Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:12, шпаргалка

Описание работы

64 билета по "Истории государства и права"

Содержание

Формирование научных концепций истории отечественного государства и права в российской историографии XVIII в.
Развитие историко-правовой науки в XIX–нач.XIX вв. Работа М. Ф. Владимирского-Буданова «Обзор истории русского права».
История отечественного государства и права в исследованиях советских историков.
Современная российская историография истории отечественного государства и права.
Различные подходы к трактовке образования др.русского гос-ва. Норманнская теория. Отношение к ней различных исторических школ.
форма древнерусского государства. Неоднозначность в ее определении.
Образование государства Золотая Орда, его форма и система права.
Монголо-татарское «иго». Правовое положение русских княжеств. Дискуссии по данному вопросу.
Освещение влияния Золотой Орды на формирование русской государственности в историко-юридической литературе.
Великое княжество Литовское («Другая Русь») [XIV–XVI вв.].
Различные подходы к трактовке событий в России в кон. XVI – нач. XVII вв. Понятие «смутное время». Причины «смуты».
Самозванство как специфический феномен русской истории. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
Происхождение династии Романовых. Правление Михаила Романова.
К вопросу о роли земских соборов в государственной системе и форме правления в России в середине XVII в.
Дискуссии по проблемам истории российского абсолютизма.
Особенности российского абсолютизма при Петре I.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
«Неоабсолютизм» второй половины XIX – начала ХХ вв.
Превращение российского государства в многонациональную державу (XVI–XIX вв.). Проблема соотношения добровольности и принуждения в её формировании.
Проекты М. М. Сперанского «европеизировать» государственную систему России и их судьба.
Реформы 60–70-х гг. XIX в. Чего хотел Александр II?: версии и гипотезы.
Возникновение российского парламентаризма. Учреждение Государственной Думы и реорганизация Госсовета в годы Первой русской революции.
К вопросу о двоевластии после Февральской революции 1917 г.
Теоретические основы формирования советской государственности.
Становление механизма советского государства после Октябрьской революции.
Форма правления и сущность формирующегося советского государства: юридическое закрепление и реальность.
Несоветские правительства в годы гражданской войны (1918–1920 гг.).
Национально-государственное строительство после Октябрьской революции. Альтернативные проекты объединения советских республик. Образование СССР и его конституционные основы.
Деформация госаппарата в 1930 – начале 1950-х гг. Формирование двухструктурной партийно-советской власти (по принципу «опричнина» – «земщина»).
Первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма в период хрущёвской оттепели.
Доктрина «общенародного государства» по Конституции СССР 1977 г. и её несостоятельность.
Попытка внедрения в советскую систему принципов европейской демократии в период «перестройки» и её результаты.
Проблема двоевластия в России после распада СССР и поиск путей её решения.
Административные реформы второго Президента России В. В. Путина.
Проблемы развития российской государственности на современном этапе.
Различные подходы к трактовке источников возникновения древнерусского права. «Русская правда» – проблемы источниковедения.
Источники (формы права) в период феодальной раздробленности. Происхождение «Псковской судной грамоты».
Источники права Московской Руси (конец XV – середина XVII вв.). Соборное уложение 1649 г.
Специфические черты законодательства Петра I и Екатерины II.
Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
Источники права в советский период.
Становление института собственности в древнерусском праве (по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте»).
Юридическое закрепление феодальной собственности на землю и ее недра по законодательству Петра I и Екатерины II.
Понятие права собственности и права владения по своду законов Российской империи 1832 г.
право собственности в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Регламентация права собственности по советскому и современному законодательству.
Обязательственное право в Древней Руси и в период феодальной раздробленности.
Обязательства и договоры в Российской империи (ХVIII – середина ХIХ вв.).
Обязательственное право в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Противоречивый характер обязательственных правоотношений в советском государстве.
Наследственные правоотношения по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте».
Внедрение принципов единонаследия и майората при Петре I и их реализация в ХVIII в.
Порядок наследования движимого и недвижимого имущества в XIX в.
Нормы наследственного права при советской власти и в современной России.
Семейно-брачные правоотношения в Древней и Средневековой Руси.
Брак и семья в период утверждения и расцвета абсолютизма (XVIII в.).
Семейное право России XIX – начала XX вв.
Правовое регулирование семейно-брачных отношений в советский и современный периоды.
Понятие «преступление» в истории российского уголовного права.
Эволюция видов преступлений в истории российского уголовного права.
Трансформация системы наказаний в уголовном праве России.
Судебные органы и процесс в период феодализма (IX – середина XIX вв.).
Судебная реформа 1864 г. и ее значение.
Организация судоустройства и судопроизводства в советском и современном российском государствах.

