Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:12, шпаргалка

Описание работы

64 билета по "Истории государства и права"

Содержание

Формирование научных концепций истории отечественного государства и права в российской историографии XVIII в.
Развитие историко-правовой науки в XIX–нач.XIX вв. Работа М. Ф. Владимирского-Буданова «Обзор истории русского права».
История отечественного государства и права в исследованиях советских историков.
Современная российская историография истории отечественного государства и права.
Различные подходы к трактовке образования др.русского гос-ва. Норманнская теория. Отношение к ней различных исторических школ.
форма древнерусского государства. Неоднозначность в ее определении.
Образование государства Золотая Орда, его форма и система права.
Монголо-татарское «иго». Правовое положение русских княжеств. Дискуссии по данному вопросу.
Освещение влияния Золотой Орды на формирование русской государственности в историко-юридической литературе.
Великое княжество Литовское («Другая Русь») [XIV–XVI вв.].
Различные подходы к трактовке событий в России в кон. XVI – нач. XVII вв. Понятие «смутное время». Причины «смуты».
Самозванство как специфический феномен русской истории. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
Происхождение династии Романовых. Правление Михаила Романова.
К вопросу о роли земских соборов в государственной системе и форме правления в России в середине XVII в.
Дискуссии по проблемам истории российского абсолютизма.
Особенности российского абсолютизма при Петре I.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
«Неоабсолютизм» второй половины XIX – начала ХХ вв.
Превращение российского государства в многонациональную державу (XVI–XIX вв.). Проблема соотношения добровольности и принуждения в её формировании.
Проекты М. М. Сперанского «европеизировать» государственную систему России и их судьба.
Реформы 60–70-х гг. XIX в. Чего хотел Александр II?: версии и гипотезы.
Возникновение российского парламентаризма. Учреждение Государственной Думы и реорганизация Госсовета в годы Первой русской революции.
К вопросу о двоевластии после Февральской революции 1917 г.
Теоретические основы формирования советской государственности.
Становление механизма советского государства после Октябрьской революции.
Форма правления и сущность формирующегося советского государства: юридическое закрепление и реальность.
Несоветские правительства в годы гражданской войны (1918–1920 гг.).
Национально-государственное строительство после Октябрьской революции. Альтернативные проекты объединения советских республик. Образование СССР и его конституционные основы.
Деформация госаппарата в 1930 – начале 1950-х гг. Формирование двухструктурной партийно-советской власти (по принципу «опричнина» – «земщина»).
Первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма в период хрущёвской оттепели.
Доктрина «общенародного государства» по Конституции СССР 1977 г. и её несостоятельность.
Попытка внедрения в советскую систему принципов европейской демократии в период «перестройки» и её результаты.
Проблема двоевластия в России после распада СССР и поиск путей её решения.
Административные реформы второго Президента России В. В. Путина.
Проблемы развития российской государственности на современном этапе.
Различные подходы к трактовке источников возникновения древнерусского права. «Русская правда» – проблемы источниковедения.
Источники (формы права) в период феодальной раздробленности. Происхождение «Псковской судной грамоты».
Источники права Московской Руси (конец XV – середина XVII вв.). Соборное уложение 1649 г.
Специфические черты законодательства Петра I и Екатерины II.
Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
Источники права в советский период.
Становление института собственности в древнерусском праве (по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте»).
Юридическое закрепление феодальной собственности на землю и ее недра по законодательству Петра I и Екатерины II.
Понятие права собственности и права владения по своду законов Российской империи 1832 г.
право собственности в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Регламентация права собственности по советскому и современному законодательству.
Обязательственное право в Древней Руси и в период феодальной раздробленности.
Обязательства и договоры в Российской империи (ХVIII – середина ХIХ вв.).
Обязательственное право в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Противоречивый характер обязательственных правоотношений в советском государстве.
Наследственные правоотношения по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте».
Внедрение принципов единонаследия и майората при Петре I и их реализация в ХVIII в.
Порядок наследования движимого и недвижимого имущества в XIX в.
Нормы наследственного права при советской власти и в современной России.
Семейно-брачные правоотношения в Древней и Средневековой Руси.
Брак и семья в период утверждения и расцвета абсолютизма (XVIII в.).
Семейное право России XIX – начала XX вв.
Правовое регулирование семейно-брачных отношений в советский и современный периоды.
Понятие «преступление» в истории российского уголовного права.
Эволюция видов преступлений в истории российского уголовного права.
Трансформация системы наказаний в уголовном праве России.
Судебные органы и процесс в период феодализма (IX – середина XIX вв.).
Судебная реформа 1864 г. и ее значение.
Организация судоустройства и судопроизводства в советском и современном российском государствах.

