Сущность ,формы и принципы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 23:36, реферат

Описание работы

Понятие права, его сущности — основной вопрос, традиционно рассматриваемый теоретической юриспруденцией. Теория права, сложившаяся в античное время, нашла в учении Аристотеля понятие политической справедливости и идеи естественного права. Она связана с именами Сократа, Цицерона, римских стоиков. В средние века право ассоциировалось с божественным установлением, получив развитие в богословских трудах Фомы Аквинского. Естественно правовая теория окончательно нашла свою научную основу в период завершения и разложения феодализма, во времена подготовки буржуазных революций 17—18 вв. Виднейшими ее представителями были голландский государственный деятель и философ эпохи просвещения Гуго Гроций, сделавший вывод о том, что « право имеет своим источником волю».

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права.
1.1 Понятие права.
1.2. Сущность и признаки права.
1.3. Основные принципы права.
2. Типы права. Правовые семьи и их типология.
3. Формы права: понятия и виды. Источники права.
Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Сущность,формы и принципы права.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

             Министерство образования РФ

Санкт-Петербургская  государственная академия

экономики  и сервиса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине :Правоведение

тема :Сущность ,формы и принципы права  
 
 
 
 
 

                                                                

                                                                             Выполнил студент:

                                                                    1 курса  шифр:0604У

                                                                                                                                        Проверил  преподаватель: 
 
 
 

    
 
 

Содержание 
 

Введение

1. Понятие, сущность  и признаки права. Основные  принципы права.

   1.1 Понятие  права.

   1.2. Сущность  и признаки права.

  1.3. Основные принципы права.

2. Типы права.  Правовые семьи и их типология.

3. Формы права:  понятия и виды. Источники права.

Заключение.

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Понятие права, его сущности — основной вопрос, традиционно рассматриваемый теоретической юриспруденцией. Теория права, сложившаяся в античное время, нашла в учении Аристотеля понятие политической справедливости и идеи естественного права. Она связана с именами Сократа, Цицерона, римских стоиков. В средние века право ассоциировалось с божественным установлением, получив развитие в богословских трудах Фомы Аквинского. Естественно правовая теория окончательно нашла свою научную основу в период завершения и разложения феодализма, во времена подготовки буржуазных революций 17—18 вв. Виднейшими ее представителями были голландский государственный деятель и философ эпохи просвещения Гуго Гроций, сделавший вывод о том, что « право имеет своим источником волю». 
 
Томас Гоббс, английский философ 17 в., утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими «. В работах Ж-Ж Руссо есть определение права как общей воли. Виднейшими представителями естественно- правовой теории были Вольтер, Д. Локк, Монтескье, А. Н. Радищев. Эта теория рассматривала право с двух позиций — естественной и позитивной систем права.

Позитивное право  — это право признанное и санкционированное  государством. Естественное же право  уходит своими корнями в сущность человеческой природы, разума, всеобщих нравственных принципов.

В первой трети 19 в. в Гремании сложилась историческая школа права, виднейшими ее представителями были Г. Гуго, Савиньи. Эта школа отрицала единое право для всех народов, полагая, что право самообразовывается у каждого народа по-своему, подобно нравам и языку. Историческая школа ведущее место отводила обычаю, изучению истории права, отводя закону не только не единственное, но и не основное место в ряду источников права. Психологическая теория права, получила распространение в начале 20 в. в Германии (Бирлинг, Кнапп) и во Франции (Тард). Наиболее полно и широко эту идею разработал в России Л. И. Петражицкий. Он разделил право на позитивное (официальное право государства) и интуитивное (то, что переживается людьми как право, коренится в их психике). Абстрактно- нормативная теория берет свое начало в кантовском категорическом императиве. Она выводила право из нравственности, упрочения законности, ограничения судейского усмотрения. Впервые провозгласила идею правового (как идею самоограничения власти законом). В дальнейшем эта теория ушла в сторону отождествления права и государства, поскольку обязательность правовых норм вытекает из государственного авторитета, как воплощения правопорядка. Марксистская теория права, согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, рассматривала право как надстройку над экономическим базисом общества. Право есть воля господствующего класса. Для этой теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Несмотря на повсеместную критику этой теории, сегодня нельзя не отметить, что многие выводы марксистов о праве и государстве сохраняют свое значение и в современных условиях.