Работа содержит 1 файл

Шпора на иогп.doc

— 602.50 Кб (Скачать)

Одной из главных реформ, начатых В. В. Путиным в области  государственного строительства, стало  образование в мае 2000 г. семи федеральных  округов, в каждый из которых был  назначен полномочный представитель  Президента.

Целью создания федеральных округов было усиление позиций Центра, его влияния на жизнь регионов, борьба с региональным сепаратизмом..

В августе 2000 г. был принят новый закон о порядке формирования Совета Федерации. В его состав вместо губернаторов и глав законодательных  собраний субъектов Федерации вошли их представители для работы на постоянной основе. Был изменён порядок занятия губернаторского поста: не выборы прямым голосованием, а путём предложения кандидатуры губернатора Президентом законодательному собранию субъекта Федерации. Президент получил право на определённых условиях отрешать от должности высших должностных лиц субъектов РФ или вносить в Думу проект закона о роспуске законодательного органа субъекта РФ.

Для республиканских  лидеров и губернаторов В. В. Путин  создал Государственный совет в качестве совещательного органа, призванного давать стратегические рекомендации для разработки проектов наиболее значимых реформ.

Политический курс В. В. Путина, направленный на усиление государственности, получил поддержку большинства  населения страны. Главное, что достигнуто Россией за время президентского правления В. В. Путина – это прекращение падения страны в пропасть, восстановление ее целостности, экономический рост, постановка и решение ряда неотложных социальных проблем, укрепление позиций российского государства на международной арене

 

 

 

  1. Проблемы развития российской государственности на современном этапе.

В развитии российской государственности  на современном этапе сохраняется  немало непростых, сложных проблем, которые требуют дальнейшего осмысления и практического решения.

Одной из важных проблем является задача совершенствования организации  работы государственных учреждений, разработка нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность, а также  подготовка государственных служащих для органов государственного управления. В этих целях была разработана программа «Резерв кадров для правительства России».

В РФ существует асимметричность федеративного  устройства, которая выражается в  разном конституционно-правовом статусе  субъектов РФ, ибо одни субъекты сформированы по национальному, другие по территориальному принципу.В сложно построенных субъектах взаимоотношения в правовом отношении не урегулированы и позиция Центра по данному вопросу не определилась. Всё отдано на откуп самим субъектам: как договорятся между собой.

В Конституции РФ не сказано, кто  и как сможет применить санкции  против должностных лиц или органов  власти субъекта Федерации, нарушающих федеральное законодательство. Положение  усугубляется ещё одной спорной  статьёй Конституции о том, что прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором «по согласованию с её субъектами» (Ст. 129). Это порождает зависимость прокуратуры от региональных властей.

Конституция РФ предоставляет очень  широкие полномочия Президенту РФ. Конституция предусматривает возможность отрешения Президента от занимаемой должности по обвинению в государственной измене или совершений иного тяжёлого преступления (но не за нарушение принимаемой им присяги, конституции и законов страны). При этом вводится такой сложный порядок решения вопроса, что делает практически невозможным доведение процедуры отрешения Президента от должности до конца.

Нуждается в дальнейшем совершенствовании структура органов  исполнительной власти, которая на рубеже ХХ и XXI вв. неоднократно изменялась. Вопросами стратегического развития экономики ведает лишь одно министерство экономического развития, что на наш взгляд, вряд ли отвечает требования сегодняшнего дня. Формально юридически Правительство РФ не подотчётно парламенту. Одной из значимых проблем формирования российской государственности начала XXI в. является поиск новой государственной идеологии. В 1990-е гг. квинтэссенцией правящей российской элиты была идея возвращения России в мировую цивилизацию, построение правового государства, свободного демократического общества с рыночной экономикой. Для радикалов было характерно убеждение в том, что рыночная свобода будет благодатна не только для промышленности и сельского хозяйства, но и для науки и культуры. Более того, в российской политической элите тех лет ярко проявился комплекс исторической неполноценности России и идеализированное восприятие Запада.

Однако уже в середине 90-х гг. представители российской власти заговорили о необходимости  конструирования новой государственной  идеологии. Развеялись иллюзии, будто  приобщение к западной цивилизации  – единственный путь решения многочисленных социально-экономических проблем К тому же в ходе реформ разрыв между экономическим уровнем западных стран и России не только не сократился, но ещё более увеличился. По мнению исследователя В. В. Согрина одной из самых уязвимых черт современной российской модернизации является неспособность укорениться на национальной основе. Поиски новой государственной идеологии продолжаются.