Работа содержит 1 файл

Шпора на иогп.doc

— 602.50 Кб (Скачать)

Центральная, северная и  западная части Казахстана добровольно приняли в 30–40-е гг. XVIII в. русское подданство, юго-восточная часть также добровольно вошёла в состав России, хотя и несколько позднее, в 1846–1854 гг.

Присоединение Средней  Азии к России завершилось в 1884 г.

В обстановке острых противоречий с Англией российское правительство не пошло на полную ликвидацию феодальных ханств. Формально они сохраняли статус самостоятельных государств, но их политика находилась под контролем России.

 

  1. Проекты М. М. Сперанского «европеизировать» государственную систему России и их судьба.

В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного механизма выступил император Александр I. Характерной чертой царствования Александра I становится борьба двух течений, либерального и консервативно-охранительного, и лавирование императора между ними.

По заданию императора проект государственных реформ под  названием «Введение к уложению государственных законов» в 1809 г. подготовил М. М. Сперанский (1772–1839 гг.). При его  разработке использовался не только российский, но и зарубежный опыт государственного строительства.

Проект базировался  на принципе разделения властей –  законодательной, исполнительной и судебной, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной власти перед законодательной. В соответствии с принципом разделения властей им была разработана следующая структура органов власти и управления. Высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума.

На местах законодательными полномочиями были наделены губернские, уездные и волостные думы. Высшая исполнительная власть возлагалась на министерства, на местах исполнительная власть принадлежала губернским, уездным и волостным управлениям. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Его члены должны были выбираться губернскими думами. Приговоры Сената являлись окончательными и не подлежали обжалованию. В губерниях и уездах предполагалось создать губернские и уездные уголовные отделения.

Вершиной новой государственной  системы, по мысли Сперанского, должен был стать Государственный совет, своеобразное связующее звено между императором и органами, представляющими три ветви власти: Государственной думой, министерствами и Сенатом.

Проект не умалял и  прерогативы императора. Он оставался  главой государства, мог прерывать  сессии Государственной думы, распускать ее, назначал министров, а также членов Сената.

Таким образом, Сперанский предлагал российской империи совершенно новую политическую структуру, при  которой монарх должен был делить власть со своим народом, и которая  со временем должна была привести к созданию в России конституционной монархии.

Однако проект Сперанского  встретил решительное противодействие со стороны реакционно-настроенных государственных чиновников, посчитавших его слишком радикальным и опасным.

Единственным органом, который был создан в соответствии с проектом Сперанского, стал Государственный совет, однако он получил совершенно иные полномочия: вместо связующего звена между императором и тремя ветвями власти был превращен в законосовещательный орган с правом рассмотрения лишь проектов законов с обязательным их последующим утверждением императором.

Незавидной оказалась  судьба и самого составителя проекта  государственных реформ. Сперанский был сослан сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь. В 1816 г. был «прощен», назначен пензенским губернатором, а в 1819 г. стал генерал-губернатором Сибири, в 1821 г. он был возвращен в Петербург и привлечен к работе по систематизации российского законодательства.

По предложению императора М. М. Сперанский, а впоследствии и Н. Н. Новосильцев подготовили проекты российской конституции. По проекту «Государственной уставной грамоты Российской империи» предполагалось создание представительного законосовещательного двухпалатного органа (верхней палатой при этом становился Сенат, нижней – Госсовет). Россия должна была иметь федеративное устройство с разделением на 12 наместничеств, имевших собственные  представительные органы. Однако Александр I предпочел отложить принятие столь значимого документа.

