Сущность и принципы правовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование сущности правовой политики, выявление ее проблем в современном государстве.
Задачи исследования:
­ охарактеризовать понятие политики в целом;
­ проанализировать литературу по теме работы;
­ исследовать понятие «правовая политика»;
­ выявить принципы правовой политики.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика политики 6
1.1 Понятие и определение 6
1.2 Политика и нравственность, типы политиков 9
1.3 Право и политика 12
2 Сущность и принципы правовой политики 15
2.1 Понятие правовой политики 15
2.2 Формирование правовой политики 21
2.3 Принципы и методы проведения правовой политики 22
2.4 Основные приоритеты российской правовой политики 24
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Правовая политика сущность и принципы.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     Политика  и нравственность. Моральные аспекты политики приобретают в наше время первостепенное значение, активно обсуждаются в прессе, научной литературе. Все чаще ставится вопрос: а совместимы ли вообще понятия нравственности и политики, не являются ли эти категории взаимоисключающими? В идеале они, конечно, не должны расходиться, но на практике мы наблюдаем иное. «Грязные методы» в политической деятельности стали обычным делом (в избирательных кампаниях; в борьбе за власть, посты, должности, влияние; в противоборстве с противниками).

     Возникают острейшие коллизии между этикой и политикой. Это - теневая сторона  политики, ее «изнанка». Политическая мораль некоторых кумиров не выдерживает никакой критики, они действуют по принципу «дави нижнего, толкай ближнего, а сам пробирайся наверх». Разрабатываются специальные «технологии» такой «борьбы».

     Непомерно возросла роль «четвертой власти» - прессы, которая нередко оказывается сильней остальных властей. Она ведет беспощадную войну компроматов, дискредитирует неугодных, формирует позитивное или негативное «общественное мнение» о каком-либо факте, «раскручивает» образ тех или иных лиц, оказывает влияние на политиков, государственных деятелей, общую атмосферу в стране. Допускаются и явные злоупотребления свободой слова, печати, выход за рамки морали. При этом данная область отношений также поражена коррупцией. Широкое распространение получили идеологическое хамелеонство, мимикрия. Как видим, политика - не самая чистая сфера отношений между людьми.

     Современная политико-правовая ситуация в России сложна и противоречива. Основные ее черты - нестабильность, клановость, криминогенность, взрывоопасность. Уголовный мир постепенно проникает во властные структуры государства всех уровней. Общество расколото, оно стало многополюсным, неоднородным. Идут процессы «первоначального накопления капитала», расслоения людей на «очень бедных» и «очень богатых», становления новых классов. Эта поляризация сопровождается противостоянием и конфронтацией различных общественных сил, групп, партий, движений. Меняются социальные ориентиры и идеалы, морально-психологический облик страны, ее идеолого-политический спектр, вес, статус, положение в мире. Такова реальность нашего «смутного времени», таков характер текущей политики.

1.3 Право и политика

 

     Конечно, право не может быть абсолютно свободным от политики, поскольку между ними, как отмечалось выше, существуют генетические взаимосвязи. Многие законодательные акты имеют не только юридическое, но и очевидное политическое содержание. А такой из них, как Конституция, прямо закрепляет основы государственной политики. Конституция есть не только юридический, но и важнейший политический документ. Да и все правовые нормы, исходящие от государства или им санкционируемые, являются в конечном счете проводниками его воли.

     Поэтому было бы неправильно в угоду новомодным веяниям «отлучать» право от политики. Это другая крайность, в которую не следует впадать, преодолевая старые грехи этатизма. В конечном счете «аполитичность» права - это миф. Право - одно из самых политизированных явлений. На каждом шагу подтверждается мысль о том, что закон есть мера политическая, есть политика. «Неискушенные в политике люди думают, что существует некая чистая правовая истина, независимая от политических интересов» (А.И. Экимов). Право и политика связаны, прежде всего, через власть.

