Сравнительный анализ Конституции США и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие темы «Сравнительный анализ Конституции США и Российской Федерации».
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть сущность и содержание понятия «конституция»;
- перевести с английского языка Конституцию США и ознакомиться с её основными положениями;
- обобщить знания по Конституции РФ;
- провести сравнительный анализ обеих конституций, выявить сходства и различия, опираясь на дополнительную литературу: методические пособия, энциклопедии, учебники, газетные статьи, информацию в интернете;
- систематизировать полученные результаты.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
III. Сравнительный анализ Конституции России и США
IV. Заключение
V. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Сравнительный анализ Конституции США и Российской Федерации.docx

— 859.41 Кб (Скачать)

 

 

 

Реферат по английскому  языку на тему:

«Сравнительный  анализ Конституции США и Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Работу выполнила: ученица 11А класса

Луговая Мария

                                                                  Научный руководитель: Антольев В.Г.

 

 

 

 

 

 

                                           2010 год

 

 

 

Содержание:

    1. Введение
    2. Основная часть
    3. Сравнительный анализ Конституции России и США
    4. Заключение
    5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     I.  Введение

    Такие слова, как «политика», «права и свободы», «гражданин», «власть»  в нашем современном мире можно услышать и увидеть повсюду: по радио и телевизору, в диспутах политиков, в обсуждении знакомых, в статьях корреспондентов, в «паутине» современного мира – сети Интернет.  А если обратиться  к статистике о конкурсе по специальностям в вузах, то юриспруденция занимает лидирующее положение. Таким образом, мы наблюдаем возросший интерес со стороны населения нашей страны к законам.

     Ещё на уроках обществознания нас учили тому, что каждый уважающий себя и свою Родину гражданин должен знать Конституцию страны, в которой он родился, потому что она является основным законом, устанавливающим основы политической, правовой и экономической систем, отражающим  систему правления, форму государственного устройства, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, правовое положение личности, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы. Именно эти аспекты и побудили меня написать научную разработку по сравнению конституций мировых держав с целью более подробного изучения конституционных основ нашей страны и такого передового государства как США. Возникает вопрос: «Почему именно США, а, допустим, не Франции или Германии?» Ответ кроется в моих личных увлечениях: мне нравится изучать английский язык и, соответственно, всё, что связано со страной, в которой на нём говорят.

    Конституция - явление сложное и многоплановое. Различные теоретические аспекты этого явления являются предметом изучения философских, исторических, политологических и юридических наук. Вопросы формы, содержания конституции и ее исторического назначения до сих пор являются дискуссионными.

     Актуальность темы состоит в том, что конституция устанавливает правовые нормы общего характера, имеющие высшую юридическую силу на территории всего государства, и охватывает своим действием все сферы жизни общества. Также конституция нашей страны является самой

молодой, составлялась она  на основе всех знаний и учений, выработанных в России и других странах, поэтому хочется узнать, соответствует ли данная Конституция международному стандарту.

    Целью данной работы является раскрытие темы «Сравнительный анализ Конституции США и Российской Федерации».

     Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

  - рассмотреть сущность  и содержание понятия «конституция»;

  - перевести с английского  языка Конституцию США и ознакомиться  с её основными положениями;

  - обобщить знания  по Конституции РФ;

  - провести сравнительный  анализ обеих конституций, выявить  сходства и различия, опираясь  на дополнительную литературу: методические  пособия, энциклопедии, учебники, газетные статьи, информацию в интернете;

  - систематизировать  полученные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                   II. Основная часть

 

Определение понятия «конституция»  и краткий обзор особенностей Конституций США и Российской Федерации

     Под конституцией (от лат. сonstitutio – установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

      Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер, указывают на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели; они не имеют юридической силы. В Конституциях США и России подчеркивается, что они принимаются народом и от имени народа. Так, в первой использована формула «Мы, народ Соединённых Штатов Америки…». Российская Конституция заимствует  этот подход – её преамбула, содержащая ряд принципиально важных положений, построена как длинная, но единая грамматическая фраза: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,…принимаем Конституцию Российской Федерации». Тем самым выделяется главный источник учредительной конституционной власти – народ, а конституции как бы юридически связывают народ и государство, выражают правомерность власти над людьми.

  Важно обратить внимание и на структуру конституций, то есть на расположение глав, так как нередко структура подчеркивает степень значимости тех или иных основных институтов. В Конституции России глава «Президент» находится перед главой «Федеральное собрание», тем самым указывая на перемещение центра тяжести в государственном механизме в сторону президентской власти. Но это необязательное правило, потому что если обратиться к Конституции США, то там раздел «Исполнительная власть», устанавливающий президентские полномочия, следует за разделом «Законодательная власть», что ни о чем не говорит, так как США есть неоспоримо президентская республика.

   Известно, что выделяется два общепризнанных способа принятия конституции – с помощью учредительного собрания и референдума. Первым способом была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным Конвентом в 1787 г.). Всенародное голосование же стало способом принятия Конституции РФ 12 декабря 1993г.

   Положением, содержащимся в ст.1, российская Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству: республики и монархии. Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства. Однако сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления, тогда как США являются классической президентской республикой, которая была установлена там впервые и затем послужила образцом политического устройства для стран Латинской Америки, освободившихся в первой половине XIX века от колониального владычества Испании.

