Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к государственному экзамену по "Теории Государства и Права"

Работа содержит 1 файл

Теория Государства и права (другая редакция).doc

— 734.50 Кб (Скачать)

мативных актов, формирование общественного мнения.

Классификация функции государства: внутренние и внешние, постоянные и временные.  Функции государства многообразны и могут квалифицироваться по различным основаниям. Наиболее распространенно деление по сфере действия на внутренние и внешние. Внутреннее - направление деятельности государства по отношению к обществу.  Они делятся на политические, экономические, социальные, идеологические. Политические представляют собой направления деятельности государства, которые выражают собой волю социальных сил, стоящих у власти. Экономическая функция заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономики. На разных этапах развития общества  экономические функции проявляются по-разному: В одних случаях государство осуществляет организацию хозяйственной деятельности административно-командными методами, а в других- влияние государства на экономику ограничиваются дифференциацией налоговой и инвестиционной политики, поддержкой стратегических и социально-зависимых производств. Социальная функция это направление деятельности государства, призванные обеспечить нормальные условия жизни всех членов общества. Социальные функции проявляются в обеспечении национальной безопасности, защите прав и свобод граждан, ликвидации последствий стихийных бедствий и экономических катастроф, реализации социальных программ, поддержке здравоохранения. Не исполнение или недостаточное исполнение этих функций может привести к ослаблению, распаду и даже гибели государства. Идеологические функции состоят в целенаправленном информационном воздействии на общество путём использования СМИ.

Внешнее функции направлены на установление взаимоотношений с  другими государствами, воспринявшими оборонительную доктрину. Эти функции делятся на две группы: Функция обороны, то есть деятельность государства, направленная на укрепление вооружённых сил, повышение боеспособности и боеготовности армии, организацию гражданской обороны, охрану границ. Вторая группа- функция сотрудничества с другими государствами, способствующая укреплению мира и дружбы с другими государствами. Сотрудничество осуществляется в экономическом, политическом, научно-техническом, культурном направлениях. Государства проводящее агрессивную внешнею политику, осуществляют функцию захвата чужих территорий. В современном мире к внешним функциям государств относятся и решения экологических проблем.

По времени действия функции делятся на постоянные и  временные. Постоянные осуществляются на всех этапах развития государства, например, социальные, экономические. Временные- возникают на определённых этапах развития государства и в ходе эволюции отмирают ( функция подавления одного класса другим).

Динамика функций  государства происходит по мере развития самого общества. Если рабовладельческое, феодальное, буржуазное государство одной из главных внутренних функций имело подавление сопротивления большинства меньшинством, то современные государства, в том числе буржуазные, ставят задачу – наиболее полно действовать в интересах большинства, решать социальные программы, экологические проблемы, содействовать техническому прогрессу, обеспечивать соблюдение прав и свобод граждан. Меняются и внешние функции: от агрессии современные страны переходят к взаимосотрудничеству, к решению общечеловеческих проблем, важнейшими из которых является обеспечение мира, недопущение новой мировой войны, глобализация. Функции государства напрямую зависят от его типа. Так рабовладельческие государства во внешней политике обязательной считали задачу завоевания чужих территорий, ведь основным источником рабства были военнопленные. Сегодня такой подход может привести к гибели государства. Агрессия осуждается международным сообществом, принимаются жесткие меры для обуздания агрессора через ООН и др. формы воздействия. Все это приводит к мысли, что тип государства определяет его функции, что закономерно. Границы деятельности государства при осуществлении его функций ограничены территориальными рамками, на которую распространяется его власть.

Формы и методы осуществления функций. Под формами осуществления функций государства понимают однородную по внешним признакам деятельность органов государства, посредством которых она реализует свои функции. Принято выделять правовые и организационные формы. К правовым формам относят правотворчество, правоприменение, правоохрану, а к организационным – организационно-регламентирующую(подготовка документов, подбор кадров), организационно-хозяйственную (статистика, бухучет, сбыт) и организационно-идеологическую ( Разъяснение законодательных актов, формирование общественного мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №5 Форма  государства

