Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к государственному экзамену по "Теории Государства и Права"

Работа содержит 1 файл

Теория Государства и права (другая редакция).doc

— 734.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №11 Право  в системе нормативного регулирования.

Соотношение права  и морали: единство, различие, взаимодействие.

Единство характеризуется: нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определённых норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения людей; универсальностью права и морали, которая проявляется в том что, они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм; общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке или как экономического базиса, так и идеологии  так и политики и других сфер человеческой жизнедеятельности. Различие: по происхождению нормы права устанавливаются или санкционируются государством, нормы морали, в свою очередь, формируются обществом, исходя из представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости чести и достоинства, беспечности и др. Нормы морали возникли значительно раньше правовых норм сформировавшихся только после образования государства и права. По сфере действия нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом. По форме закрепления, правовые нормы получают закрепление в официальных нормативных актах, а нормы морали в сознании людей. По структуре, правовые нормы состоят из гипотезы, диспозиций, санкций, в результате чего весьма детально представляют, кто, что и как должен делать, при каких обстоятельствах и с какими последствиями. Нормы морали выступают в виде общественных правил и принципов. По способу обеспечения, реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести человека. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены различные виды наказаний, в случае нарушения норм морали, только лишь, общественное осуждение. Взаимодействие проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии: взаимопроникновение состоит в том, что право основывается на морали. Конституция РФ, УК РФ и другие юридические акты закрепили моральные принципы справедливости, равенства и гуманизма в качестве основополагающих положении действующего законодательства. Взаимовлияние проявляется  в том, что мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права. В свою очередь право поддерживает требования морали юридическими санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.

Социальные  и технические нормы их понятие, особенности и взаимосвязь. Технико-юридические нормы. Их роль и место в правовом регулировании. Юридическая природа стандартов.

Система технических  норм это- совокупность норм, определяющих принципы обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира и силами природы. В широком смысле  к техническим нормам относятся нормы регулирующие отношения типа «человек-машина», «человек и орудия труда», «человек-природа». Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром, их «субъективный состав» связан не только с людьми. Не смотря на различие, технические и социальные нормы тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, существует некоторая группа технических норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (то есть в системе социальных норм) получая при этом название технико-юридического характера. Это технические условия, ГОСТЫ, правила (техники безопасности, эксплуатации водного, воздушного, железнодорожного транспорта), индексы загрязнения воздушной среды и так далее. За нарушения этих правил предусматривается юридическая ответственность: имущественная, административно-правовая и уголовная. Технические нормы действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и следовательно, никакая юридическая ответственность за их нарушение не наступает. Система социальных норм представляет собой совокупность определённых норм, регулирующих поведение людей, действие социальных групп, коллективов, организаций общественно жизнедеятельности.

Единство и  классификация социальных норм. Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы. Общее и особенное в праве и иных социальных нормах.

Социальная норма это- правило социально-значимого поведения членов общества. Целостная динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Данная система отражает определённую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, качество жизни людей, национальные особенности страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражает и конкретизируют действия объективных законов, тенденции общественного развития, то есть законов вызванных естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов даёт возможность научного познания и использование их в социальной деятельности. Социальные нормы действуют во взаимосвязи друг с другом. В подходах к классификации социальных норм применяются основные и дополнительные критерии. Учитывается сфера действия норм, качество правил поведения, стимул и гарантии, способ осознания и регулирования, санкции. Отсюда выделяются виды социальных норм: 1) Экономические, которые регулируют развитие производства, распределение, отношения между собственниками и производителями, деятельность банков, бирж, налоговую систему. Государство защищает свободное предпринимательство, регулирует экономику с помощью налогов, кредитов, инвестиций. 2) Политические нормы регулируют  отношения социальных групп и классов национальные взаимоотношения, отношения граждан к государственной власти. Политические нормы выражаются в декларациях, манифестах, в политических партиях и движениях, конституциях. Политические нормы, выраженные в государственных юридических актах, приобретают силу закона. 3) Существуют корпоративные нормы, которые устанавливают отдельные организации, учреждения, коллективы и регулируют взаимоотношения в нутрии этих групп. 4) Социальные нормы существуют в виде обычая, то есть правила утвердившегося в общественной практике. Они имеют нравственный характер. 5) Традиции- это сложившиеся способы поведения людей, предающиеся из поколения в поколение. 6) Обряд определённый характер действий или поступков. 7) Религиозные нормы предполагают правила поведения сложившихся в соответствии с духовными потребностями под воздействием религиозных чувств. 8) Этикет тоже выступает видом социальной нормы и регулирует правило поведения человека, формы общения, манеру и одежду и т.д. 9) Нормы морали определяются сложившимися понятиями о добре и зле. 10) Существуют санкционированные государством нормы, которые основаны на нормах права. 11) Общечеловеческие социальные нормы выражают интересы, свойственные всему мировому сообществу.

