Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:57, шпаргалка

Описание работы

краткие ответы по КП

Работа содержит 1 файл

КП.docx

— 37.37 Кб (Скачать)

5. ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО  — предусмотренная законом возможность  для гражданина России иметь  гражданство иностранного государства.  Д.г. — это такое правовое  состояние, когда какой-либо гражданин  одного государства на законном  основании приобретает гражданство  другого государства. Получение  гражданином РФ Д.г. возможно  при условии: а) наличия со  страной, гражданство которой  намеревается приобрести данный  гражданин, договора, предусматривающего  возможность приобретения Д.г.; б)  обращения гражданина с ходатайством  в полномочные органы РФ о  предоставлении ему Д.г.; в) разрешения  указанных органов о предоставлении  данному гражданину права приобрести  Д.г.

6. Статья 12 Закона  о гражданстве устанавливает,  что оно приобретается: а) в  результате его признания; б)  по рождению; в) в порядке его  регистрации; г) в результате  приема в гражданство; д) в  результате восстановления в  гражданстве Российской Федерации;  е) путем выбора гражданства  (оптации); ж) по иным основаниям, предусмотренным данным Законом.

7. Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.  

Статья 19. Выход  из гражданства Российской Федерации   

1. Выход из  гражданства Российской Федерации  лица, проживающего на территории  Российской Федерации, осуществляется  на основании добровольного волеизъявления  такого лица в общем порядке,  за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

2. Выход из  гражданства Российской Федерации  лица, проживающего на территории  иностранного государства, осуществляется  на основании добровольного волеизъявления  такого лица в упрощенном порядке,  за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

3. Выход из  гражданства Российской Федерации  ребенка, один из родителей  которого имеет гражданство Российской  Федерации, а другой родитель  является иностранным гражданином  либо единственный родитель которого  является иностранным гражданином,  осуществляется в упрощенном  порядке по заявлению обоих  родителей либо по заявлению  единственного родителя.  

Статья 20. Основания  отказа в выходе из гражданства Российской Федерации  

Выход из гражданства  Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет  не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное  федеральным законом;

б) привлечен  компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого  по уголовному делу либо в отношении  его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный  приговор суда;

в) не имеет  иного гражданства и гарантий его приобретения.  

Статья 21. Выбор  иного гражданства (оптация) при  изменении Государственной границы  Российской Федерации  

При территориальных  преобразованиях в результате изменения  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая  подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного  международного договора.

8. 4. Гр-во детей  следует гр-ву родителей. 
Гражд. детей от 14 до 18 лет изменяется с их согласия. ГР-во детей не изменяется при изменении гр-ва родителей, лишенных род прав, а на изменение гр-ва детей не требуется согласия родителей. 
В случае, если 1 из родителей приобретает гр-во РФ, то ребенку предоставляется его гр-во по ходатайству этого родителя и при письмен-ном согласии другого родителя. 
Если гр-во РФ прекращается только у 1 родителя, то ребенок сохр. это гр-во. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии др. родителя рос. гр-во ребенка прекращается, но при условии, что он не останется лицом без гр-ва. 
Гр-во недееспособного следует гр-ву опекуна. Споры о гр-ве детей и недееспособных лиц рассматриваются в суд. порядке. 
 
5. Иностр. гр-нами признаются гр-не, не явл. гр-ми РФ и имеющие док-во своей принадлежности к гр-ву иностранного гос-ва. Выделяют 2 ка-тегории иностр. граждан: 
1) постоянно пребывающие на тер-рии РФ 
2) временно пребывающие на тер-рии РФ

9. Статья 28. Полномочные  органы, ведающие делами о гражданстве  Российской Федерации

1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве  Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и  дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами  Российской Федерации.

2. Полномочия  органов, ведающих делами о  гражданстве Российской Федерации,  определяются настоящим Федеральным  законом.

Тема 5

1. Различие между  понятиями «право» и «свобода»  в достаточной мере

условно. И то и  другое означает юридически признанную возможность каждого

избирать вид и  меру своего поведения как человека, как гражданина

государства. По своей  юридической природе и системе  гарантий права и

свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные

возможности человека в различных сферах.

      Вместе  с тем понятие «свобода» в  большей мере отражают

самостоятельность личности, невмешательство в ее внутренний мир: "каждому

гарантируется свобода  совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28);

"каждому гарантируется  свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право

свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и  профессию" (ст. 37). Понятие «право»  в большей мере

предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства

или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-

политических, хозяйственных  структур(например, право участвовать  в

управлении делами государства, право избирать и быть избранным).

