Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:17, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и признаки государства.
2. Формы государства.
3. Понятие и признаки права.
4. Система права (отрасли права).
5. Понятие и виды источников права.
6. Конституция – основной закон РФ.
7. Понятие и признаки правоотношений.
8. Содержание и виды правоотношений.
9. Субъект правоотношений.
10. Понятие и состав правонарушения.
11. Виды правонарушений.

Работа содержит 1 файл

Правоведение. Шпора к экзамену.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

              Прямой умысел выражается в осознании правонаруши­телем общественно опасного характера своего деяния, в предви­дении общественно опасных последствий и желании их наступ­ления.

              Косвенный умысел заключается в осознании правона­рушителем общественно опасного характера своего действия или бездействия, в предвидении общественно опасных последствий и сознательном допущении их.

              Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

              Самонадеянность (легкомыслие) состоит в предвиде­нии правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение.

              Небрежность выражается в не предвидении правонару­шителем возможности наступления общественно опасных пос­ледствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельст­вам дела он мог и должен был их предвидеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Виды правонарушений.

              Виды правонарушений, несмотря на общность признаков, весьма разнообразны. Они могут классифицироваться по различным основаниям.

По степени и характеру общественной вредности:

   Преступления – предусмотренное  уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй государства, его политическую и экономическую систему, собственность, личность, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное посягающее на установленный правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

   Проступки – характеризуются  отсутствием общественной опасности.

              Противоправность и общественная вредность свойственны любому правонарушению — и преступлению, и проступку, однако последний характеризуется меньшей степенью общественной вредности, не обладает такой ее качественной характеристикой, как общественная опасность.

              Правонарушение не может быть одновременно и преступлением, и проступком, критерии общественной опасности не позволяют совмещать их в одном деянии.

              Различные виды проступков могут соединяться в одном правонарушении (гражданский проступок с административным, административный с дисциплинарным и т.п.). Проступки подразделяются на:

   Гражданско-правовые – проступки  отличаются от иных специфическим объектом посягательства, которым являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, земельного, семейного права. Внешне они выражаются в ненадлежащем выполнении договорных обязательств, в причинении имущественного или морального вреда.

   Административно-правовые – проступки  представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан, состоящие в нарушении установленных правил административных органов.

   Дисциплинарные – проступки, выражающиеся в виде прогулов, опозданий, пропусков учебных занятий, невыполнения распоряжений администрации, нарушений требований уставов и т.п. Законодательством предусмотрено три вида ответственности за дисциплинарные проступки: в порядке подчиненности, на основании специальных уставов и положений, согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

Критерии, позволяющие отличить административное правонарушение от преступления, могут быть следующие:

   наличие или отсутствие тяжких последствий;

   размер материального ущерба, причиненного правонарушением;

   повторность или неоднократность деяния, либо применение за него административного воздействия.

В зависимости от сферы общественной жизни, где они совер­шаются, различают:

   правонарушения в экономике;

   правона­рушения в управленческой деятельности;

   правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели можно выделить:

   правонарушения, направленные на до­стижение конкретной, определенной цели;

   правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или несколь­ких целей.


12. Юридическая ответственность (понятие, виды, принципы).

              Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

              Основная черта юридической ответственности — штрафное, карательное назначение. При этом кара — не самоцель, а средст­во перевоспитания правонарушителя.

Юридическая ответственность характеризует­ся следующими основными признаками:

   обязательное наличие правонарушения как основание для наступления юридической ответственности,

   отрицательную  оценку государством (осуждение) поведения правонарушителя,

   официальный характер  этой оценки.

   причинение правонарушителю страдания: морального, физического, имущественного (материального),

   использование механизмов государственного  принуждения.

Принципы юридической ответственности:

   Законность – означает  неуклонное исполнение требо­ваний законов и соответствующих им нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами.

   Обоснованность – процессуальная  сторона юридической от­ветственности, заключающаяся в установлении факта соверше­ния лицом конкретного правонарушения как объективной ис­тины.

   Справедливость – означает  выполнение следующих требований:

1.   недопустимость уголовных наказаний за проступки;

2.   закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;

3.   вред, причиненный правонару­шителем, если он имеет обратимый характер, должен быть возме­щен;

4.   карательная ответственность должна соответствовать тя­жести совершенного правонарушения;

5.   за одно правонаруше­ние должно быть лишь одно наказание.

   Целесообразность - предполагает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности.

   Неотврати­мость наказания означает его неизбеж­ность. Ни одно правонарушение не должно оставаться нераскры­тым и безоценочным со стороны государства и общественности.

