Сравнительный анализ моделей государственного управления в России, Германии, Японии и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – сравнительный анализ моделей государственного управления в России, Германии, Японии и США.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основные положения, касающиеся моделей государственного управления в России, Германии, Японии и США.
2. Провести сравнительный анализ моделей государственного управления в России, Германии, Японии и США.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Модели государственного управления в России, Германии, Японии и США 5
1.1. Модель государственного управления в России 5
1.2. Модель государственного управления в Германии 10
1.3. Модель государственного управления в Японии 13
1.4. Модель государственного управления в США 20
Глава 2. Сравнительный анализ моделей государственного управления в России, Германии, Японии и США 25
Заключение 35
Список литературы

Работа содержит 1 файл

система гму курсовик.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение                                                                                                                  3

Глава 1. Модели государственного управления в России, Германии, Японии и США                                                                                                                          5

1.1. Модель  государственного управления в  России                                           5

1.2. Модель  государственного управления в  Германии                                    10

1.3. Модель  государственного управления в  Японии                                        13

1.4. Модель  государственного управления в  США                                           20

Глава 2. Сравнительный анализ моделей  государственного управления в России, Германии, Японии и США                                                                     25

Заключение                                                                                                             35

Список  литературы                                                                                               37

 

Введение 

     Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие  государства на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования.

     Определяющим  фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

     Субъектом государственного управления выступает  не аппарат, а государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей страны. Государственное управление - это  управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

     Государственное управление, как сложное социальное явление многоэлементное и многомерное. Государственное управление субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно, наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет объективно целесообразные формы (структура и процесс).

     Государственное управление существует, чтоб познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, требующие правового регулирования  в области государственного управления в России, Германии, Японии и США.  

     Предмет исследования составляют модели государственного управления в России, Германии, Японии и США.

       Цель исследования – сравнительный анализ моделей государственного управления в России, Германии, Японии и США.

     В соответствии с указанной целью  были поставлены следующие задачи исследования:

     1. Рассмотреть основные положения, касающиеся моделей государственного управления в России, Германии, Японии и США.

      2. Провести сравнительный анализ моделей государственного управления в России, Германии, Японии и США. 

     Методологической  основой курсовой работы являются основные методы познания, разработанные философской и юридической наукой, и, в первую очередь, общенаучные методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Модели государственного управления в России, Германии, Японии и  США

1.1. Модель государственного  управления в России 

     Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, то есть не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения главы 1 Конституции РФ.1 Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

     Согласно  Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

    • Президент РФ;
    • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
    • Правительство РФ;
    • суды РФ.

     Необходимо  отметить, что этот перечень соответствует  определенным главам Конституции, в которых конкретно определяются порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.

     Сопоставление статьи 10 и 11 Конституции, в первой из них государственная власть определена в трех форах, а во второй – в  четырех, можно сделать вывод, что президентская власть обладает определенными чертами государственной власти, отличными от трех других. Статья 11 не раскрывает роль и полномочия главы государства – это отражено в главе 4.

     Государственную власть в субъектах Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В статье 77 говорится, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно.2 Эта сторона уже усвоена субъектами Федерации, в результате чего возникли самые разнообразные системы государственной власти – в одних республиках есть президенты, а в других нет, серьезно отличаются полномочия и взаимоотношения законодательной и исполнительной властей. Относительно единообразные системы могут возникнуть при реализации в полном объеме ч. 1 статьи 77, в которой требуется соответствие систем органов государственной власти субъектов Федерации двум положениям:

    • основам конституционного строя Российской Федерации;
    • общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

     Роль  системы устанавливающей основные общие принципы системы органов  государственной власти в субъектах  РФ выполняет Федеральный закон  “Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

     В федеративном государстве принцип  единства государственной власти предполагает четкое распределение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и её субъектами. Все федеративные государства придают этому принципу первостепенное значение. Хотелось бы отметить, что в ходе обсуждения проекта Конституции России данный вопрос приобрел особую важность, так как к этому времени между Российской Федерацией и её субъектами уже существовал Федеративный договор в виде трех отдельных договоров, определивший разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.3

     Законодательная власть – представительная. На основании выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Верховенство – и это очень важно – не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные проистекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным. 4

     Таким образом, законодательная власть –  это делегированная народом своим  представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

     Законодательная власть реализуется избираемым парламентом  – высшим представительным органом государства.

     Парламент включает в себя две палаты: верхнюю  и нижнюю. Двухпалатная структура  предохраняет парламент от поспешных  решений нижней палаты. Срок полномочий верхней палаты более длителен, чем  нижней, ее депутаты имеют более  высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образует комиссии (постоянные, временные и смешанные). Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача – выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссии состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

     Порядок работы парламента определяется его  регламентом, в котором также  закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроектов на пленарных  заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.5

     Существенные  признаки исполнительной власти –  это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и  везде, на всей территории государства. Этим она отличается и от законодательных и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей, органов безопасности, милиции.6

     Таким образом, исполнительная власть – это  вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

     Исполнительная  власть реализуется через Правительство (Президента) РФ и его органы на местах. Правительство (Президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (Президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.7

     Таким образом, судебная власть – это независимая  специфическая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях спора о праве.

     Роль  судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании  двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов судебной власти могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и другой юрисдикции. 8

     Судебная  власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства». В системе  государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:

     Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;

     Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

     Высший  Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами. 

     1.2. Модель государственного  управления в Германии 

     Основной  закон ФРГ признает федерального канцлера главой правительства. Хотя в его статье 62 сказано: федеральное правительство состоит из федерального канцлера и федеральных министров, (что подчеркивает кабинетный характер этого правительства)9, другие положения конституции обеспечивают главе правительства такое определяющее влияние, что канцлер отнюдь не является в нем только «первым среди равных» (Primus inter pares), а имеет настоящие функции руководители:

Информация о работе Сравнительный анализ моделей государственного управления в России, Германии, Японии и США