Сущность государства и его роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

«Сущность государства и его роль в обществе» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить. Дело в том, что сейчас эта, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО). Поэтому нашему народу нужно общими усилиями добиваться того, чтобы наше государство стало сильным и перестало зависеть от других.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность государства 4
1.1. Понятие государства 4
1.2. Происхождение и эволюция государства 12
ГЛАВА 2. Роль государства в жизни общества 16
2.1 Функции государства 17
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая по теории государства и права РФ.docx

— 56.64 Кб (Скачать)

Но государство  – это особая политическая организация. Оно обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций и которые выделяют государство из их среды. Об этих качествах мы поговорим при освещении следующих признаков государства.

     В-третьих, государство – это организация, которая внешне выражена в системе  органов управления и принуждения и состоит из них. Процесс возникновения государства связан с выделением из общества специального аппарата управления, а также принуждения. Этот аппарат состоит из соответствующих органов, которые в своем единстве образуют государство и составляют его внешний облик.

     В-четвертых, государство – это организация, которая представляет и осуществляет публичную власть, т.е. власть общества. В первобытном обществе публичную власть представляло и осуществляло само общество, в государственно организованном обществе публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют. Только в отдельных, весьма редко встречающихся случаях общество (народ в целом) может осуществлять публичную власть непосредственно, без прямого участия государства (например, в порядке референдума).

     В-пятых, государство – это территориальная  организация. Ее территориальный характер выражается прежде всего в том, что государственная власть распространяется лишь в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства.

Кроме того, само государство оформляется  по территориальному принципу. Территория страны в целях надлежащего управления подразделяется, как правило, на определенные части, административно-территориальные единицы (департаменты, графства, края, области, районы, города и т.д.), в рамках которых создаются и функционируют соответствующие органы государства. Поэтому практически каждое государство имеет органы, которые действуют как в пределах территории всей страны (центральные, высшие органы), так и в пределах территории отдельных ее частей (например, местные органы).

     В-шестых, государство – это суверенная организация, т.е. организация, обладающая суверенитетом. Под государственным суверенитетом чаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене.

Верховенство  государственной власти состоит  в том, что государство – это  единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всю территорию страны и всех, кто на ней находится. Независимость государственной власти выражается в ее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а также международными организациями. Разумеется, эта независимость не является абсолютной, поскольку в современном мире любое государство должно считаться с интересами других государств и мирового сообщества в целом.

     Государственный суверенитет не следует отождествлять  с суверенитетом народа и суверенитетом нации. Под суверенитетом народа понимается верховенство и самостоятельность народа в решении коренных вопросов организации своей жизни (общественного и государственного строя, внутренней и внешней политики и т.д.).

Суверенитет же нации означает полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

     В-седьмых, государство – это организация, осуществляющая публичную власть в  целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Это свойственно любой публичной власти, в том числе и государственной. Обладая верховенством и действуя на всей территории страны, государственная власть создает и поддерживает в обществе определенный порядок. В зависимости от того, чью волю и чьи интересы выражает и претворяет в жизнь государство, этот порядок может быть выгоден либо обществу в целом, либо какой-то его части (например, каким-либо классам или социальным группам).

     Наконец, в-восьмых, государство – это  организация, которая находится  на содержании общества и существует за его счет. В связи с этим государством взимаются с населения страны и действующих на ее территории хозяйственных и некоторых других организаций налоги и иные сборы.

Выяснив признаки государства в узком  смысле, мы опять же можем дать определение.

     Итак, государство в узком смысле –  это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

Завершая  вопрос о понятии государства, хочу подчеркнуть, что в теории государства  и права это понятие используется обычно в узком смысле, когда под государством подразумевается обозначенная выше политическая организация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Происхождение и эволюция государства

     Социальная  иерархия, связанная с разной степенью обладания властными полномочиями, возникла, вероятнее всего, одновременно с появлением человека и общества. Однако государство как форма  политической власти появилось лишь несколько тысячелетий тому назад. Образование государства органически  связано с развитием собственнических отношений, поскольку оба этих процесса имеют общие предпосылки. Только после неолитической революции  появилась возможность накапливать  часть общественного продукта, необходимую  для содержания профессиональных руководителей-администраторов  и их помощников. Одновременно с  этим обостряется необходимость  защищать права собственности на ограниченные ресурсы, чем может  эффективно заниматься только некая  сила, стоящая над отдельными домохозяйствами  и племенами. Антропологи выделяют вождество (чифдом) как промежуточный этап между относительно эгалитарным первобытным обществом и ранними государствами. Примером подобного протогосударства может быть созданная в Южной Африке начала XIX в. «империя» Чаки Зулу.

     Первые  известные историкам государства  возникли в 4–3-м тыс. до н.э. в Древней  Месопотамии, Древнем Египте и Древнем  Китае. Особенности развития хозяйственной  жизни в этих регионах (необходимость  строительства и поддержания  ирригационных сооружений, проведения иных общественных работ) привели к  быстрому росту организационной  функции аппарата управления и обусловили высокую экономическую специализацию  восточного государства. К.Маркс писал  по этому поводу, что на Востоке  государство имело три «ведомства»  – военное, финансовое и общественных работ. Речь идет о трех основных видах  деятельности типичных для древнего и средневекового Востока деспотических  монархий – ведении оборонительных и наступательных войн, сборе налогов, организации общественных работ. Именно тогда появляются основные атрибуты любого государства: постоянная армия, необходимая для защиты прав собственности, и система сбора налогов (трудом или продуктами труда) с подданных.