  1. Различные подходы к трактовке источников возникновения древнерусского права. «Русская правда» – проблемы источниковедения.

Возникновение Древнерусского государства в IX в. сопровождалось формированием системы права. Источники древнерусского права как оно формировалось1) Приверженцы норманнской теории говорили об иноземной первооснове древнерусского права. Так, историк XIX в. Ф. А. Морошкин считал, что «Русскую Правду» на Русь привезли варяги. 2) Историк Н. М. Максименко говорил о том, что в основу Краткой редакции «Русской Правды» было положено византийское законодательство. 3) Ряд историков XIX – начала XX вв. отмечали значительное влияние на древнерусское законодательство, особенно уголовное, монгольского права. 4) Антинорманисты во главе с М. В. Ломоносовым придерживались позиции, исключающей какое-либо зарубежное влияние.

Русь жила не автаркично, изолированно от других народов и государств, которые по различным каналам оказывали на нее влияние и на которые в свою очередь воздействовала и она.Не могло не отразиться на формировании древнерусского права и принятие Русью христианстванормы канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, семейно-брачные и некоторые имущественные отношения.

Несмотря не на что  Древнерусское право создавалось на славянской основе.Основным источником древнерусского права стали обычаи, перешедшие в классовое общество из родового строя и трансформировавшиеся в силу их признания государством в нормы обычного права.

Первоначально нормы  обычного права культивировались в  устной форме. Писаное право впервые  появилось в X в. при оформлении договоров, которые стали заключать древнерусские князья между собой, а также с иностранными государствами. Они устанавливали порядок гражданско-правовых споров, а также виды наказаний за уголовные преступления.

Крупнейшим письменным памятником древнерусского права была «Русская правда».Вопрос о времени её происхождения спорен. По мнению С. В. Юшкова, первоначальная редакция «Русской правды», представлявшая собой свод устных норм обычного права, известная как «Закон Русский», до нас не дошла. Вторую редакцию «Русской правды» исследователи связывают с именем Ярослава Мудрого и относят к 30-м гг. XI в. Сыновья Ярослава в середине XI в. существенно дополнили и переработали текст документа, создав так называемую «Правду Ярославичей» (третья редакция). Объединённые затем переписчиками «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» составили четвёртую редакцию, получившую название «Краткой правды» (КП). Краткая правда включала в основном нормы уголовного права и процесса. Считается, что она окончательно оформилась в 1068–1071 гг.К XII в. относится пятая редакция «Русской правды» и связывается с именем Владимира Мономаха. Она получила название «Пространной правды» (ПП).Пространная редакция существенно отличалась от Краткой не только числом статей, но и содержанием. Это значительно более развитый кодекс феодального государства, свидетельствовавший о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, товарно-денежных отношений, социальной дифференции общества.Шестая редакция Русской правды получила название Сокращённой (СП). О времени её возникновения мнения исследователей расходятся. В. А. Рогов относит её формирование к XIII–XIV вв., Ю. П. Титов – к XV в. Русская правда представляла собой пример типичного кодекса раннего феодализма: нормы права в ней изложены без чёткой системы

 

  1. Источники (формы права) в период феодальной раздробленности. Происхождение «Псковской судной грамоты».

Источниками (формами) права  в период феодальной раздробленности были, прежде всего, «Русская правда», уставы и грамоты русских князей. Источниками права являлись также «приговоры» или решения веча, межгосударственные договоры, договоры между князьями, сохраняли силу нормы обычного права («пошли'ны»).

Однако важнейшими источниками  права в период феодальной раздробленности  стали два памятника законодательной  деятельности веча: Новгородская судная грамота и Псковская судная грамота.Текст Псковской судной грамоты был обнаружен в 1843 г. профессором Н. Н. Мурзакевичем в библиотеке князя М. С. Воронцова в Одессе и опубликован в 1847 г. С этого времени начинается её научное изучение как памятника русского права.

При изучении текста грамоты  учёные обратили внимание на то, что  единственный сохранившийся в полном виде Воронцовский список, обнаруженный профессором Н. Н. Мурзакевичем, являлся  плохо сохранившейся, обветшалой копией документа. В ней были допущены описки, размещение выдержек из законов было хаотичным и скорее всего не отражало первоначального их расположенияПоэтому неслучайно по вопросу о происхождении Псковской судной грамоты в исторической литературе до сих пор сохраняется немало спорных подходов.

