Сущность и принципы правовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование сущности правовой политики, выявление ее проблем в современном государстве.
Задачи исследования:
­ охарактеризовать понятие политики в целом;
­ проанализировать литературу по теме работы;
­ исследовать понятие «правовая политика»;
­ выявить принципы правовой политики.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика политики 6
1.1 Понятие и определение 6
1.2 Политика и нравственность, типы политиков 9
1.3 Право и политика 12
2 Сущность и принципы правовой политики 15
2.1 Понятие правовой политики 15
2.2 Формирование правовой политики 21
2.3 Принципы и методы проведения правовой политики 22
2.4 Основные приоритеты российской правовой политики 24
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Правовая политика сущность и принципы.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

       Научная ценность приведенного определения состоит в том, что: во-первых, правовая политика определяется как научно обоснованная и системная деятельность не только государственных, но и негосударственных органов; во-вторых, это не абстрактная деятельность, а связанная с правом, целенаправленная деятельность как в сфере действия права, так и посредством права; в-третьих, такое понимание правовой политики позволяет подойти к этому явлению как «результату абстрагирующей работы мышления» и поставить понятие и категорию «правовая политика» в ряд значимых, занимающих подобающее место в общей теории государства и права.

       Аналогичной точки зрения придерживается И.С. Морозова, подразумевающая под правовой политикой деятельность государства по созданию правовых условий для возникновения и функционирования выгодных для государства процессов и изменений, происходящих в обществе. Данная точка зрения близка автору, но, как представляется, в ней не достает указания на стратегическую направленность этой деятельности, ее планомерный характер. Ведь любая политика — будь то в сфере права, экономики, науки, образования — подразумевает не только сиюминутную, повседневную, текущую деятельность. А как справедливо замечает A.B. Малько, настоящая политика связана с опережением обстоятельств, с предвидением новых «ходов» реальности, предполагает научное прогнозирование, планирование и т.п. Под политикой в массовом сознании всегда понимается деятельность стратегически и тактически выверенная, планируемая на перспективу и проводимая в жизнь в соответствии с заранее разработанным замыслом.

       Такому подходу близко следующее определение рассматриваемого нами понятия — правовая политика как стратегия деятельности государства в сфере правового регулирования. Именно в таком значении используется категория «правовая политика» А.П. Коробовой. Согласно ее утверждению, по своей природе правовая политика представляет деятельность государства в сфере правового регулирования. Специфика этой деятельности состоит в выработке и (или) претворении в жизнь правовых идей стратегического характера, т.е. идей, определяющих направления развития общества в целом. В основе правовой политики лежит правовая идеология.

       Данное определение подкупает оригинальностью трактовки сущности правовой политики, однако здесь важно соблюдать меру, т.е. рассуждать и действовать таким образом, чтобы идеология не превалировала над правом в столь важном направлении общегосударственной политики, каким является правовая политика. В то же время нельзя не согласиться с тем, что любая политика — это всегда определенная идеология или, иными словами, деятельность, имеющая определенную внутреннюю направленность. Важно только, чтобы это была направленность на интересы всего общества, а не узких политических группировок.

       Весьма взвешенный подход к определению интересующего нас понятия демонстрирует в своей докторской диссертации, непосредственно посвященной проблемам правовой политики современной России, Н.В. Исаков. Под правовой политикой он понимает особое политико-правовое явление, формирующееся вследствие системной, научно обоснованной деятельности государства и общественных объединений и направленное на определение стратегии и тактики правового развития общества, совершенствование механизма правового регулирования, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, построение правового государства.

       При всей обоснованности такого подхода логика рассуждений автора вызывает некоторые вопросы. Из предложенного определения не следует однозначного вывода о природе правовой политики. С одной стороны, речь идет о политико-правовом явлении, а с другой — напрашивается вывод о том, что это системная, научно обоснованная деятельность соответствующих субъектов, что, с нашей точки зрения, ближе к истине. Вместе с тем исключительную научную ценность представляет указание на одновременную стратегическую и тактическую направленность этой деятельности, поскольку известно, что стратегия без тактики мертва. Это подтверждается тем, что никакие, пусть даже самые лучшие, «идеи стратегического характера» не могут быть воплощены сами по себе, без конкретных тактических шагов в направлении их реализации.