     Деспотизм восточного типа отличался от античных государств Древней Греции и Древнего Рима. В античных государствах существовали различные формы правления – не только монархия (Римская империя), но и аристократические (Спарта) и демократические (Афины) республики. Именно в Древней Греции философом Платоном впервые была предложена модель идеального государства – аристократического коммунизма. Платон и Аристотель положили начало и анализу реальных государственных систем, сравнивая разные формы правления в различных странах. Поскольку в античных обществах не требовалось проводить общественные работы, то государство здесь концентрировалось на выполнении чисто политических функций (включая организацию обороны и ведение войн), а также на защите прав собственности. Именно эти функции стали главными для всех западных государств вплоть до XX в.

     Падение Римской империи в V в. привело к образованию в Западной Европе множества феодальных монархических государств. Для начального периода их становления была характерна ситуация феодальной раздробленности: королевская власть была слаба, многочисленные полусамостоятельные феодалы вели войны друг с другом. В процессе централизации государственной власти в XII–XIII вв. стала складываться сословно-представительная монархия, в которой каждое из трех сословий выражало свои интересы через органы сословного представительства (генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т.п.). Исторически последней формой феодального государства была абсолютная монархия, развившаяся в период XV–XVII вв. в результате завершения образования централизованных государств. В эпоху феодализма существовали и города-государства с республиканской формой правления (Венеция, Генуя, Флоренция, ганзейские города в Северной Европе, Новгород в России и др.), где власть в городах-государствах принадлежала богатым горожанам (городским патрициям).

     Буржуазное  государство возникло в результате буржуазных революций XVII–XIX вв. – конституционные монархии в Англии и Голландии, демократические республики во Франции и Италии. Именно тогда стали закладываться основы современных демократических государств, основанных на приоритете интересов личности над интересами общества, на осознании того, что государство должно служить людям, а не наоборот. Этому во многом служили произведения таких ученых, как Т.Гоббс, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, А.Смит, Дж. Локк, сформулировавших понятия контрактного государства как антитезы эксплуататорскому государству. Многие теоретические идеи европейских мыслителей нашли практическое отражение в конституционных основах США.

     Вплоть  до середины XIX в. считалось, что правом участвовать в государственной деятельности обладают только взрослые и состоятельные мужчины. Расширение представлений о демократической государственности привело к постепенной ликвидации имущественного ценза, дискриминации по полу, возрасту, национальности и т.д. К концу XX в. во всех развитых странах государство стало формально считаться общенародным, то есть действующим в интересах народа, под контролем народа и с участием народа. Фактически же параллельно с расширением принципов демократии происходило развитие систем лоббирования интересов элитных групп и манипулирования поведением избирателей через СМИ. Поэтому право участвовать в деятельности государства далеко не всегда можно фактически реализовать. Это вызывает серьезные опасения, поскольку с середины XIX в. роль государства в жизни общества заметно возросла – оно стало активным и постоянным участником экономической жизни общества4.

     Впрочем, в самом конце XX в., под влиянием глобализации у национальных государств появились соперники в осуществлении централизованного руководства. Крупные транснациональные корпорации и надгосударственные организации (ООН, Европарламент, Международный валютный фонд и др.) играют все более важную роль в регулировании политических и экономических процессов. Есть мнение, что в XXI в. национальное государство как форма политической власти будет постепенно «растворяться», передавая свои функции местному самоуправлению и «мировому правительству». Тем самым сбудется прогноз основоположников марксизма об отмирании государства.

     Подведя итог главы I «сущность государства» можно сделать вывод, что сущность государства составляет одну из важнейших целей теории государства и права. Сущность государства – это смысл, главное звено, глубинное в нем, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

     Таким образом, вопрос о сущности государства  — это во многом вопрос о том, кому принадлежит государственная  власть, кто ее осуществляет и в  чьих интересах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Роль государства в жизни общества

     Роль  государства в жизни общества сводится к основным его функциям.

     К внутренним функциям, охватывающим сферу  внутренней, самостоятельной жизни  государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся  следующие виды функций:

  • Охранительная.
  • Экономическая.
  • Социальная.
  • Культурно-воспитательная.
  • Природоохранительная.

     К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства  в мировом обществе, относятся:

  • Защита государства от вооруженных нападений других государств.
  • Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
  • Борьба с международной преступностью.
  • Участие в международной охране окружающей Среды.5

2.1 Функции государства

     Вопрос  о функциях государства (т.е. о том, какая же деятельность является для  него основной) является одним из главных. Чисто политические функции государства  – прежде всего, представительство  интересов основных социальных групп, защита национального суверенитета – не вызывают сомнений.

     С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении и функциях государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, то есть каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства, поскольку государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства.

Информация о работе Сущность государства и его роль в обществе