В частности, является спорным вопрос о времени принятия Псковской грамоты. Дело в том, что грамота не имела заголовка (заголовок был дан исследователями).

И второй довод, в 1467 г. в Пскове произошло весьма важное событие – в Псков весной прибыл из Москвы князь Ф. Ю. Шуйский в качестве великокняжеского наместника.Псковичи, чтобы сохранить свои обычаи, и не имея возможности сопротивляться Москве, собрали вече и приняли Судную грамоту на основе грамот прежних князей и псковских «пошли'н» (т. е. обычаев).

С вопросом о времени  принятия грамоты тесно связан вопрос об источниках и структуре Псковской судной грамоты, который также вызывает полемику среди учёных.В числе своих источников Псковская судная грамота называет грамоты князя Александра и князя Константина. Возникает вопрос: какой князь Александр имеется ввиду? Одни учёные (Мурзакевич, Устряков, Рожкова, Мартысевич, Зимин) считают, что речь идёт о князе Александре Михайловиче Тверском, княжившим в Пскове дважды (с 1327 по 1330 г. и  с 1331 по 1337 год). Другие учёные (Калачёв, Энгельман, Сергеевич, Черепнин) полагают, что это не кто иной, как Александр Невский.Кто же прав? Автор монографии «Псковская судная грамота и её время» (М., 1980) Ю. Г. Алексеев считает, что законодательным памятником Господина Пскова была грамота князя Александра Невского (а не тверского

Не совсем ясным остаётся и вопрос о структуре грамоты, о последовательных этапах составления её текста. В дооктябрьской историографии преобладало мнение, что памятник образовался путём приписки новых статей к старым и что существующий порядок статей отражает историю составления текста грамоты .Однако Н. Н. Мурзакевич высказал мысль о возможности перемещения листов грамоты при её перепискеТак, М. К. Рожкова считала, что из 120 статей древнейшими являются последние 12 статей памятника, а ст. 77–83 – вставка более позднего происхождения.

Вывод: Псковская судная грамота является законодательным памятником, содержание которого носит заметные следы хронологического наслоения. Она создавалась постепенно, не один раз, а в 1467 г. была сведена в единый список и получила окончательную редакцию

  1. Источники права Московской Руси (конец XV – середина XVII вв.). Соборное уложение 1649 г.

Наибольшее значение в Московской Руси имели Судебники. Первый русский общегосударственный Судебник 1497 г. был утверждён в разгар политических интриг и заговоров вокруг короны, связанных с борьбой наследников от двух браков Ивана III.

В сложившихся условиях Судебник выполнял функции общегосударственного стабилизатора .Юридический уровень Судебника был достаточно высок.

Уникальность ситуации в России конца XV – начала XVII вв. состояла в том, что почти каждое царствование было ознаменовано составлением собственного Судебника, который приобрёл значение общегосу-дарственного обобщающего нормативного документа.

Судебник 1550 г. известен как царский. Он был утверждён  во время масштабных реформ Ивана IV в 50-х гг. XVI в. и служил правовой основой их проведения. Он состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и богатству правовых институтов значительно превосходил Судебник 1497 г. Судебник 1589 г. (Фёдора Иоанновича) изучен очень слабо. Он не был памятником официального происхождения и составлялся кем-то для нужд черносошного русского Севера.Судебник 1606–1607 гг. изучен крайне слабо. Скорее всего он отражал законодательство в условиях пошатнувшегося правопорядка в период смутного времени. Прежние сборники законодательства знали деление текста только на статьи, данный же кодекс впервые ввёл деление на главы объединявшие близкие по содержанию статьи.

К 50-м гг. XVI в. относится появление Стоглава и Домостроя. Появление Стоглава относится к церковному собору 1551 г., где Иван IV выступил с речью, в которой изложил 69 вопросов к церкви и просил дать ответы на них «по правилам Святых Отцов». Ответы деятелей церкви составили книгу, разделённую на 100 глав и соответственно получившую название Стоглава. Стоглав в основном отражал нормы канонического права. Он был разослан по монастырям и церквам. Домострой был составлен в царском окружении и представлял сборник бытовых, нравственно-моральных правил поведения. Крупнейшим законодательным памятником периода сословно-представительной монархии в России стало «Соборное уложение» 1649 г., в немалой степени определившее правовую систему Российского государства на многие последующие десятилетия.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"