Сущность и принципы правовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование сущности правовой политики, выявление ее проблем в современном государстве.
Задачи исследования:
­ охарактеризовать понятие политики в целом;
­ проанализировать литературу по теме работы;
­ исследовать понятие «правовая политика»;
­ выявить принципы правовой политики.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика политики 6
1.1 Понятие и определение 6
1.2 Политика и нравственность, типы политиков 9
1.3 Право и политика 12
2 Сущность и принципы правовой политики 15
2.1 Понятие правовой политики 15
2.2 Формирование правовой политики 21
2.3 Принципы и методы проведения правовой политики 22
2.4 Основные приоритеты российской правовой политики 24
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Правовая политика сущность и принципы.doc

— 147.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 

 

Введение

 

     Актуальность  темы. В условиях проводимых в современной России преобразований особую роль призвана играть правовая политика как одна из наиболее важных разновидностей государственной политики, имеющая собственное юридическое содержание и самостоятельное значение в правовой жизни общества. В этой связи актуальность правовой политики обусловлена следующими обстоятельствами.

     Во-первых, эта политика направлена на упорядочение правовой сферы, которая своим юридическим инструментарием способна оптимизировать экономические, политические, социальные, национальные, экологические и иные отношения.

     Во-вторых, формирование правовой политики есть объективная реакция государства  на потребности внутреннего согласования и упорядочения все увеличивающихся потоков юридической информации, содержащейся в различных правовых актах.

     В-третьих, актуализация проблем правовой политики видится в беспрецедентном усилении управленческой функции права, резком повышении роли и значимости правосознания, вызванными проводимой демократизацией страны, расширением договорных начал правового регулирования и появлением в этой связи острой необходимости координации и управляемости со стороны властных структур, другими происходящими процессами в российском правовом пространстве.

     В-четвертых, высокий уровень криминализации российского общества, дальнейший рост организованной преступности и коррупции  представляют собой угрозу национальной безопасности страны, преграду на пути реформ и, как следствие, ставят под вопрос возможность построения правового государства в России. Этому можно противопоставить последовательную программу энергичных юридических действий, воплощенных в системной правовой политике государства.

     В-пятых, важная особенность современного этапа развития российского общества, проявившая себя в возникновении новых самостоятельных субъектов права - субъектов РФ и негосударственных органов в лице муниципальных образований требует формирования и развития, с одной стороны, по-настоящему федеративных отношений, а, с другой - упорядочения правовых и связанными с ними иных отношений на региональном и муниципальном уровнях. В свою очередь это актуализирует задачу эффективного использования юридического инструментария, что возможно обеспечить лишь в рамках правовой политики.

     В-шестых, правовая политика способна эффективно регулировать межнациональные отношения, особенно в регионах, где тесно  переплетаются и взаимодействуют  интересы многих наций, народностей, социальных слоев и групп населения и время от времени возникают противоречия и конфликты.

     В-седьмых, актуальность исследования проблем  правовой политики объясняется необходимостью выработки концепции этой политики, реализуемой в условиях перехода к сильному социально-правовому государству.

     Наибольший  вклад в разработку ряда проблем  правовой политики внесли такие ученые правоведы как: А.С. Автономов, С.С. Алексеев, С.Ф. Афанасьев, МИ. Байтин, В.П. Беляев, Е.В. Вавилин, Н.Н. Вопленко, А.И. Зайцев, И.А. Иванников, В.Ф. Иванов, М.В. Карасева, А.П. Коробова, Ю.А. Крохина, В.П. Кудрявцев, Е.В. Куманин, Н.А. Лопашенко, А.В. Малько, В.В. Момонтов, Н.И. Матузов, А.А. Павлушина, М.П. Петров, СВ. Поленина, Т.М. Пряхина, Н.В. Пугало, В.А. Рудковский, О.Ю. Рыбаков, Т.А. Савельева, В.Н. Синюков, В.М. Сырых, В.Д. Холоденко, Д.Ю. Шапсугов, К.В. Шундиков, А.И. Экимов.

     Объект  исследования – правовая политика, как один из видов политики.

     Предмет исследования: исследование направлено на изучение сущности и принципов правовой политики.