Развитие советской  правовой мысли выработало нормативное  понимание и определение права  как системы действующих в государстве норм. В дальнейшем в эту систему вошли правоотношения и правосознание.

В ходе развернувшейся в конце 60-х начале 70-х гг. полемики выяснилось, что единого взгляда  на проблему не существует до сих пор. Тем важнее дальнейший поиск истины, сближение таких разных точек зрения.

1. Понятие,  сущность и признаки права.  Основные принципы права.

1.1 Понятие  права.

Термин «право»  столь же многозначен, сколь многозначна  его природа и содержание. Мы часто  говорим о праве как о системе  общеобязательных юридических норм, о моральном праве, о правах человека. Право возникло вместе с государством и выражает «государственную волю общества « , воплощенную в правовых нормах. Предшественником права был обычай, который создавался всем обществом и учитывал моральные, религиозные и другие взгляды его членов. Близко к нему находится естественное право, которое проистекает из природной сущности человека и его разума, всеобщих нравственных принципов. Именно его естественная природа дает ему самое широкое распространение на земле, без границ государств и времени. Это право вечно и неизменно, как неизменны природа и разум человека. Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода, семья, собственность, безопасность, равенство, сопротивление насилию. Именно о соблюдении этих норм заботится любое политическое объединение, в том числе и государство.

Совершенно ясным  становится понятие права из названия древних юридических документов, памятниках права: «Русская Правда», «Правда  Ярослава», — в этих названиях зафиксировано стремление к справедливости, правде, честному суду. На Востоке многих служителей правосудия называли мудрецами, что говорит не только об обычаях, но и житейской мудрости, опыте.

«Право есть одновременно явление культуры. Можно  предположить, что его миссия в этом качестве заключается в том, что оно призвано фиксировать в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством: демократию, права человека, мораль, справедливость, житейские мудрости, милосердия и т. д. — и быть и нормативным, и стабилизирующим «передаточным механизмом».

Право — понятие  надвременное и надгосударственное. Мы говорим о рабовладельческом  праве, о феодальном праве, о праве  наполеоновской Франции, о праве  фашистской Германии и т. д. «Нужно учитывать господствующие в ту или иную эпоху представления о морали, справедливости, добре, корректно и конкретно оценивая их на основании права.»

Но даже во времена  сталинских беззаконий и попрания естественных прав человека, заседания «троек»  — было «… фактически вынужденное признание ценности права, правосудия, юстиции, юридических форм, их способности придать тем или иным действиям, актам, цивилизованный, нормативный в глазах Отечественной и мировой общественности характер.»

Здесь уместно  вспомнить высказывание «… права в законе может и не быть».

Вместе с эволюцией  человеческой цивилизации происходит и эволюция права.

Собственно, юридическое  право — это санкционированный  государством обычай, выраженный в  законах, официально признанный и охраняемый государством.Обычаи создавались в результате развития общества и человеческих отношений, юридическое право формировалось непосредственно государством, или иными социальными объединениями (например, религиозными) и под контролем государства. Так, например, на мусульманском Востоке Коран — не только религиозная книга, но и источник права.

1.2. Сущность и признаки  права.

"… право  — государственная воля общества  на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными  и другими условиями его существования» — в этом заключается его общечеловеческая и классовая сущность.

Право — понятие  столь многогранное, что любое  его определение было бы не полным, не учитывающим в полной мере его  сложного характера. И все же основными  признаками права традиционно называют следующие: 1). государственно — волевой характер;2).нормативность; 3). властно — регулятивная природа.

