Стратегия государственной жилищной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Проблемы в этой области относится к числу наиболее острых. Поэтому ее решение должно осуществляться и координироваться по всей управленческой вертикали - федеральном, региональном и местном уровне. Необходимо сказать, что роль каждого уровня управления в этой задаче различна.

Содержание

1. Введение.
2. Зарубежная практика.
3. Жилищная политика в России. Переходный период.
4. Механизмы жилищной политики в современной России
5. Жилищная политика в России. Современный этап.
6. Заключение

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 36.94 Кб (Скачать)

                          Содержание.

    1. Введение.
    2. Зарубежная практика.
    3. Жилищная политика в России. Переходный период.
    4. Механизмы жилищной политики в современной России
    5. Жилищная политика в России. Современный этап.
    6. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Введение. 

     Жилищная  политика - это активные действия государства, направленные на решение жилищной проблемы в России. Вырабатывают эту политику органы государственной власти (администрация Президента РФ, министерства — Минрегион России, Росстрой, структуры Правительства РФ), утверждают ее — органы представительной власти (Государственная Дума РФ).

     Более полным определением, которое в большей степени раскрывает сущность жилищной политики государства и дает более точную оценку является следующее.

       Жилищная политика - деятельность государства и муниципальных образований, направленная на обеспечение граждан Российской Федерации качественным жильем как путем прямого участия в строительстве или субсидирования приобретения жилья, так и с помощью создания эффективных механизмов, способствующих самостоятельному решению гражданами жилищной проблемы.

     Проблемы  в этой области относится к числу наиболее острых. Поэтому ее решение должно осуществляться и координироваться по всей управленческой вертикали - федеральном, региональном и местном уровне. Необходимо сказать, что роль каждого уровня управления в этой задаче различна.

       На федеральном уровне должно  быть определено и законодательно  закреплено содержание федеральной  жилищной политики, приняты жилищный  кодекс и другие законодательные  акты и необходимые правительственные  решения и программы. Возможно  частичное финансирование жилищного  строительства в рамках, определенных  для социально неблагополучных  слоев населения. Но главная  функция государства здесь –  законодательная база.

     На  региональном уровне все государственные  законы и решения конкретизируются, уточняются с учетом специфики данного региона, разрабатываются территориальные аспекты жилищной политики, принимаются и финансируются региональные программы, проекты и конкретные решения, в частности, по развитию или реконструкции жилищной строительной базы, по поддержке тех или иных социальных слоев населения.

     Но  основная нагрузка по решению жилищных проблем ложится на местный уровень  власти и управления, так как только на местах можно наиболее достоверно оценить конкретное положение дел  в вопросах жилищной обеспеченности, выявить наиболее нуждающиеся в  жилье группы населения, дифференцировать жителей по уровню доходов, провести селективную поддержку неблагополучных  слоев населения и создать  наиболее благоприятные условия  для развития жилищного рынка  и тем самым для решения  жилищного вопроса основной массы  населения данного города, района (муниципального образования). 

             Зарубежная практика. 

     В большинстве стран жилищная политика является одной из наиболее значимых отраслей социальной политики. Так же следует отметить, что в каждой стране осуществляется государственная поддержка развития жилищной сферы, степень активности которой в разных странах неодинакова. Именно степень государственного участия составляет сущность отличий жилищных систем в разных странах. Различают активную и пассивную государственную жилищную политику, различие которых заключается в методах воздействия на развитие жилищной сферы со стороны государства. Пассивная жилищная политика предполагает создание правовых и институциональных условий для действия рыночных факторов развития жилищной сферы. Активная жилищная политика означает функционирование государственных и муниципальных жилищных организаций, наличие государственного или муниципального жилищного фонда, находящихся вне сугубо рыночного регулирования. Соответственно, в одних странах преобладает ориентация на приоритет рыночных факторов в жилищной сфере и рост доли собственников жилья, в других - сохранение контроля государства и развитие арендного сектора жилья. При этом западные специалисты отмечают общую тенденцию для европейских стран (включая и Швецию с ее сильной социальной политикой) к ослаблению государственной поддержки жилищной сферы, что проявляется в следующих процессах:

    • сокращение объемов государственного финансирования жилищного строительства;
    • приватизация государственной собственности;
    • прекращение государственной поддержки производителей и переход к поддержке потребителей в жилищной сфере.

     Во  всех странах разработкой основных принципов жилищной политики занимаются центральные правительства, но ключевые позиции в ее проведении занимают местные органы власти, а также  различные ассоциации арендодателей  и арендаторов жилья. Правовое пространство развития жилищной сферы постоянно  совершенствуется, жилищная политика своевременно реагирует на изменяющиеся условия и растущие потребности  населения.

     В жилищной сфере развитых стран можно  выделить три типа действующих участников: общественный, частный и так называемый добровольный сектор. Общественный сектор представлен государственными и  муниципальными органами власти, основная функция этого сектора заключается  в обеспечении социальной стабильности общества в процессе потребления  жилищных благ. Потенциал частного сектора, представленного различными частными коммерческими предприятиями  и организациями, используется в  процессе создания жилищных благ. Добровольный сектор включает различные некоммерческие организации, основным направлением деятельности которых является предоставление жилья  приемлемого качества за невысокую  плату.

     Основные  направления жилищной реформы в  России во многом опираются на использование  современных моделей развития жилищной сферы за рубежом. Рациональность такого подхода состоит в том, что  применяются проверенные временем механизмы управления и развития, показавшие высокую результативность. Негативные же стороны этого процесса проявляются зачастую в механическом перенесении эффективных зарубежных моделей решения жилищной проблемы в совершенно иные, российские, социально-экономические  условия. Поэтому при использовании  зарубежного опыта необходим его критический анализ и адаптация моделей управления к местным условиям.

