Способы устранения пробелов

Автор: l********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Целью и основной задачей моей курсовой работы является – выяснения путей восполнения и устранения пробелов в праве в условиях развития нашего государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие пробелов в праве………………………….……………...4
1.1 Природа и виды пробелов в праве…………………….……….....4
1.2 Причины пробелов в праве……………………………………...6
1.3 Объективная и субъективная природа пробелов в праве …..…...9
2. Способы устранения пробелов…………………………………….11
2.1 Устранение пробелов……………………………………………...11
2.2 Аналогии закона и права..………………………………………..15
Заключение………………………………………………………….....17
Список использованных источников………………………….……..18

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 40.72 Кб (Скачать)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение……………………………………………………………….3

1. Понятие пробелов  в праве………………………….……………...4

1.1 Природа и виды пробелов в праве…………………….……….....4

1.2 Причины пробелов в праве……………………………………...6

1.3 Объективная и субъективная природа пробелов в праве …..…...9

2. Способы устранения пробелов…………………………………….11

2.1 Устранение пробелов……………………………………………...11

2.2 Аналогии закона и  права..………………………………………..15

Заключение………………………………………………………….....17

Список использованных источников………………………….……..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   

     В курсовой работе я бы хотела остановить свое внимание на вопросах, касающихся пробелов права, которые являются сегодня центральными движущими силами  развития права и законодательства страны в целом.

       Проблема наличия пробелов характерна для любого законодательства и предлагает не только ситуацию, когда правовые нормы полностью отсутствуют, но и когда нормы права охватывают не весь объём общественного отношения, затрудняя, таким образом, его регулирование. Обилие и разнообразие жизненных ситуаций,  фактических  обстоятельств не всегда бывает  полностью  урегулировано  юридическими  нормами.   Природа

пробелов в  праве заключается, в  первую  очередь,   скорее  в  обширности  и

разнородности общественных отношений.

       Таким образом, в своей работе я бы хотела остановиться на следующих аспектах: дать понятия пробела в праве, его различные трактовки с  точки зрения теории государства  и права, определить виды пробелов, причины их возникновения, а также  способы их возможного восполнения. В мое поле зрения попадают также  такие вопросы, как аналогия права  и аналогия закона, а также проблематика  восполнения пробелов судьями на фоне проблемы разграничения судебной и законодательной власти.

     Целью и основной задачей моей курсовой работы является – выяснения путей восполнения и устранения пробелов в праве в условиях развития нашего государства. 
 
 
 
 
 

Природа и виды пробелов в праве.

         В процессе правоприменения возникают такие ситуации, когда невозможно принять решение на основе существующих норм права, поскольку они для  данного случая отсутствуют. Такая ситуация свидетельствует о пробеле в законодательстве и праве.

       Пробел  в праве – это полное или  частичное отсутствие норм, необходимость  которых обусловлена развитием  общественных отношений и потребностями  практического решения дел.

       Понимание понятия пробел  в  законе  или  праве  достаточно  сложное. Смешение фактических общественных отношений с правоотношениями и,  особенно, их включение в понятие права, затрудняет уяснение вопроса о пробелах. Определяя право через  нормы   или  совокупность  норм,  необходимо обращать внимание на применение права в общественных отношениях.

       Наиболее  наглядно вопрос о пробелах в праве   встает  при  проведении

кодификаций,   когда   выявляются   неохваченные   нормами   права   области

жизнедеятельности.  Выявление  пробелов  в  праве  не  только  дополняет   и

исправляет  неточности и недостатки законодательства,  но  и  одновременно  с

их выявлением,  позволяет  глубже  понять  все  стадии  правоприменительного

процесса. Устранение пробелов в праве, ближе  к  практической деятельности, так как выявление пробелов требует столкновения правых норм  и общественных  отношений.  Но,  при   любых   обстоятельствах,   практические рекомендации требуют сколько-нибудь развитой методологической базы.

         Вопрос  о  пробелах   в   праве   в   юридической   науке   возникает

преимущественно в связи с применением и  толкованием правовых норм,  а  также при    решении     общеметодологических     задач     правотворческого     и правоприменительного процесса. Право по содержанию есть совокупность конкретно  определенных  правил поведения людей.

           Существуют действительные и мнимые пробелы в праве.      Действительный  пробел  -   отсутствие   нормы   права,   регулирующей конкретное общественное отношение,  в  том  случае,  когда  такое  отношение

входит в сферу  правового регулирования. Его следует  отличать от мнимого

или кажущегося пробела. Действительный пробел в праве может возникнуть с  начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые  не могли  быть  предусмотрены  законодателем.  Пробелы   в   праве   объективно возможны, а в некоторых случаях  просто неизбежны.

          Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя

на этом основании отказать в  официальной  правовой  оценке  поведении  лиц,

оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования.