       Проведенный анализ позволяет судить о правовой политике как о сложном феномене, имеющем правовую, политическую, социальную и идеологическую стороны. В современной российской действительности эти стороны недостаточно уравновешены, а зачастую наблюдается явное превалирование политики над правом. Исправлению этого положения и призвана служить научно обоснованная правовая политика как важное средство реализации демократических правовых реформ. 

2.2 Формирование правовой политики

 

     Российская  правовая политика как органическая часть общегосударственной политики вырабатывается Президентом РФ, Государственной  Думой, Советом Федерации, Правительством, Конституционным Судом, депутатским корпусом, парламентскими комитетами, научными учреждениями, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Федерации, всеми, кто обладает правом законодательной инициативы. В формировании этой политики принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объединения, ученые, а также граждане, но не непосредственно, а через официальные каналы и институты, через прессу.

     Большую роль в данном процессе играют судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой. Они нередко существенно корректируют реализуемую ими правовую политику, как бы проверяют ее на жизненность и эффективность, выявляют в ней слабые и сильные стороны, вносят необходимые предложения и рекомендации по ее совершенствованию.

     Все перечисленные выше субъекты формирования правовой политики выступают также  и субъектами ее осуществления. Иначе  и быть не может, ибо здесь деятельность самих разработчиков и исполнителей совпадает, представляя собой единое целое. Она неразделима ни во времени, ни в пространстве, ни по кругу лиц, ни по существу. Но главным проводником правовой политики, ее организатором и координатором является все же государство с его мощным управленческим аппаратом и властными функциями. Большая роль в этом деле должна принадлежать, в частности, Министерству юстиции.

  2.3 Принципы и методы проведения правовой политики

 

     Можно выделить следующие стержневые принципы правовой политики: 1) социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократический характер; 5) гуманность и нравственные начала; 6) справедливость; 7) гласность; 8) сочетание интересов личности и государства; 9) приоритетность прав человека; 10) соответствие международным стандартам. Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.

     Методами  проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в  различных их формах, проявлениях  и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность (позитивная и негативная), санкции (поощрительные и отрицательные), превенция, юридическое просвещение, внедрение правовой культуры, повышение правосознания и т.д. Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики.

     Правовая  политика всегда обслуживала и обслуживает  прежде всего интересы государства, а через государство - интересы общества, граждан. И укрепление государственности, к чему стремится сегодня новое руководство страны, предполагает в первую очередь упрочение ее правовых основ. В противном случае она обречена на слабость, рыхлость и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без правового обеспечения, как правило, терпят провал и из-за неполноты нормативно-правовой базы, скрепляющей правовой воли, выраженной в юридических нормах.

     В то же время, правовая политика может быть эффективной лишь в том случае, если она опирается на твердую, легитимную, авторитетную власть. Собственно, власть и право всегда шли рядом, поддерживая друг друга в достижении общих целей и тесно взаимодействуя между собой. Это характерно и для современной ситуации России, хотя должной гармонии здесь пока нет - этот важный приоритет еще предстоит реализовать. Известно, что власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно. Эти два начала должны синхронно корреспондировать друг другу.

     Самое нежелательное для правовой политики - слабая власть, не способная поддержать право, подкрепить его императивы. Ведь право и вся правовая система  нуждаются в защите. И в этом смысле можно говорить не только о  государственной, но и правовой безопасности. Правовые ценности, как и всякие иные, не могут оставаться вне охранительной деятельности структур власти (Б.В. Дрейшев).