     Вопрос  о соотношении политики и права  непростой. В его трактовке допускались  и допускаются разного рода «уклоны», перекосы, конъюнктура. В частности, на протяжении десятилетий право рассматривалось у нас главным образом в утилитарно-прагматическом, «прикладном» ключе - как атрибут, инструмент, орудие, рычаг власти, способ юридического оформления партийно-политических решений, а не как самостоятельная общегуманитарная социальная и культурная ценность. Незыблемым был тезис о примате политики над правом, власти над законом. Культивировались идеи отмирания права.

     Общественным  сознанием усваивалась мысль  о второстепенной и нерешающей роли права. Главное - это экономика, политика, идеология, партийные лозунги, а  не какие-то там правовые ценности, юридические начала, законность. Право чаще всего воспринималось как приказы, указания политических вождей, предписания сверху. И в редких случаях - как нормы, способные эффективно защитить гражданина от произвола, как институт, стоящий на страже личности, ее чести, достоинства, безопасности. Тем более, право не мыслилось в качестве силы, способной ограничить, «связать» саму власть; идеи правового государства тогда не признавались.

     Однако  следует признать, что и сегодня  политические соображения нередко берут верх над законом и законностью, а правовой нигилизм не только не преодолен, но принял угрожающие масштабы и не без оснований квалифицируется как беспредел. Формально провозглашены идеи правового государства, верховенства закона, приоритета прав человека; отвергнут принцип доминирующей роли политики и идеологии, но на деле до торжества права еще далеко.

     Ощущается острый дефицит юридической культуры, низкий уровень правосознания. Новая  демократия дает сбои, свобода понимается определенными слоями общества как вседозволенность, в том числе и представителями власти. По-прежнему в большей степени политика влияет на право, чем право на политику. Между тем в идеале они призваны естественно, гармонично взаимодействовать, а не противостоять друг другу. Политика должна быть правовой, а право - способствовать проведению разумной государственной политики.

     Право призвано играть роль эффективного стабилизатора  политической жизни, выражать и защищать справедливость, служить преградой  на пути волюнтаристских поползновений лидеров и чиновников всех рангов. Необходимо отрешиться от неправового мышления, научиться уважать право, закон, порядок. Никакие лукавые аргументы в пользу обратного не должны вводить общество в заблуждение. На данный феномен справедливо обращают внимание современные философы, политологи, юристы.

     Цель  права – «установить совместную жизнь людей таким образом, чтобы на столкновение, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил» (И.А. Ильин). Другой представитель русской юридической мысли - В.С. Соловьев - определял право как «принудительное требование осуществления добра или порядка, не допускающего известного проявления зла». Иными словами, право - это мощная преграда на пути зла и в то же время - проводник и заступник всего лучшего в человеке. Поэтому основополагающей чертой правовой политики является ее обусловленность, связанность правом. 

 

2 Сущность и принципы правовой  политики

2.1  Понятие правовой политики

 

     Актуальность  исследования проблем правовой политики обусловлена интересами обновляющегося Российского государства и происходящими на всех уровнях общественной организации процессами реформирования государственно-правовых отношений. В настоящее время идет активный процесс формирования России как федерации нового типа, суверенного демократического государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей. С одной стороны, происходит повышение уровня самостоятельности регионов и муниципальных образований, а с другой — активное строительство единой вертикали федеральных органов власти, основанное на конституционном принципе единства российской государственности. И здесь, в первую очередь, речь должна идти о необходимости выстраивания этой деятельности в русле единой правовой политики.

       В последние годы вопросам правовой политики начали уделять внимание многие отечественные юристы, обществоведы, государственные деятели. Этот интерес продиктован тем, что без выверенной политики, иными словами, стратегии и тактики в правовой сфере, невозможна целенаправленная планомерная деятельность ни в одной области общественной жизни.

       Представляется важным отметить, что словосочетание «правовая политика» используется с подходов различных наук, чаще всего это такие области знаний, как юриспруденция и политология. В соответствии с этим определяющей выступает политологическая либо юридическая сторона данного явления. Понятно, что в юридической науке термин «правовая политика» несет совершенно иную смысловую нагрузку, нежели в политологии. Поэтому необходимо сразу оговориться, что в данной статье понятие «правовая политика» рассматривается именно с позиций общей теории права.