     Давно известно: чтобы государство хорошо выполняло свои задачи, защищало права своих граждан, необходимы три сильные самостоятельные «ветви» власти: законодательная, принимающая обязательные для всех законы, исполнительная, приводящая их в жизнь, и судебная, следящая за выполнением законов. Идея разделение законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает  поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческий философов Аристотеля и Полибия.  В соответствии с Конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту (Конгрессу), состоящему из Палаты представителей и Сената, исполнительная – Президенту США, судебная – Верховному суду. Высшей законодательной властью в России является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет правительство РФ, судебную власть – суды: Конституционный,  Верховный, Высший Арбитражный.

    Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трёх властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не в праве вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов – Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путём передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признаётся главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и другие). Соединение функций главы государства и главы исполнительной власти встречается и в США.

 

Власть народа

   В американских средних школах все без исключения сдают тест на знание следующего небольшого прозаического отрывка: «We the people of the United States, in order to form a more perfect Union, establish Justice, insure domestic Tranquility, provide for the common defence, promote the general Welfare, and secure the Blessings of Liberty to ourselves and our Posterity, do ordain and establish this Constitution for the United States of America». Вольный перевод на русский язык этой Преамбулы Конституции устанавливает, что именно народ – единственный источник государственности и власти, и именно народ учреждает Конституцию. Верховенство власти народа – фундаментальный принцип демократии, означающий, что  государство должно служить народу, а не народ государству.

    Это исходит еще из теорий Просвещения, когда оно являлось передовой идеей в условиях жесткого абсолютизма (гимном последнему служит знаменитое «Государство – это я!» Людовика XIV). Народ, согласно абсолютистам, - это лишь подданные своего короля. «Декларация независимости» отстаивает совершенно иные основы и понятия человека и гражданина.

   Прежде всего стоит обозначить, что же для американской Конституции есть понятия «народ» и «гражданин». Для обозначения «народа» в ней фигурируют самые разнообразные определения: «свободные люди», «избиратели», из состава которых исключаются «не платящие налогов индейцы», но к которым прибавляются « три пятых всех прочих лиц» (см. Ст. I, п.2). Для идеологов американской революции было совершенно естественным считать полноправными гражданами только лиц, свободных от какой-либо личной и экономической зависимости. В этот список не попадали женщины, зависимые экономически от своих мужей и отцов; негры-рабы, бывшие собственностью плантаторов, или индейцы, ведущие «нецивилизованную» жизнь. Таким образом, избирательным правом наделялись лишь мужчины, лично независимые и платящие налог с собственности. Слово «налогоплательщик» стало в американском лексиконе с тех пор синонимом понятия «гражданин». Возможно,  именно поэтому в США все так исправно платят налоги и по сей день? Может, дело в генах – право называться гражданином только после того, как заполнил налоговую декларацию? Так или иначе, но подобное приравнивание понятий гражданина и налогоплательщика в своей истории Россия упустила, и, кто знает, не отсюда ли все наши нынешние проблемы с неуплатой налогов?

   Нелегким оказался компромисс об определении численности жителей избирательных округов. Представители северных штатов в Конвенте настаивали на том, что ими являются «все свободные люди», однако делегаты с юга были в корне не согласны с этим. С одной стороны, они соглашались, что рабов нельзя причислить к избирателям. Но с другой стороны, они хотели, чтобы рабов включили в списки населения, определяющие количество депутатов в Палате Представителей. Южные штаты заметно уступали северным по количеству «свободных» людей, но не отставали от них в общей численности. В результате своеобразного политического торга и появилась формула «три пятых всех прочих лиц».

   Постепенно менялась страна, менялся и сам народ, и его роль в управлении государством. В 1865 , после кровопролитной Гражданской войны, была принята XIII поправка, за которой следовали также  XIV и XV, согласно которым  негры были освобождены и наделены избирательными правами. В 1920 г. XIX поправка предоставила избирательные права женщинам. Последняя из принятых поправок- XXVI (вступившая в силу с 1971г. и напрямую вызванная войной во Вьетнаме), закрепила избирательные права за гражданами с 18 лет

   Власть народа проявляется в форме как непосредственной демократии (собрания избирателей, самоуправления, политической инициативы, референдума, анкеты и опросов избирателей), так и представительной демократии, путем передачи властных полномочий избираемым государственным органам и лицам. Наряду с местными, американцы прямым голосованием выбирают и высших должностных лиц – президента, губернаторов, мэров, а также членов муниципалитетов, советников, директоров, судей. Всего в США в 1990 г. насчитывалось свыше 500 тысяч избранных должностных лиц.

   Однако Конституция одновременно и ограничивает власть народа. Например, Президент обладает правом вето, которое создается для проверки и защиты от тирании большинства. Некоторые ученые видят роль Президента во внесении монархической функции в конституционный порядок нации, в то время как Сенат вносит аристократический или олигархический элемент, дабы создать сбалансированное правительство.

 

Гарантии  прав и свобод человека. Билль о правах

 

    Идеи неотъемлемых прав личности, построенные на признании  достоинства и ценности человека как такового, нашли правовое закрепление в  Билле о правах. Возможно, самым непопулярным решением, принятым основателями американской Конституции, было решение не включать Билль о правах в окончательный текст. Им пришлось долго уверять ратификаторов в том, что такое перечисление прав, как в Билле, будет достигнуто принятием поправки сразу же после ратификации Конституции. Ее защитники полагали, что особой необходимости во включении Билля о правах нет – правительство остается правительством ограниченных полномочий, и гражданам не будет отказано в их традиционных правах. Александр Гамильтон утверждал, что «Конституция сама является Биллем о правах». Однако народ требовал гарантий, и он их получил в лице первых 10 поправок к основному тексту Конституции, обобщенных под единым названием «Bill of Rights», или «Билль о правах».

Информация о работе Сравнительный анализ Конституции США и Российской Федерации