Сущность и принципы правовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование сущности правовой политики, выявление ее проблем в современном государстве.
Задачи исследования:
­ охарактеризовать понятие политики в целом;
­ проанализировать литературу по теме работы;
­ исследовать понятие «правовая политика»;
­ выявить принципы правовой политики.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика политики 6
1.1 Понятие и определение 6
1.2 Политика и нравственность, типы политиков 9
1.3 Право и политика 12
2 Сущность и принципы правовой политики 15
2.1 Понятие правовой политики 15
2.2 Формирование правовой политики 21
2.3 Принципы и методы проведения правовой политики 22
2.4 Основные приоритеты российской правовой политики 24
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Правовая политика сущность и принципы.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     Сегодня же главный приоритет в рассматриваемой проблеме - это не теоретическая разработка прав человека, не академические споры о дефинициях, концепциях и конструкциях (хотя такая необходимость, конечно, не снимается), а создание надлежащих условий, гарантий и механизмов для их реализации.

     3. Важнейший приоритет - наведение  порядка во власти. Не случайно  в настоящее время Президентом  России принимаются меры по  реформированию законодательной  и исполнительной власти в  стране, укреплению российской государственности, принципов федерализма, восстановлению управляемости обществом, совершенствованию взаимоотношений центра и мест, созданию с этой целью федеральных округов, изменению порядка формирования Совета Федерации, повышению ответственности региональных лидеров и т.д. Все эти меры давно назрели и их необходимость очевидна.

     4. Неотложная и крайне злободневная  задача современной российской  правовой политики - укрепление законности  и правопорядка в стране, неукоснительное  соблюдение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами правовых норм. Сегодня это - наиболее слабое место во всей государственной деятельности. Общество испытывает самый глубокий кризис законности и правопорядка за последние годы.

     5. Одним из безусловных приоритетов  российской правовой политики  является преодоление правового  нигилизма и правового идеализма,  которые представляют собой в  конечном итоге две стороны  «одной медали», а именно острого дефицита юридической культуры. Многие изъяны советской, а также постсоветской правовой политики, прошедшей в послеоктябрьский период весьма извилистый и тернистый путь, объясняются как раз указанным ключевым недостатком. Искаженное правосознание общества не раз заводило эту политику в тупики беспределов, порождало разного рода уклоны и перегибы. Это относится не только к сталинским временам репрессий (борьба с «врагами народа», «кулаками», «контрреволюционерами»), но и к последним десятилетиям, когда торжествовала «социалистическая законность» (разоблачение «антисоветчиков», «диссидентов», «идеологических диверсантов»).

     Правовая  политика, конечно, должна не плестись в хвосте у экономической и  других видов политики (хотя она  в значительной мере ими обусловлена), а, напротив, по возможности прокладывать им путь, заглядывать в будущее, предупреждать негативные явления и процессы, не забегая вместе с тем вперед там, где условия для правового вмешательства не созрели. В юридической политике, как нигде, важен прогноз и предвидение. Правовая политика должна обладать способностью диагностировать болевые точки жизни общества и своевременно их профилактировать.

     Примером  непродуманной и поспешной юридической  политики может служить приватизация госсобственности, «ваучеризация». Во время слушания данного вопроса в Государственной Думе предыдущего состава были, в частности, приведены следующие данные: от продажи 54% госпредприятий в российскую казну поступило всего лишь 5 млрд. долл., в то время как, к примеру, в Великобритании от приватизации только 3% предприятий в бюджет поступило 65 млрд. долл.

     Эти цифры и оценки говорят, во-первых, о масштабах криминала в данной области; во-вторых, о непрофессиональной правовой политике тех, кто планировал и проводил приватизацию. Не случайно российскую приватизацию называют преступлением века. Она с самого начала носила жульнический характер. Это не просто правовой нигилизм, неуважение законов - это беспредел.

     Современная российская правовая политика призвана всемерно направлять реформы в более  гуманное, человеческое, социально ориентированное русло.