Виды юридической ответственности:

   Материальная – ответственность  является самым легким видом юридической ответственности. Она заключается в восстановлении рабочими и служащими предприятий и учреждений ущерба, измеряемого в денежной форме, который они причинили данному предприятию или учреждению.

   Дисциплинарная – ответственность  наступает в результате нарушения учебной, трудовой, воинской, служебной дисциплины. Данная ответственность заключается в несении неблагоприятных последствий служебного характера: предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение.

   Административная – наступает  за совершение правонарушения, не представляющего большой общественной опасности (административного проступка). Чаще всего административная ответственность выражается в форме штрафа либо иных незначительных правовых ограничений.

   Гражданско-правовая - наступает за нарушение правовых норм, регулирующих имущественные отношения, а также за причинение внедоговорного  вреда имуществу или личности.

   Уголовная – ответственность является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности. Она наступает за совершение правонарушений, представляющих большую общественную опасность и предусмотренных  Уголовным кодексом РФ – преступлении. Отличительными чертами уголовной ответственности являются: наличие исчерпывающего перечня преступлений, за совершение которых  возможна  уголовная  ответственность


13. Основы конституционного строя

              В статье 1 Конституции РФ закреплена форма государства. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

              Республиканская форма правления предполагает, что Россия является республикой, во главе которой стоит избранный Президент.

              Федеративная форма государственного устройства свидетельствует о том, что государство состоит из равноправных субъектов федерации, которые являются государственными образованиями и обладают всеми признаками государственной власти за исключением суверенитета.

              Политический режим в стране провозглашен демократический, что означает, во-первых, принадлежность власти народу и, во-вторых, народовластие как форму организации власти (ст. 3 Конституции).               Народовластие осуществляется в двух формах: непосредственной и представительной демократии. Непосредственная демократия означает, что граждане Российской Федерации лично могут участвовать в управлении делами государства и общества. Видами этого участия могут быть всенародный референдум или реализация гражданами своих политических прав, например, право избирать, право на объединение и т.д. Представительная демократия предполагает, что ряд органов государственной власти являются выборными, например, Федеральное Собрание РФ — Парламент. Посредством представительной демократии граждане также осуществляют свое право на участие в управлении делами государства и общества, но не лично, непосредственно, а через деятельность избранных законных представителей.

              Принцип построения правового государства, закрепленный в статье 1 Конституции, указывает на стратегию развития государства. Законодатель (в его роли выступает многонациональный народ, как носитель власти) предполагает построить правовое государство, основными идеями которого являются:

   демократия;

   система разделения власти;

   верховенство закона;

   функционирование гражданского общества.

              Носителем суверенитета и единственным источником власти в российском государстве является многонациональный народ, который осуществляет принадлежащую власть непосредственно или через систему государственных opraнов и органы местного самоуправления.

              Граждане России имеют право оказывать сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя, ибо никакая часть общества, никакая общественная организация или отдельное лицо не могут присваивать себе власть в государстве, т.к. узурпация ее считается тягчайшим преступлением.

              Высшей ценностью в Российской Федерации являются человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы, причем их признание, соблюдение и защита есть главная обязанность государства. Оно служит всему обществу, а не отдельной его части, ответственно перед человеком и гражданином.

Обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности, достижение благосостояния человека и общества является главной социальной задачей государства, причем оно обязано охранять труд и здоровье людей, определять прожиточный минимум, устанавливать минимальный уровень заработной платы, обеспечивать поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государство проводит гуманную демографическую политику, создает необходимые условия для культурного развития человека и общества, обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование.      

В Российской Федерации обеспечивается многообразие форм экономической деятельности, разнообразие и равноправие различных форм собственности, свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, их правовая защита, а также добросовестная конкуренция и общественная польза; при этом государство регулирует хозяйственную жизнь в интересах человека и общества. Экономические отношения строятся на основе социального партнерства человека и государства, работника и работодателя, производителя и потребителя.


14. Принципы разделения властей

              Разделение властей - принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.

              Законодательные органы представлены выборными от народа парламентами, советами, собраниями. Они определяют основные направления политики государства путем принятия законодательных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятельность исполнительной власти.

              Исполнительные органы представлены сформированными в выборном или назначаемом порядке правительством, министерствами, управлениями, департаментами. Они осуществляют путем принятия подзаконных решений и оперативной работы непосредственное управление различными областями социальной жизни (экономикой, культурой, образованием, внешней политикой, обороной и т.д.).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"