 

 

  1. Реформы 60–70-х гг. XIX в. Чего хотел Александр II?: версии и гипотезы.

60–70-е годы ХIХ в.  стали временем важных преобразований  в России, которые затронули практически  все важнейшие стороны российского  общества и государства. Были  проведены: социально-экономические  реформы (ликвидация крепостного  права); политические реформы (судебная, земская, городская, военная системы); реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, печати).

Решающий толчок к  реформам придало поражение России в Крымской войне 1853–1856 гг. Россия потеряла авторитет у передовых европейских государств и оказалась в международной изоляции. Унизительные условия Парижского мирного договора в одночасье превратили нашу страну в третьеразрядное государство.

Ряд исследователей (М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов) считают, что революционной ситуации, вызванной крестьянскими выступлениями, в конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. не было, что антикрепостнические выступления крестьян, о которых говорилось в советской исторической литературе, сильно преувеличены. Главной причиной преобразований стал социально-экономический кризис, вызванный крахом внешнеполитического могущества страны и угрозой превращения её во второстепенную державу.

Реформы 60–70-х гг. XIX в. кардинально изменили все стороны жизни России. Эпохальное значение имели отмена крепостного права, радикальная перестройка судоустройства и судопроизводства, а также реформирование органов местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 г. способствовала демократизации судоустройства и судопроизводства: суд был отделён от администрации, в судопроизводстве стали внедряться демократические принципы (гласность, публичность, состязательность), был создан суд присяжных, начал действовать институт профессиональной адвокатуры и т. д.

Хотя структура высших органов государственной власти в основном сохранилась, в политической системе России появились новые звенья. Был образован Совет министров, перестроен аппарат министерств, реформирована пенитенциарная система.

Одним из новых звеньев, но в старой организационной форме  выступила сельская крестьянская община, которая была переименована в сельские и волостные общества. Им были переданы фискальные, полицейские и другие функции, ранее выполнившимися помещиками.

По земской реформе 1864 г. новым элементом политической системы стали земские органы, которые формировались на выборной основе от всех сословий на двух уровнях – губернском и уездном.

Специалисты по истории  земского движения в России Г. А. Герасименко, Л. Е. Лаптева к позитивным сторонам в деятельности земств относят и то, что они заявили о себе и в политической жизни страны. В рамках земств в пореформенный период возникло оппозиционное самодержавию политическое движение, получившее в исторической литературе наименование земского либерального движения. По своей природе земства тяготели к парламентской форме правления.

В 1870 г. было издано «Городовое положение», на основании которого сословные городские думы, введенные еще при Екатерине II, были заменены всесословными органами городского самоуправления, построенными на буржуазных принципах. Распорядительным органом городского самоуправления являлась городская дума, исполнительным – городская управа, которую возглавлял городской голова. Городской голова избирался городской думой и утверждался в должности в губернских городах Министерством внутренних дел, а в прочих городах – губернатором.

Таким образом, реформы 60–70-х  гг. XIX в. способствовали трансформации российской политической системы. Они продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Наряду с авторитарной властью в политическую систему включаются либеральные и демократические начала. По мнению исследователей, тем самым были заложены важные основы разгосударствения общества и развития гражданских институтов.

  1. Возникновение российского парламентаризма. Учреждение Государственной Думы и реорганизация Госсовета в годы Первой русской революции.

Революция 1905–1907 гг. побудила царское правительство пойти на некоторые изменения в государственном строе, которые способствовали возникновению российского парламентаризма.

Возникновение парламентаризма  в России проходило в специфических  условиях и имело свои особенности. Во-первых, запоздалое складывание  системы парламентаризма по сравнению  с Западной Европой и отсутствия в России развитых демократических  традиций народного представительства. Во-вторых, последний российский император Николай II придерживался консервативных взглядов. В-третьих, истоками российского парламентаризма стало земское движение, поэтому в значительной мере использовался его опыт. В-четвёртых, складывание российского парламента во времени совпало с формированием в России партийной системы, что предопределило представительство в нём сразу как проправительственных, так и оппозиционных, а также революционных политических партий.