     Правовая  политика не существует и не может  реально существовать в сугубо рафинированном, дистиллированном виде, без всяких посторонних «примесей», поскольку служит способом аккумуляции и проводником самых разнообразных взглядов, потребностей, интересов (экономических, социальных, культурных) и, следовательно, несет на себе их печать. Она - средоточие различных сфер человеческой деятельности, синтезирует их в юридических нормах и институтах, оказывая, в свою очередь, на них необходимое стабилизирующее влияние.

     Отсюда  выражения – «экономические законы», «социальное законодательство», «налоговое право» и т.д. Иначе говоря, правовая политика тесно взаимосвязана со всеми иными видами политики. Тем не менее перед нами все же самостоятельное явление со своей спецификой, целями, задачами, отличительными чертами. Понятие правовой политики богатое и многомерное, в известной степени конгломеративное, хотя и вполне автономное.

     Раньше  такому виду политики уделялось крайне незначительное внимание, поэтому данное понятие - сравнительно новое в нашей  юридической науке, а стало быть, и малоизученное, нуждающееся в  серьезной теоретической разработке. Отдельные публикации по правовой политике, относящиеся к 70 - 80-м гг., были привязаны к условиям «развитого социализма».

     С тех пор многое изменилось, и прежде всего, изменилась роль самого права. В наше время реальная жизнь потребовала по-новому взглянуть на проблему, продиктовала необходимость более полного обоснования и оценки правовой деятельности как обобщенной, специфической политики государства, особой ее ветви и сферы проявления.

2.4 Основные приоритеты российской  правовой политики

 

     Приоритетов в современной российской правовой политике много. Под приоритетами в  данном случае понимаются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые  необходимо решать сейчас и в ближайшей  перспективе. К наиболее общим из них относятся такие, как формирование правового государства, гражданского общества, совершенствование законодательства и практики его применения, укрепление принципов федерализма, создание надежной правовой базы проводимых реформ, борьба с преступностью, терроризмом; выработка эффективных антикоррупционных мер, наведение порядка во власти, усиление защиты и гарантий прав человека, преодоление правового нигилизма, воспитание законопослушной личности и др.

     Остановимся на некоторых из указанных ориентирах и направлениях, имеющих как теоретическое, так и «прикладное» значение.

     1. Реализация идеи правовой государственности  предполагает выяснение сложной  диалектики соотношения права  и государства или государства  и права, поиск оптимальных  вариантов их взаимодействия  в современных условиях. В литературе (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.Н. Кудрявцев, Л.С. Мамут и др.) отмечаются три возможные модели «субординации» между названными феноменами - тоталитарно-этатистская, либерально-демократическая и прагматическая.

     Согласно  первой из них, государство выше права и им не связано. Эта модель для новой России не подходит, ибо она есть модель вчерашнего дня. Страна все это уже испытала, результаты известны.

     Вторая - исходит из того, что право выше государства, господствует над ним. Эта модель выражает лишь идеал, который в настоящее время недостижим. К нему общество должно стремиться как к конечной цели. Попытки же форсировать процесс, "пришпоривать" общественный прогресс могут лишь скомпрометировать саму идею. Это забегание вперед. А как сказано выше, политика есть искусство возможного.

     Третья  концепция более реалистична: государство  создает право, но считает себя связанным  им, подчиняется ему, т.е. самоограничивается во имя общего блага. Вот этой модели, по-видимому, и следует придерживаться как более предпочтительной по сравнению с другими и практически осуществимой на данном этапе развития общества.

     2. За годы проведения «шоковых» реформ, вопреки благим намерениям их зачинателей, образовался чудовищный разрыв между теорией и практикой прав человека. Устранение этого разрыва - важнейший приоритет российской правовой политики сегодня. Страна столкнулась с вопиющими массовыми нарушениями элементарных прав личности, прежде всего таких, как право на жизнь, здоровье, безопасность, оплату труда, социальную защиту, медицинскую помощь и др.

Информация о работе Сущность и принципы правовой политики