       Вместе с тем заметим, что сам термин «правовая политика» наиболее систематично начал употребляться учеными-юристами на отраслевом уровне, а именно специалистами в области уголовного права. Здесь даже сложилось самостоятельное учение об уголовной политике. Однако, несмотря на сравнительную разработанность этой темы, единства мнений, в частности, по вопросу о природе и сущности этой разновидности государственной политики, среди ученых не наблюдается. Поэтому представляется целесообразным подвергнуть более подробному анализу характерные определения правовой политики, предлагаемые в литературе.

       Ряд авторов понимают правовую политику как политику, основанную на праве. Так, К.В. Шундиков подразумевает под правовой политикой совокупность правовых идей, установок, принципов, целей, задач, приоритетов, а также правовых средств, направленных на обеспечение оптимального уровня развития и функционирования общественных отношений. Отличительной чертой правовой политики, по его мнению, является то, что она основана на праве и выражается в принятии государством соответствующих нормативных актов и осуществлении на их основе правоприменительной деятельности. То есть под этим определением понимается политика, проводимая с помощью правовых средств. Именно в таком значении употребляется данный термин в ряде научных исследований, посвященных вопросам правовой политики.

       Другое дело, если в целом характеризовать правовую политику лишь как политику, проводимую «посредством права» или «с помощью правовых средств», то подобное понимание значительно ограничивает смысл и потенциальные возможности этого явления. Так, в литературе можно встретить утверждение, что если политика осуществляется в рамках закона, она вполне может претендовать на то, чтобы ее считали правовой. В частности, Ю.Е. Пермяков пишет: «Если власть опирается на право, есть все основания говорить о правовой политике».

       На наш взгляд, с таким утверждением нельзя согласиться даже отчасти. В подтверждение приведем мнение Н.В. Исакова, который считает, что подобная позиция отражает инструментальный подход к сущности права, поскольку ведущая роль в этом уникальном тандеме явно отводится политике, а не праву, и ведет к тому, что концепция правовой политики, понимаемая под таким углом зрения, неминуемо станет диссонировать с теорией и практикой правового государства. Там, где политика «опирается на право», а не «ограничивается им» — существует возможность непредсказуемости политики и ее произвола. Политика конструирует удобное для себя право, чтобы было «удобнее на него опираться».

       Однако есть и другие подходы к характеристике сущности правовой политики. Так, например, В.В. Субочев полагает, что «правовая политика — это наиболее приемлемая форма руководства и регулирования общественных отношений, основывающаяся на оптимальном сочетании правовых средств и юридических конструкций, составляющих эффективный механизм правового регулирования, который проявляет себя в различных формах, опосредует все уровни власти, соответствует выработанной концепции стратегии развития государства и преследует социально полезные цели».

       О. Ю. Рыбаков, в свою очередь, предлагает рассматривать понятие правовой политики в узком и широком смыслах. В узком значении правовая политика — это выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права на общих принципах гуманизма. В широком смысле — это «деятельность прежде всего государственных и муниципальных органов, общественных объединений, отдельных лиц, включающая систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правового механизма, основанного на Конституции РФ, нормах международного права, направленная на осуществление интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями»2.

       Приведенные определения представляют попытку глубокого научного анализа исследуемого феномена, однако страдают, на наш взгляд, излишней детализацией и громоздкостью, что мешает ясному восприятию смысла рассматриваемого в них понятия.

       Более удачный, с нашей точки зрения, подход к определению правовой политики демонстрируют в своих работах на эту тему Н.И. Матузов и A.B. Малько. Так, Н.И. Матузов считает, что «правовая политика, будучи одной из разновидностей политики вообще (как родового понятия), представляет собой комплекс мер, идей, задач, целей, программ, методов, реализуемых в сфере действия права и посредством права»3. Приведенное определение достаточно полно отражает сущность интересующего нас феномена, так как, с одной стороны, показывает органическую связь правовой политики с идеями, задачами и установками, нацеливающими на изучение данного политико-правового явления, а с другой — ориентирует на реализацию стратегических и тактических решений в сфере действия права и посредством права.

       По мнению A.B. Малько, «правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по совершенствованию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности».

Информация о работе Сущность и принципы правовой политики