Разработка законопроекта о создании в России высшего представительного органа была поручена министру внутренних дел А. Г. Булыгину. Революция заставила Николая II подписать 17 октября 1905 г. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который провозгласил: 1) даровать народу России демократических свобод: свободы слова, совести, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоёв населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов (положил начало складыванию парламентаризма в России). 20 февраля 1906 г.  в соответствии с Манифестом был обнародован нормативный акт «Учреждение Государственной думы».

Государственная Дума также  получила полномочия: утверждать государственный бюджет и контролировать его исполнение, рассматривать дела об отчуждении государственного имущества, осуществлять контроль за строительством железных дорог, регистрировать вновь создававшиеся акционерные компании.

Государственная Дума избиралась населением Российской империи по куриям сроком на пять лет. Для предварительного рассмотрения вопросов в Думе формировались отделы и комиссии. В общей сложности насчитывалось 11 отделов и около 30.

Одновременно с «Учреждением Государственной Думы» был издан  указ «О переустройстве Государственного Совета», в соответствии с которым  он был реорганизован, наделен законодательными полномочиями, превращен во вторую, верхнюю палату.

Госсовет формировался как английская палата лордов. Половина его членов (98 членов) назначалась императором из высших государственных чиновников, в том числе председатель и вице-председатель, вторая половина – избиралась, но не населением, а на представительной основе по специальному списку от «сословий и корпораций». Члены Госсовета (выборная половина) избирались на 9 лет с ротацией одной трети через каждые три года. Что касается назначаемых членов Госсовета, то император определял их состав ежегодно.

19 октября 1905 г. был опубликован царский указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений», согласно которому Совет Министров превращался в постоянно действующее высшее правительственное учреждение во главе с председателем. На Совет Министров возлагалось объединение деятельности министерств и ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления. Председатель Совета Министров и министры назначались и увольнялись в отставку императором. Первым премьером российского правительства стал С. Ю. Витте.

Думский период, длившийся  в дореволюционные годы 12 лет, свидетельствовал о том, что работа Государственной  думы, конечно, была далека от совершенства.

Изменения в государственном  строе в годы Первой русской революции, последовавшее затем принятие в новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906 г.) дали основание ряду авторов (В. Старцев, С. Чибиряев, Ю. Титов, В. Рогов, В. Шевелёв) утверждать, что прежняя форма правления (абсолютная монархия) себя изжила.

С одной стороны, в России сохранялись обширные властные полномочия монарха, перед которым было ответственно правительство, а, с другой, – существовал парламент, наделенный законодательной властью, хотя и ограниченной, часть властных полномочий император передал Думе и Госсовету.

  1. К вопросу о двоевластии после Февральской революции 1917 г.

В феврале 1917 г. в России произошла буржуазно-демократическая  революция, в  ходе которой было свергнуто царское самодержавие.

Традиционно в историко-юридической литературе говорилось о том, что в результате Февральской революции в России было установлено двоевластие. К власти пришли разнородные политические силы, но ни одна из них не владела ею полностью, по существу обе власти действовали одновременно: с одной стороны, ее осуществляло Временное правительство, а с другой – Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство  было сформировано после отречения Николая II от престола Временным комитетом Государственной Думы 2 марта 1917 г.

Взамен упраздненной полиции создается «народная милиция». Термин «милиция» должен был показать большую её близость к народу.

В мае образуется министерство труда, которому было поручено регулирование  взаимоотношений труда и капитала, рассмотрение конфликтов, организация  рынка труда. К числу вновь созданных министерств относились также министерство продовольствия, министерство призрения.

В целях укрепления связи  государства с церковью в августе  был упразднен Синод и образовано министерство вероисповеданий. Для  выработки экономической политики при Временном правительстве были учреждены Экономический совет и Главный экономический комитет. Первый занимался разработкой экономической стратегии, второй – регулированием текущей хозяйственной жизни страны.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"