     Правовая  политика - это перевод на юридический  язык объективных потребностей развития общества, прежде всего экономических. Необходимо всемерно стимулировать  честный бизнес, предпринимательство, но решительно противодействовать хищническим инстинктам, криминальным устремлениям.

     6. В современных условиях одним  из основополагающих приоритетов  российской правовой политики  является конституционная реформа,  о необходимости которой много  говорят и пишут сегодня в  средствах массовой информации, в парламентских, политических и научных кругах. Проводятся теоретические дискуссии, «круглые столы».

     Суть  всех предложений об изменении Конституции - перераспределение власти. Последнее  можно свести к четырем главным  пунктам: а) ограничение полномочий Президента; б) усиление контрольных функций парламента; в) расширение компетенции и самостоятельности правительства; г) формирование кабинета министров на коалиционной основе, утверждение парламентом вице-премьеров и ключевых министров.

     Обсуждаются и другие аспекты, например о сокращении числа субъектов Федерации, об отказе от «этнического» принципа территориального устройства России, о включении органов местного самоуправления в систему государственной власти, об упрощении процедуры импичмента, о практике заключения двусторонних договоров между центром и территориями, об установлении жесткой управленческой вертикали. Но особое неприятие вызывает положение Конституции, согласно которому Президент в любой момент и без всякого объяснения причин (проснувшись однажды в плохом настроении) может отправить Правительство в отставку.

 

Заключение

 

     Правовая  политика России, будучи составной  частью ее общегосударственной политики, обусловлена объективными закономерностями современного общественного развития, теми потребностями, которые лежат в основе всех проводимых в стране преобразований. Она направлена на дальнейшее углубление демократических реформ, подъем экономики, становление рыночных отношений, оздоровление социальной сферы, последовательную защиту национальных интересов, прав и свобод человека.

     Правовая  политика есть политика, проводимая с  помощью правовых средств. Поэтому  крайне важно всемерно совершенствовать эти средства, повышать их эффективность, надежность, четкость и безотказность  функционирования. Это касается, прежде всего, законов, указов и правительственных постановлений, других нормативных актов, механизма правового регулирования, правоприменительной деятельности, судебной, прокурорской и следственной практики, прав и обязанностей граждан, юридической ответственности, правовой культуры - всех элементов, составных частей и институтов, образующих российскую правовую систему.

     Основываясь на вышесказанном, под правовой политикой, на наш взгляд, следует понимать научно обоснованную, системную деятельность различных субъектов права, направленную на выработку стратегии и тактики правового регулирования в целях наиболее полной реализации принципов демократического правового государства и гражданского общества. Понимаемая под таким углом зрения правовая политика будет способна эффективно и последовательно решать задачи, стоящие перед нашей страной на современном этапе ее развития.

 

Список литературы

 
  1. Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
  2. Бошно С.В. Теория государства и права. – М.: Эксмо, 2007. — 400 с.
  3. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. – Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. – 352 с.
  4. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. Соч. в 10 т. 1993. Т.1.
  5. Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр. соч.: В 10 т. – М., 1994. Т. 3.
  6. Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: Дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Самара, 2000.
  7. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная военная академия права». 2003. – 512 с.
  8. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права: учебник». – М.: Юристъ, 2004. – 541 с.
  9. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. – М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.
  10. Овчинников А.И., Овчинникова С.П. Евразийское правовое мышление Н.Н. Алексеева. – Ростов н/Д., 2002. – 264 с.
  11. Политика. Власть. Право: Сборник научных статей. Вып. 7 / Под ред.: Комарова С.А. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та, 2003. – 127 c.
  12. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. – 774 с.
  13. Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Норма. 2003. – 528 с.
  14. Рыбаков О.Ю. Человек в политике: Пути самореализации. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1995. – 196 с.
  15. Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. – М.: ИГ «Юрист», 2003. – 685 с.

Информация о работе Сущность и принципы правовой политики