Сущность государства и его роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

«Сущность государства и его роль в обществе» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить. Дело в том, что сейчас эта, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО). Поэтому нашему народу нужно общими усилиями добиваться того, чтобы наше государство стало сильным и перестало зависеть от других.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность государства 4
1.1. Понятие государства 4
1.2. Происхождение и эволюция государства 12
ГЛАВА 2. Роль государства в жизни общества 16
2.1 Функции государства 17
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая по теории государства и права РФ.docx

— 56.64 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Оценка___________________

Подпись преподавателя___________________

«____»________________20___г. 
 
 

Сущность  государства и его роль в обществе 
 
 

Курсовая  работа

по  теории государства и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

 

Введение 3

ГЛАВА 1. Сущность государства 4

1.1. Понятие государства 4

1.2. Происхождение  и эволюция государства 12

ГЛАВА 2. Роль государства в жизни общества 16

2.1 Функции государства 17

Заключение 26

Список использованных источников и литературы 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     В моей курсовой работе я хотела бы осветить тему «Сущность государства и его роль в обществе». По моему мнению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах.

     «Сущность государства и его роль в обществе» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить. Дело в том, что сейчас эта, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО). Поэтому нашему народу нужно общими усилиями добиваться того, чтобы наше государство стало сильным и перестало зависеть от других.

     В большинстве изданных в прошлые  годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.

     В дальнейшем, в этой работе, я попытаюсь  провести анализ подходов при

рассмотрения сущности государства, а также раскрыть какую роль выполняет государство в обществе. Но перед тем как перейти к непосредственному рассмотрению сущности государства,  я остановлюсь на самом понятии государства.

Что же такое государство? 
 
 

ГЛАВА 1. Сущность государства

1.1. Понятие государства

     Это вопрос о том, что такое государство, ибо любое понятие отражает соответствующие предметы или явления в их существенных признаках и создает о них определенное представление. Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства. Поскольку таких подходов достаточно много, остановимся лишь на тех из них, которые имеют наибольшее распространение в современной науке. К ним, в частности, относятся: теологический, арифметический, юридический, кибернетический и социологический1.

     Теологический подход зародился еще в глубокой древности и получил свое выражение  в различных теориях, сложившихся в христианстве, исламе, индуизме, иудаизме и т.д.

Несмотря  на некоторые особенности, суть этих теорий одна: государство создано  богом и его деятельность есть проявление божественной воли. В настоящее время данный подход можно встретить главным образом в сочинениях мусульманских юристов (особенно мусульманских фундаменталистов), которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха. Присутствует он и в работах ученых западных католических университетов.

     Арифметический  подход (его называют также классическим) возник в античную эпоху, т.е. тоже достаточно давно. Он трактует государство как сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время широко используется в работах западных политологов, особенно специалистов по международному публичному праву. Встречается и в работах отдельных российских исследователей.

     Юридический подход наиболее широкое распространение  получил в ХIХ – начале ХХ вв. Государство с его позиции трактуется как юридическое явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и прежде всего конституцией.

Например, наиболее известный представитель  этого подхода австрийский, а  затем и американский исследователь Г. Кельзен рассматривал государство как установленный в масштабе нации или страны правовой порядок.

     Кибернетический подход сформировался сравнительно недавно (в 60-е гг. прошлого столетия). Государство с точки зрения этого подхода является определенной информационной системой с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).

     Социологический подход зародился в XVII-XVIII вв. (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). В современной науке относится к числу самых распространенных. Представлен множеством научных школ и направлений, причем как марксистского, так и немарксистского толка.

Сторонники  этого подхода при всем многообразии взглядов на понятие государства  чаще всего трактуют его либо как особым образом организованное общество, либо как определенную политическую организацию, не совпадающую с обществом.

     В современной отечественной теории государства и права наибольшее распространение имеет социологический подход, но говорить о единстве взглядов на понятие государства здесь тоже не приходится. Не вдаваясь в анализ имеющихся по данному вопросу позиций, считаю, что понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или общесоциальном) и узком (или политическом) смыслах.

     Под государством в широком (общесоциальном) смысле следует понимать определенным (особым) образом организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория.

Кроме того, для такого общества характерна не потестарная власть (так называют публичную власть в первобытном обществе), которая была слита с обществом и им же осуществлялась, а особая публичная власть – политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.

     Государство в широком смысле близко к понятию  «страна». Страна – это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.

Государство в узком (политическом) смысле –  это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

     Если обратиться к словарям русского языка, то можно обнаружить, что слово «государство» обычно имеет два значения. Во-первых, под государством подразумевается определенная форма организации общества, а, во-вторых, основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической и социальной структуры.

Сказанное, разумеется, еще не раскрывает понятие  государства ни в широком, ни в узком смыслах. Чтобы это сделать, необходимо рассмотреть признаки государства, поскольку понятие, есть отражение предметов или явлений в их существенных признаках.

     При освещении признаков государства, к сожалению, не всегда учитывается широкая и узкая трактовки государства, что ведет к смешению признаков двух разных явлений. Ведь государство в широком смысле и государство в узком смысле – это не одно и то же, хотя находятся они друг с другом в определенной связи и зависимости. Но таково уж свойство языка, что нередко одним и тем же словом обозначаются разные явления, так же как какое-либо одно явление может обозначаться разными словами. Поэтому рассматривая признаки государства, нужно различать признаки государства в широком смысле и признаки государства в узком смысле.

Поскольку государство в широком смысле – это определенным образом организованное общество, ему, как представляется, присущи следующие основные признаки.2

     Во-первых, это определенный союз или сообщество людей. Как и любое общество, государство является союзом, сообществом людей, объединенных какими-то началами.

     Во-вторых, это союз, который представляет собой  принципиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытнообщинному устройству и стала практически всеобщей, универсальной формой общественного объединения людей.

     В третьих, это территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория. В первобытном обществе, которое предшествовало государству, людей в одно целое связывало кровное или предполагаемое родство.

     В-четвертых, это политический союз, так как  он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство.

Люди  делятся здесь на различные социальные группы, классы, сословия, касты, прослойки и т.д. Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т.д. являются уже не родоплеменными отношениями, а политическими.

     В-пятых, это союз, которым управляет не потестарная, а особая публичная, политическая власть. В отличие от первой эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей – управляющих.

Реально она выражена в системе органов  управления и принуждения, которые  в единстве своем составляют определенную организацию, именуемую тоже государством.

     Таковы  основные признаки государства в  широком смысле, соединив которые  мы можем получить определение. Государство в широком смысле (государственно организованное общество) – это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

     Теперь  рассмотрим признаки государства в  узком смысле.3

     Во-первых, это определенная организация, существующая в обществе и представляющая собой его структурно обособленную часть. В научной и учебной литературе государство обычно определяется через такое понятие, как «организация». Однако это понятие имеет несколько смысловых значений, что необходимо учитывать при определении государства и выделении его признаков, дабы избежать возможных недоразумений и двусмысленностей. В данном случае под организацией мы подразумеваем определенное общественное объединение, выступающее в качестве одного из структурных элементов общества. В обществе, особенно современном, существуют и функционируют самые различные организации, одной из которых является государство (государство в узком смысле).

     Во-вторых, это политическая организация, организация, деятельность которой носит политический характер и всегда связана с политикой. Как уже было отмечено, государство – не единственная в обществе политическая организация. Помимо него в обществе действуют и другие политические организации: политические партии, политические движения, иные организации, деятельность которых связана с политикой.

Информация о работе Сущность государства и его роль в обществе