          Таким образом, пробел  в праве – несовершенство  права,  отсутствие

реального содержания, которое должно являться необходимым  его  компонентом. Некоторые видят в праве и намеренные  пробелы,  что  значит  -  законодатель сознательно оставил вопрос, находящийся в поле его зрения, открытым с  целью предоставить его решение течению  времени  или  отдавал  его  на  усмотрение практики.   Необходима   теоретическая   разработка   оснований   оставления законодателем тех или иных вопросов без внимания.1

          Пробелы в праве – это своего  рода   дефекты   и   волеизъявление

законодателя, когда не осознаются объектами право  регулирования  институты, подлежащие закреплению в праве. 
 
 
 
 
 
 

     Причины пробелов в праве.

       Отличительная черта пробела в праве состоит  в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует  конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы: законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных  обстоятельств, через общие нормы  права, общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробелы  представляют собой своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани  юридических норм, которые нежелательны и в принципе должны быть исключены  из общего правила, адекватного правового  регулирования социальной сферы.

       Пробелы могут быть в законах, в указах главы государства, в постановлении  правительства, в инструкции министерства.      

       В принципе  пробелы в праве, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако, в силу  системности  права, тесного взаимодействия элементов  системы права, пробел в праве  можно преодолеть еще в процессе реализации права, а именно – в  процессе правоприменения. Восполнение пробелов в праве – это специфическая форма (метод) применения действующего права, при котором юридическое дело решается в соответствии с волей законодателя, не нашедшей, однако, выражения в конкретных юридических предписаниях.

       Вопрос  о пробелах в праве в юридической  науке возникает преимущественно  в связи с применением и  толкованием правовых норм, а также  при решении общеметодологических задач правотворческого и правоприменительного процесса.

       Право по содержанию есть совокупность конкретно  определенных правил поведения людей. Определяя право через нормы  или совокупность норм, необходимо обращать внимание на применение права  в общественных отношениях.

       Пробелы в праве – это своего рода дефекты  и волеизъявление законодателя, когда  не осознаются объектами право регулирования  институты, подлежащие закреплению  в праве.

       Помимо  всего прочего, можно говорить и  об объеме пробельности в праве: говорить о полном отсутствии необходимых  нормативных актов либо о неполноте  действующего нормативного акта. Объем  пробельности – также существенно важный момент в урегулированности правоотношений.

       Говорить  о полном отсутствии необходимых  правовых актов можно,       когда       нормодатель   не   урегулировал       обособленную совокупность общественных отношений, требующих закрепления  правом, и поэтому отсутствуют  конкретные нормы права. Если на регулирование  каких-либо обстоятельств государственная  воля проявлена, то можно говорить о пробелах в праве как о полном отсутствии нормативных актов.2

       Тут же хотелось бы подчеркнуть, что пробел отличается от ошибки, когда данные фактические отношения урегулированы, но в силу изменившихся условий времени, в силу новых потребностей и интересов  правовое регулирование оказывается  неправильным. Другими словами, пробел в праве есть всегда молчание права. Правовые последствия не наступают  в случаях квалифицированного молчания. Если законодатель не проявил положительной  воли на их регулирование, это вовсе  не означает, что он проявил отрицательную  волю.

       Основными критериями  установления пробелов выступают:

  1. потребность правового регулирования.
  2. не должны противоречить требованиям действующего законодательства и нормам права.
  3. научная и правовая политика законодателя в качестве критерия установления пробела.
  4. воля государства на создание соответствующих норм.

       К сожалению, фактом является то, что  достижение конечных целей права  затрудненно и эффективность  действующих норм снижается, когда  полностью отсутствует необходимый  нормативный акт.

       Говоря  о пробеле в праве как о  неполноте действующих актов, нельзя констатировать  неполноту закона, если понимать ее как несоответствие содержания, логического смысла и  буквального смысла, выраженного  в его текстуальной форме, устраняемого путем толкования. Никакие приемы толкования не способны устранить действующие  устаревшие законы, толкование которых  лишь подчинено цели уяснения воли законодателя, заключенной в нормах права. С помощью различных приемов  толкования уясняется воля законодателя, а с помощью расширительного  или ограничительного толкования  буквальный смысл норм приводится в  соответствии с действующим законодательством.

       Пробелом  в праве будет такая неполнота  законодательства, когда содержание норм права не дает основания для  разрешения определенного случая, когда  ни буквальным текстом, ни его смыслом  этот случай не охватывается. Только абсолютно  не ясные и взаимоисключающие  нормы  могут свидетельствовать  о пробеле.

       Установление  пробела преследует продолжение  целей толкования на новой ступени  детализации. При установлении неполноты  актов необходимо определять, входят ли фактические обстоятельства в  сферу правового воздействия.  Именно это и характеризует творческий характер правоприменительной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 

Объективная и субъективная природа  пробелов в праве.

           Можно выделить две глобальные причины возникновения пробелов в праве:

           1. Объективные – обусловлены тем, что правовое регулирование всегда отстаёт во времени от развития социальных и экономических отношений, а нормотворческий орган не может, да и не должен, предсказывать направление их развития.

            2. Субъективные – обусловлены различными ошибками нормотворческого органа в процессе принятия законодательных актов - от технико-юридических до политических: неверный выбор формы акта, нарушение процедуры подготовки и принятия акта, неверное определение предмета правового регулирования, недооценка общественного мнения, недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта.

Информация о работе Способы устранения пробелов