходит объединение коммунистических, социалистических, радикальных организаций. Сплотивший антифашистов Народный фронт одерживает победу на выборах 1936 г. С сер. 30-х гг. парламент почти ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями.

Роль парламента стала заметно снижаться. В сентябре 1939 г. правительство без согласия парламента объявляет войну Германии. В 1940 г. Франция терпит поражение в войне. Управление страной переходит к немецким оккупационным органам. На юге до 1942 г. сохраняются остатки французской власти (правительство Виши).

 

  1. Каноническое право средневековой Европы.

Источники права - обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские  указы, распоряжения феодалов. В Ш  в. появляются сборники обычного права (одним из них является труд Бомануара «Кутюмы Бовези»). В XV в. многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказало каноническое и римское право.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"