Понятие и элементы формы государства - структурный, территориальный и политический способ организации государство, охватывающий форму правления форму гос. устройства и политический режим. Соотношение сущность, содержание, и формы государства. Формы государства, так же как и содержание, и сущность никогда ни оставались неизменными. Под влиянием экономических, социально-политических идеологических факторов они менялись и развивались. За всю историю развития государства по этому вопросу были высказаны десять суждений. Платон считал лучшей формой государства аристократию, которая может выродится в тимократию, а та в олигархию. Демократия может превратиться в тиранию. Аристотель рассматривал форму государства как систему верховной власти в государстве, определяя её в зависимости от числа властвующих как монархию, аристократию, демократию, которые рассматривались им как правильные, которые могли превратиться в неправильные- тиранию, олигархии, охлократию. Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чём заключается главное, определяющее в государстве то «форма государства» кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем властные государственные структуры, как объединено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощь каких методов, приёмов. Формы правления: понятие виды общая характеристика монархий республик. Форма правления в России и ей развитие в современных условиях. Форма правления- способ организации органов государственной власти и порядок её образования. В зависимости от того принадлежит ли власть одному лицу или коллективному выбранному органу различают две формы правления монархия и республика. Монархия- форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства- монарха, передаётся по наследству. Признаки:- передача власти по наследству, бессрочность правления, независимость монарха от населения. Различаются абсолютная и конституционная. Первая характеризуется высокой степенью централизации государственной власти. Признаки абсолютной монархии:- неограниченная власть монарха, отсутствие представительных учреждений. Разновидностью являются теократическая, при которой глава государства представляет и светскую и религиозную власть. Конституционная- при которой в силу особого правового акта- конституции имеет место распределение верховной власти между монархам и выбранным органом- парламентом. Она может быть парламентской (законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность  пред парламентом. Монарх выполняет представительные функции.)

Дуалистическая  (разделение государственной власти между монархом и парламентом имеет формально-юридический характер. Исполнительная принадлежит монарху, а законодательная парламенту, однако он подчиняется парламенту).

Республика – при которой власть принадлежит избранным на определённое время органам власти. Признаки:- выборность власти; зависимость от избирателей. Делиться на парламентскую (верховенство принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и подчиняется ему. Для неё характерна должность премьер-министра которым является глава правительства и лидером победившим на выборах партии. Парламент может вынести вотум недоверия и отправить правительство в отставку. Власть президента слабая, он наделяется отдельными полномочиями, но может осуществить их с согласия правительства а его акты приобретают юридическую силу после утверждения парламентом (Италия, Австрия, ФРГ). Президентская республика- такая форма правления при которой президент наделяется властными полномочиями. Есть две модели. В первом случае президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США). Он формирует правительство, которое ему подотчётно, может наложить вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим, в праве объявить военную или чрезвычайную ситуацию. Он не может распустить парламент, а парламент может отрешить его путём импичмента в случае злоупотребления властью, совершении преступления или грубого нарушения конституции. По другой модели он является главой государства, но не главой правительства. Смешанная республика сочетает признаки парламентской и президентской. Президент РФ, не являясь главой правительства, выполняет многие его функции: определяет основные направления внутренней политики страны, решает узловые кадровые вопросы, назначает с согласия Государственной Думы главу правительства, принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседания правительства. Он выполняет и представительные функции, назначает выборы в ГД, имеет права её роспуска, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издаёт указы, подписывает международные договоры.

Соотношение типа и формы государства. Многообразие форм правления в пределах одного и того же типа государства, как уже отмечалось, тип государства- это совокупность основных черт, свойственных государству определённой общественно-экономической формации, а форма государства- структурный, территориальный и политический способ организации государство, охватывающий форму правления форму гос. устройства и политический режим. Эти два понятия взаимосвязаны соотносятся между собой как содержание и форма, где определяющею роль играет содержание то есть тип государства. Однако форма государства оказывает немалое влияние на существование и развитие типа государства, на процесс замены одного исторического типа государства на другой. От типа государства зависит форма правления. В государствах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться по средствам сильной централизованной власти, формой правления будет монархия. Для обществ, основанных на рыночных отношениях между свободными, политически равными собственниками, является республика. Вместе с тем, государство каждого исторического типа может облекаться во множество форм, которые зависят от следующих факторов: уровня экономики развития общества, соотношении классовых сил, международной обстановки, науки и культуры, географических климатических условий. Основными формами правления рабовладельческого государства являлись монархия и республика. Монархии делились на деспотические и античные, а республики-  на аристократические и демократические. В феодальную эпоху существовали монархии: раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные, города-республики. Буржуазными государству свойственны конституционная монархия и республика. Формами правления социалистических государств были Парижская Коммуна, Советская республика и республика народной демократии. Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государством. Вместе с тем государства определённого исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, сословно-представительная монархия свойственна только феодальному государству, а конституционная монархия и демократическая республика- буржуазным. Разнообразие форм правление не беспредельно и имеет свои логические и исторические границы демократическому государству присущ лишь демократический режим и неприемлем фашистский,  тоталитарном и авторитарном. В демократическом государстве не может быть монархической формы правления.