     Цель  исследования – исследование сущности правовой политики, выявление ее проблем в современном государстве.

     Задачи  исследования:

  • охарактеризовать понятие политики в целом;
  • проанализировать литературу по теме работы;
  • исследовать понятие «правовая политика»;
  • выявить принципы правовой политики.

 

1 Общая характеристика политики

1.1 Понятие и определение

 

     Правовая  политика - один из видов политики как  родового интеграционного понятия. Поэтому нельзя уяснить суть правовой политики, не зная, что такое политика вообще. Иными словами, любое определение правовой политики не должно противоречить устоявшимся представлениям о политике в ее традиционном смысле.

     Политика  в наиболее абстрактной форме  обычно интерпретируется как область  взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Это - важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей и интересов.

     Аристотель  определял политику как искусство управления государством. Демокрит считал такое искусство наивысшим из всех искусств. В XIX столетии эти идеи были развиты М. Вебером, В. Гумбольдтом, К. Марксом, Ф. Энгельсом и другими учеными. Современные политологи, опираясь на мыслителей прошлого (Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье и др.), подчеркивают, что политика - это также искусство возможного, искусство компромиссов, искусство согласования желаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможного начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко и авантюризм.

     Эффективная, мудрая, реалистическая политика - залог  процветания и благосостояния нации, стабильности общества. Главное в  политике (сердцевина, ядро) - государственная  власть, ее завоевание, удержание и использование. Все основные общественные силы, партии, движения обычно стремятся к власти, борются за власть или контроль над нею, за смену курса, удовлетворение своих программных требований.

     Власть - наиболее ценная и желанная "добыча" в различных революциях и переворотах. При этом борьба за удержание государственной власти бывает не менее острой, а иногда и более жестокой и яростной, чем борьба за ее завоевание. Поэтому теория политики - это в значительной мере теория государственности. Вокруг данного стержня вращается все остальное. Государство - ядро, нервный узел всей политики.

     Виды  и свойства политики. Политика - сложное, многоплановое и многоаспектное явление, емкая категория. Есть множество  видов и разновидностей политики: внутренняя и внешняя, социальная, национальная, экономическая, научно-техническая, культурная, финансовая, военная, кадровая, экологическая и т.д. В повседневной жизни говорят о «большой» и «малой» политике, публичной и закулисной («подковерной», аппаратной).

     В содержательном плане она может быть прогрессивной и регрессивной, объективно обусловленной и волюнтаристской, отвечающей назревшим потребностям общественного развития и противоречащей им. История знает немало примеров глубоко ошибочной политики - произвольной, реакционной, авантюрной, антинародной, приводящей к человеческим жертвам и страданиям людей. Давно было сказано, что ошибка в политике хуже преступления, ибо последствия такой ошибки могут быть огромными и необратимыми, причем для миллионов людей.

     Политика имеет множество измерений и характеристик, свойств и проявлений. Богат ее субъектный состав. Она изменчива, динамична, всеохватна и вездесуща. Политическое пространство сегодня настолько расширилось, что стало фактически адекватным общечеловеческому пространству. Политика органически вплетена во всю общественную жизнь. Никто не может укрыться от политического воздействия, избежать влияния политических страстей, волны которых докатываются до самых отдаленных уголков страны и мира. Каждый является вольным или невольным субъектом политики, носителем политического сознания.

     Степень политизации общества зависит от многих обстоятельств, но наибольшего  накала она достигает в переломные периоды, когда происходит переустройство коренных устоев жизни - смена социального строя, типов власти, форм собственности, характера производственных отношений; когда трансформируется, преобразуется духовная сфера. Именно такой этап и переживает сейчас Россия. Все политические субъекты развили невиданную ранее активность, стремясь лично участвовать в решении своей судьбы и судьбы страны. Сам человек, как писал еще Аристотель, есть существо политическое. И вместе с тем общественное.

     Методы  проведения политики. Суть политики во многом характеризуют методы ее осуществления, арсенал и природа которых весьма разнообразны. Помимо общепринятых (нормальных, традиционных, свойственных «высокому искусству»), в ней издавна использовались и такие приемы, как хитрость, лесть, обман, ложь, вероломство, двуличие, интриги, устранение соперников, применение силы - вплоть до развязывания войн.