     Основными стратегическими целями жилищной политики должны стать:

     1. Создание устойчивых рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечивающих доступность жилья и жилищных услуг для граждан в соответствии с их платежеспособным спросом.

     2. Обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищной сфере, гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами.

     3. Обеспечение безопасности проживания граждан в жилищах и качества жилой среды и услуг в соответствии с установленными стандартами.

     4. Формирование условий эффективности экономического использования, оборота и развития недвижимости в жилой сфере. 
 

             Жилищная политика в России. Переходный период. 

     Старая  система обеспечения населения  жильем носила почти исключительно  государственный характер. Жилье  предоставлялось фактически бесплатно  местными органами власти и крупнейшими  предприятиями. Дотированное государством жилье, главным образом из бюджета, при минимальных размерах индивидуальной оплаты потребителем его содержания — это основополагающий принцип  жилищной политики в условиях социалистического  планового хозяйства.

     Кооперативный рынок жилья, позволявший его  приобретение на основе покупки в  рассрочку, существовал в ограниченных размерах и не нарушал монополии  государства в этой области. То же относится и к строительству  индивидуального жилья полностью  за счет его владельца посредством  кредитов или без таковых.

     Государственная монополия на жилье эффективна для  того, чтобы ослабить жилищный кризис, но она оказалась не в состоянии  преодолеть его полностью. Дефицит  жилья практически не сокращался.

     Экономический кризис переходного времени существенно  обострил жилищную проблему. Даже прежние  возможности обеспечения населения  жильем существенно уменьшаются. Так, например, в 1995  г. по сравнению с 1985  г. жилья в целом было построено  на 60  % меньше. К тому же надо учесть, что теперешнее жилищное строительство  осуществляется отнюдь не в интересах  бедных слоев населения.

     Об  остроте жилищной проблемы сегодня  говорят, например, следующие данные: в 1995  г. на 1 россиянина приходилось  в среднем 16,8 кв. метров жилой площади. При этом 17 млн. человек вынуждены  жить в помещениях, где на каждого  члена семьи приходится менее 5 кв. метров. Еще 30 млн. человек живут  в общежитиях и коммунальных квартирах, а 6 млн. — в ветхих и аварийных  домах, зачастую без элементарных бытовых  удобств. Всего в очереди на жилье  значится около 50 млн. человек. К тому же надо учесть, что эта цифра  могла бы существенно вырасти, если бы стояние в очереди имело  практический смысл.

          

       Жилищная политика в России. Современный этап. 

       Современная жилищная политика  государства осуществляется преимущественно  по 4 направлениям: первое выражается  в законодательном установлении  частной собственности на недвижимость  в жилищной сфере. Речь идет  о формировании рынка жилья.  Распространение частной собственности  на недвижимость в жилищной  сфере происходит посредством  строительства индивидуального  жилья и приватизации государственных  квартир. 

     Распродажа  жилья — это форма классической приватизации, форма разгосударствления в жилищной сфере. Она осуществляется не по рыночным ценам, а по ценам, устанавливаемым  местными органами власти. Такие цены отражают ряд показателей: качество жилья, его место расположения, количество жильцов и т.  д.

     Приватизация  жилья преследует экономические  и социальные цели. Она превращается в источник доходов как для  местных органов власти, так и  для Федерального правительства. Вместе с тем приватизация позволяет  государству освободиться от части  нагрузки по дорогостоящему содержанию жилья.

     Второе  направление жилищной политики государства  касается его непосредственного  участия в строительстве жилья  и его распределении. Такое участие  осуществляется на основе государственных  целевых программ. В условиях спада  экономики государство не может  выдерживать прежние темпы жилищного  строительства. За последние годы строительство  жилья несколько оживилось, но жилья  все еще крайне недостаточно для  того, чтобы удовлетворить потребности  в нем малоимущего населения.

     Претерпевают  изменение и прежние методы распределения  жилья. Бесплатное и льготное предоставление муниципального жилья ставится в  зависимость от имущественного положения  нуждающихся в нем. Оно ограничивается главным образом отдельными, низкодоходными группами населения. Для остальных  решение жилищной проблемы связывается  с привлечением их индивидуальных финансовых ресурсов.

     Третье  направление заключается в поэтапном  переводе жилищной сферы в режим  безубыточного функционирования. Предполагается постепенно довести уровень оплаты жилья населением до уровня реальной стоимости жилья. Этот уровень должен соответствовать рыночной арендной плате. Для сравнения скажем, что  в 1995  г. средняя семья, проживавшая  в государственном муниципальном  жилье, оплачивала примерно 10  % расходов по содержанию жилищного фонда. Пока что дотации на жилье и коммунальные услуги сохраняются. В перспективе  повышение платы за жилье неизбежно. Одновременно неизбежны и компенсации  малообеспеченным категориям населения  части затрат на жилье.

     Условием  компенсации служит соблюдение двух нормативов: социальные нормы жилья  и совокупные доходы семьи. Мотивы зависят  от местных условий, состава семьи, качества и местоположения жилья и т.  д. Например в Москве социальная норма жилья равна 33 кв. м общей площади на одинокого жильца, 42 — для двоих, 18 кв. м на человека для троих и более. В других регионах картина выглядит значительно скромнее.

     Решающим  показателем в системе расчетов жилищных норм остается материальное положение потребителя жилищных услуг. Этот показатель пересматривается в соответствии с инфляцией. Основной принцип сводится к тому, что жилищная субсидия должна выплачиваться тогда, когда совокупный доход семьи  ниже порогового уровня. Если этот показатель выше, коммунальные услуги и жилье  оплачиваются полностью самим квартиросъемщиком.

Информация о работе Стратегия государственной жилищной политики