Государственно-волевой  характер права состоит в том, что право выражает волю общества, обусловленную его духовными, национальными, религиозными традициями, экономической ступенью развития, природными условиями и т. п.

«Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных  слоев общества, на их согласии и  компромиссах».

Только право, учитывающее интересы всех слоев  общества, придает ему социальный вес, реальность.

Если это положение  не учитывается, никакие механизмы, в том числе, государственное  принуждение, не обеспечит выполнения этого права. Именно выражение согласованных  интересов участников регилируемых отношений придает характер обязательности, всеобщности, господствующей системы нормативного регулирования.

Вместе с этим следует отметить, что право —  не воля отдельного человека, а общества в целом, и государство является проводником этой воли, и в тоже время гарантом соблюдения этой воли. Право выступает системой норм, «… выраженных в законах, иных признаваемых государством источникам и являющихся общеобязательным нормативно- государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения».

Именно это  признанное государством право стало  официальным, «… входящим во всю систему  государственно- политических отношений. Именно это черта права обуславливает  его социальный смысл и социальный статус как явление социальной реальности».

Нормативный характер права заключается в нормативном  регулировании юридически дозволенного и недозволенного, запрещенного, предписанного, т. е. представляет собой систему  признаваемых и действующих в  конкретном государстве юридических  норм. Если сущность права — «государственная воля общества», то содержание права — нормативное выражение этой воли. Только издание и санкционирование властью общеобязательных норм дает возможность возвести волю общества в закон, сделать ее государственной. Из этого вытекает и ее несколько характерных только для права особенностей.

Это непосредственная связь с государством, охрана от нарушений государственным принуждением, институционность, регулируемость общественных отношений.

Эти нормы издаются (санкционируются) государством и охраняются возможностью применения юридических санкций (что характерно только для права).

Связь с государством состоит и в общеобязательности права. Это делает право нормативной  основой законности и правопорядка. Право носит выраженную черту  стабильности, четкости, которое выражается в представительно- обязывающем характере и специфике структур правовых норм.

Как известно, в  Древнем Риме детей учили латыни по текстам законов, на- столько правильным и совершенным было их содержание.

Институционность  права заключается в том, что правовые нормы издаются (санкционируются) властью в строго определенных формах, каковыми служат различные правовые источники (право составляют действующие юридические нормы). К формам выражения права относят: правовой обычай, судебный прецедент, договор нормативного содержания, нормативный акт. Право «… складывается из системы норм, выраженных в строго определенных формах, преимущественно в законах, и изданных на их основе подзаконных нормативных актах, общенно именуемых законодательством.»

Именно нормативный  признак права подчеркивает его  единство и однопорядковость, стремление к законности и правопорядку, правовому  обеспечению стоящих перед обществом  задач.

Властно — регулятивный характер права говорит о праве  как об особом государственном регуляторе общественных отношений. В обществе регулятором общественных отношений выступают обычаи, нормы общественных объединений, мораль. Право отличается от них однотипностью с государством, единством с ним, тесной связью с государственными механизмами. Регулирующее воздействие права влечет за собой определенные юридические последствия для граждан. Регулируемые правом фактические отношения становятся правовыми отношениями. Таким образом право выступает регулятором общественных отношений — критерием законного и незаконного поведения, являясь их официальным критерием, определителем свободы.

Право не тождественно закону. Закон — лишь одна из форм выражений права. Закон, не отвечающий идеям права, его природе, может  быть признан не действительным, и правом уже не являться (об этом наглядно свидетельствует деятельность Конституционного Суда РФ, который следит за соответствием законов и подзаконных актов Конституции РФ, международным соглашениям и т. п.).

И так, «право есть система общеобязательных, формально — определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений.»

1.3. Основные принципы  права.

<

Информация о работе Сущность ,формы и принципы права