 

 

 

 

 

Тема 12. Правосознание  и правовая культура.

Понятие правосознание. Место и роль правосознания в  системе форм общественного сознания. Взаимосвязь с другими формами сознания. Но что же понимать под правосознанием? Правосознание можно определить как объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву – этому целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой системы.

Это еще и канал  воздействия права через мотивацию, эмоции, сознание на поведение людей, на формирование общественных отношений.

Действительно, формирование правосознания становится в ХIХ-ХХ веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. От утопического, мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому – так можно определить основной вектор в продвижении общественною сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла».Разумеется, правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формировании их поведения.

Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось  господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян – это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.

Буржуазные общества ХIХ-ХХ веков, базирующиеся на фундаментальных правовых документах – декларациях, конституциях, конвенциях, на включенных в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением.

Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Отечественные ученые – Л. Петражицкий, М. Рейснер, И. Фарбер и другие оставили крупный след в изучении правосознания. Не оставила эту проблему и современная теория права.

 

 Правосознание это совокупность представлений и чувств? выражающих отношение людей к праву и правовым явлением в общественной жизни. Правосознание играет большую роль в механизме правового регулирования и обеспечение законности. Правосознание возникает до права, выступая его источником. Одновременно оно служит механизмом реализации права в жизнь. Наконец правосознание выступает средством оценки поведения человека в соответствии с нормами права. Правосознание находит выражение в правовых актах и оказывает влияние на результаты правотворчества. Наоборот, правовые нормы воздействуют на развитие правосознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и правоотношениях.

Структура правосознания.

 

Прежде всего эту структуру характеризуют два пласта – правовая идеология и правовая психология.

Пласт правовой идеологии – это  осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов и т.п. Таким образом, правовая психология – это также оценка существующего и желательного права, но выражается она в виде эмоций, штампов, стереотипов, иных психологических характеристик.

Психологическая структура правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. В структуре правосознания, кроме идеологии и психологии, выделяются и уровни – обыденное, профессиональное, научное правосознание.

Обыденное правосознание – это отношение к праву, его оценки на уровне стереотипов, штампов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах, иногда толпе. Это, например, представления, что сила закона в его жестокости, что если, де, рубить руки ворам, то исчезнет воровство, что самосуд – расстрел на месте – единственный способ справиться с бандитизмом, что законы либеральны и потому существует преступность и тому подобное. Аналогичные мнения и эмоции характеризуют обыденное правосознание.

Профессиональный уровень –  это правосознание прежде всего  юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и государственных работников).

Профессиональное правосознание  в России формирует и весьма обоснованные предложения, вытекающие из знания обстановки в сфере компетенции Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Конституционного Суда.

Научное правосознание опирается на изучение состояния действующей правовой системы, необходимых перемен, социальных заказов и ожиданий в правовой сфере. Научное правосознание характеризует идеологический пласт и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук.

Мощным и весьма древним  течением в правосознании являются религиозные влияния на правовые взгляды, правовые чувства. Там и тогда, где и когда право приобретает религиозные формы (например, каноническое право), роль религиозных идей и чувств становится решающей.

В структуре  правосознания выделяются также  виды: индивидуальное, групповое, в том числе классовое, общенациональное (массовое) правосознание.

Индивидуальное  правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры.

Каналы формирования индивидуального правосознания  самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о праве, которыми делится сосед, это и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления, идущие из глубины веков.

Групповое правосознание в свою очередь имеет сложную структуру: классовое, иных социальных групп, общественных организаций, партий. Это правосознание по социологическим исследованиям чаще всего формируется вокруг тех или иных конкретных законопроектов, законов.