      Однако  разграничение между правами  и свободами провести трудно,

поскольку зачастую всю сферу политических прав с  четко определенными

правомочиями также  именуют "свободами". Различие в  терминологии является

скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв. 
 

2. В действующей  Конституции личные права и  свободы (ст.20 - 29) не только открывают  главу о правах и свободах  человека и гражданина, но и  представлены в значительно более  широкой степени, чем это было  в предшествующих, советских конституциях.

Личные права и  свободы: право на жизнь, право на уважение человеческого достоинства, право на личную свободу и равенство, право на защиту чести и репутации, право на свободу передвижения и  выбор места жительства, право  на неприкосновенность жилища, право  на свободу слова, право на свободу  совести, религии и т.д

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА  И СВОБОДЫ, группа основных  конституционных прав и свобод  граждан (см. ГРАЖДАНИН (в праве)), наряду с личными, социальными, экономическими правами. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Они включают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Обладание политическими правами и свободами связывается с принадлежностью к гражданству государства. К числу основных политических прав и свобод в Конституции Российской Федерации отнесены право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право на обращения; свобода печати и информации.  
От других конституционных прав политические права и свободы отличаются тем, что они предназначены для участия граждан в управлении делами общества и государства; могут быть реализованы как индивидуально (право на индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти), так и коллективно, через объединения с другими гражданами; не относятся к числу абсолютных прав. Реализация политических прав и свобод зависит от уровня демократизации государства, политического режима в стране, политических традиций, политической культуры, наличия авторитетных политических партий, развитых институтов гражданского общества.

4. Особую группу  основных прав и свобод человека  и гражданина составляют социально-экономические  права и свободы. Это понятие  охватывает комплекс прав: экономических,  социальных и культурных. Они  касаются таких важных сфер  жизни человека, как предпринимательская  и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить  материальные, духовные и другие  социально значимые потребности  личности. 
Конституция РФ 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод.

5. Соблюдение Конституции  и законов (ч.2 ст.15). Эта обязанность  распространяется и на неграждан.  Соблюдение Конституции и законов  – всеобщее правило, не знающее  исключений. Данную конституционную  обязанность не следует ограничивать  только Конституцией РФ и собственно  законодательными актами. Граждане  обязаны также соблюдать подзаконные  акты, конституции и законы субъектов  Федерации, акты местного самоуправления. Речь идет о соблюдении действующего  российского законодательства. 
 
Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч.5 ст.13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых  направлены на насильственное  изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. 
 
Уважение прав и свобод других лиц. Ч. 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав  и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. 
 
Забота о детях и нетрудоспособных родителях(ч.2 и ч.3 ст.  38 Конституции). Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не  в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. 
 
Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого  гражданина обязанность  получить основное общее образование, а на родителей, или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч.4 ст.43 Конституции). 
 
Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44 Конституции). 
 
Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить налоги и сборы (ст.57 Конституции). За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты  налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в налоговом законодательстве. Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. 
 
Сохранение природы и окружающей среды. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и человека. Конституция РФ гласит: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» (ст.58). Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность. 
 
Защита Отечества. Конституция РФ объявляет защиту Отечества  «долгом и обязанностью  гражданина РФ» (ст.59). Однако существует много граждан, убеждениям которых или вероисповеданию противоречит несение воинской службы. В этих, а также иных установленных случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

6. Гарантии — это  система условий, средств и  способов, обеспечивающих всем и  каждому равные правовые возможности  для выявления, приобретения и  реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть  проведена по различным основаниям.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах  государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права  и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и  нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы  объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, органов  местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением  конституционных положений и  защита прав граждан входят в компетенцию  Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов  суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый  импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности  этой деятельности в нашей стране.

7. Уполномоченный  по правам человека в Российской  Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом "е" ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

8. Ограничение прав  и свобод граждан в целях,  указанны в ч. 3 ст.55 Конституции  РФ.

Чрезвычайное положение - особый правовой режим, временно вводимый для обеспечения безопасности граждан  и защиты конституционного строя. Такой  режим меняет характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных  лиц и общественных объединений, допускает отдельные ограничения  прав и свобод граждан. Порядок введения чрезвычайного положения регулируется конституциями и законами, соответствующий  акт принимается главой государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"