     Давно сказано: «Война есть продолжение политики, только иными средствами». Широко известны макиавеллиевские постулаты: «Для достижения целей все средства хороши»; «Цель оправдывает средства»; или более поздние: «Победителей не судят», «Пусть совесть мучает тех, у кого она есть», «Кто не с нами, тот против нас», «Враг моего врага - мой друг»; «Власть не отдают, ее берут» и др.

     Крайне  негативной чертой современной российской политики является война компроматов, принявшая в последнее время непристойный, безнравственный характер. Сведение счетов, дискредитация оппонентов, удаление их с политической арены, расчистка путей для нужных и угодных людей, склоки, «подножки», распространение слухов, фальшивок, борьба за рейтинги, имиджи, харизмы, очки - все это стало обычным явлением политической жизни наших дней. Компроматами торгуют на политическом рынке, они стали товаром, предметом политического "бизнеса", ими шантажируют противников, на них стремятся нажить политический капитал, дивиденды. В средствах массовой информации публикуются заказные статьи, организуется публичная «стирка грязного белья».

1.2 Политика и нравственность, типы  политиков

 

     Немаловажную  роль в политических отношениях (подчас зловещую и крайне отрицательную по своим последствиям) играют личные качества лидеров, «вождей», «первых лиц»: болезненное тщеславие, амбиции, зависть, властолюбие, гордыня, упрямство, нетерпимость, мания величия, желание прослыть великим реформатором, авторитарность, стремление добиваться удовлетворения своих притязаний любой ценой. Из-за многих этих черт нередко перекраиваются карты мира, разваливаются империи, создаются карликовые государства, возникают конфликты, проливается кровь.

     Неутоленные амбиции, «самоопьяняющее стремление к бесконтрольной власти» (М. Вебер), жажда славы, лавров победителя, неуемные желания видеть соперника «коленопреклоненным» обладают колоссальной разрушительной силой. Свидетель тому - история. Широко известны слова Талейрана: «Целые народы пришли бы в ужас, узнав, какие мелкие люди управляют ими». И когда правитель, достигнув цели, осознает, что он на вершине, что над ним больше никого нет, в том числе и закона, - неизбежно приходит беда. Давно подмечено: власть - это наркотик, а жажда власти - самая сильная. Упоение властью кружит голову, толкает на необдуманные поступки.

     Поэтому одной из вечных проблем политики является злоупотребление властью, допускаемое в тех или иных целях или в силу определенных пороков и слабостей личности. Еще Ш. Монтескье писал: «Исторический опыт показывает, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках до последней возможности». Н. Макиавелли принадлежит мысль о том, что «всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».

     Но  особенно актуально звучат сегодня  слова выдающегося русского философа и правоведа И.А. Ильина: «История знает множество авантюристов, честолюбцев, хищников и преступников, овладевших государственной властью и злоупотребляющих ею. Нужно быть совсем слепым, наивным, чтобы сопричислять эти разбойничьи дела к тому, что мы называем Политикой... Политика дает человеку власть, но не для злоупотребления и не для произвола; грязный человек, злоупотребляющий своей властью, произволяющий, является преступником перед народом... Нет ничего более жалкого, как бессовестный и безответственный политик... Это трус по призванию, который не может иметь политического успеха. И нет ничего более опасного и вредного, как политик, лишенный сердца. Вокруг его имени может подняться шум, который глупцы и злодеи будут принимать за «славу». Вокруг него могут пролиться потоки крови; от него могут произойти катастрофические бедствия и страдания; но исторических путей он не найдет для своего народа»1.

     Но, конечно, встречаются на политической арене и выдающиеся лидеры, обладающие такими качествами, как мудрость, скромность, государственный ум, дальновидность, бескорыстие, взвешенность при принятии решений, самоотверженное служение общему благу, народу, отечеству. Такие личности способны оказывать мощное позитивное воздействие на ход истории. «Настоящий политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы насладиться ею, а для того, чтобы с ее помощью решить общественно важные задачи» (Ф. Бурлацкий).

Информация о работе Сущность и принципы правовой политики