Наконец, правосознание  общества (массовое правосознание) проявляет себя в ходе общенациональных акций типа референдума, голосования за тех или иных кандидатов в депутаты, на должность президента и т.п. Это весьма сложный феномен, который изучают и измеряют разными способами.Анкеты, опросы, включенные наблюдения и другие социологические приемы позволяют измерять содержание правосознания на разных уровнях в научных и практических целях. Измерение правосознания служит прежде всего общественной, объективной оценке состояния правовой системы, ее необходимым изменениям.

Функции правосознания в правотворчестве. Право формирует правосознание. Если право отвечает социальным потребностям общества, соответствует его идеалам, целям, тогда правосознание служит опорой правоприменительной деятельности, основой правотворчества. Право – структурообразующий фактор для правосознания. Именно реальное право, а не различные призывно-просветительские поучения, своими лучшими характеристиками социальной регулятивной системы с наибольшей эффективностью «выкорчевывает» реликты старых представлений из правосознания, именно показательное, разумное использование права формирует новое необходимое обществу правосознание. Диапазон здесь весьма велик: от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами до появления в имущественных отношениях новых типов договоров, вызванных к жизни социально-экономическими потребностями конца XX века (лизинга, факторинга, агентирования, траста и других). Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это, конечно, более высокая и емкая форма правосознания. Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры -один из признаков правового государства. Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п. В правовой культуре развитого демократического общества судебная власть – это не третья сила, как традиционно считается (первые две – законодательная и исполнительная власти), а первая власть, обеспечивающая не только разрешение различных споров, но и управление многими сферами государственной, общественной и личной жизни. Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества. Структура правовой культуры может быть подразделена как системное трехуровневое образование: 1) уровень правого сознания населения. 2) уровень развития правовой деятельности. 3) уровень развития всей системы юридических актов Правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права. Но, во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика.Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы – и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института.Стоить добавить, что правовому нигилизму в обществе способствует и этический нигилизм – пренебрежение нравственными ценностями, традициями, полезными бытовыми привычками. Оба эти нигилизма развиваются параллельно (коэволюционно) и могут действительно привести общество к полной деградации. Взаимодействие правового и этического нигилизма только начинает разрабатываться в современной теории права и пока можно сделать только самые общие теоретико-правовые выводы. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура. Правовое воспитание. Хотя самопроизвольный характер процессов, связанных сформированием правовой культуры в обществе, является приоритетным, одним из условий этого становится также правовое воспитание. Эта деятельность также весьма широкого диапазона – от собственно образовательной, разъяснительной работы в школе, вузе, других структурах до воспитания на собственном опыте. Правовое воспитание имеет свои формы, объекты, способы, но можно выделить и несколько первостепенных ценностей. Они-то и предмет особой заботы при правовоспитательной деятельности. Прежде всего, это воспитание уважения к Конституции и иным законам. Конечно, критические подходы и замечания допустимы, а подчас и желательны даже в этой сфере. Однако уважение к Конституции, ее знание, умение пользоваться стоят на первом месте. Равно как и уважение к другим законам. Уважение к суду – вот что общечеловеческая практика и практика многих обществ выносит на второе место. Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина. И если этот опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом. Не менее важны в правовом воспитании и качество законодательства, и формы правоприменения, и соблюдение договорных обязательств, судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина. Методы правового воспитания: правовое воспитание в узком смысле отличается своей направленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную мировоззренческую сторону сознания. Ценности и идеалы вырастают спонтанно, формируются самой жизнью. Роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей. Очень важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой  защищенности  выше, чем в России.Сочетание знания правовых принципов и разумных конформистских убеждений – мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере. Роль правосознания в становлении нового типа юриста. Профессиональный уровень – это правосознание прежде всего юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и государственных работников). Социологические исследования выявляют совершенно отчетливо представления юристов в целом, их структур об эффективности права, его недостатках, о том, что надо делать с правовой системой государства. Иногда профессиональное правосознание пытается за счет критики действующего законодательства объяснить недостатки в работе юридических учреждений, списать эти недостатки (рост преступности, числа имущественных споров и другие) на счет якобы несовершенного законодательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"