 

 

 

Форма национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие и виды. Унитарное  государство и федерация. Федеративное устройство Росси: прошлое и современность. Конфедерация.

Под формой государственного устройства понимают внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления обуславливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Есть две разновидности государственного устройства: 1 унитарное государство на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, конституция, законодательство и судебная система. Население имеет одно гражданство. Унитарные государства бывают централизованными где во главе местных органов власти стоят назначенные центром чиновники и децентрализованные, в которых существует определённая самостоятельность местных выборных органов в решении региональных вопросов. Унитарное государство может быть национальным, например, Франция, Эстония, Япония и многонациональным- Китай, Афганистан. Федеративное государство состоит из ряда государств, на территории которых действуют федеральные и республиканские органы власти. Признаками федерации является  наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти- федеральной и субъектов федерации, так же разделение полномочий федерации и субъектов, определения степени политической самостоятельности, двухканальная система налогов, двойное гражданство. Выделяют два вида федерации: административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности(США Мексика) и национальные где субъекты выделяются по национальному составу населения (РФ). Конфедерация это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Она не имеет единых органов управления и власти, единого бюджета, гражданства. Для управления конфедерацией создают объединенные органы, действующие в строго определённых рамках. Конфедерация основана на добровольном согласии всех членов, а выход возможен на основе одностороннего волеизъявления. Разновидности конфедерации: межгосударственные союзы, образованные из независимых государств но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости(СНГ). Так же сообщества - это переходная форма государственных союзов для подъёма экономического потенциала отмены таможенных визовых, экономических барьеров. Конфедерация не редко является промежуточным звеном на пути создания федерации (Швейцарский союз).

Политический  (государственный) режим: понятия и  виды. Демократический и антидемократический ежимы.

Политический режим- это элемент формы государства характеризующий совокупность  методов, способов и средств, осуществления государственной власти. Он является наиболее значительной составной частью формы государства. Всякие изменение происходящие в социально-политической и экономической сфере государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, и влияет на форму правления и форму государственного устройства. В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов. Большинство авторов предлагает двучленную классификацию: все режимы делятся на демократический и антидемократический, а антидемократический делиться на фашистский, тоталитарный и авторитарный. Признаки демократического- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность перед избирателями, гласность, разделение ветвей власти, отсутствие единой обязательной для всех официальной государственной идеологии, наличие свободно формируемых политических партий, существование оппозиции, наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод, господство закона.

Признаками антидемократического государства являются отсутствие выборов  либо формирование органов власти путём  псевдовыборов, усиление роли исполнительно-распорядитеьных  органов, отсутствие разделения властей, отсутствие политического плюрализма, запрещение оппозиционных партий, насождение государственной идеологии, отсутствие демократических прав и свобод, господство беззакония и террора. Фашистский режим- это наиболее опасная форма антидемократического режима. Его идеология- нацизм и антисемитизм, теория порабощения низших рас. Особенности антидемократического режима: сочитание репрессивных методов правления с широкой демагогией о правах человека, власть вождя, опора власти на армию, полицию, и другие репрессивные органы.

Тоталитарный режим  правления схож с фашистским. Ему  свойственны социальная демагогия  и массовые репрессии. Насаждается  вождизм, культ личности, господствует одна идеология одна партия. Государственный  аппарат сращивается с партийным. Тоталитарная страна превращается в казарму с унифицированной формой поведения.

Авторитарный режим  мягче предыдущих. Он является как  бы промежуточным между демократическим и антидемократическим. Он представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию для сохранения своего господства. Государственная власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над экономикой, политикой, культурой. Нет обязательной идеологии. Отсутствует массовый террор. Он появляется тогда, когда власти намерены приступить к реформам общественного строя, т.е. «революции сверху»

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"