Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
2. Генезис государства: основные концепции……………….5
Понятие и признаки государства…………………………..14
Суверенитет государства и суверенитет нации…………...17
Заключение…………………………………………………..20
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

1сущность гос-ва.docx

— 55.61 Кб (Скачать)

 

     План.

    1. Введение……………………………………………………..3

            2.   Генезис государства: основные концепции……………….5

    1. Понятие и признаки государства…………………………..14
    2. Суверенитет государства и суверенитет нации…………...17
    3. Заключение…………………………………………………..20
    4. Список литературы………………………………………….22                                                              

 

 

 

 

Введение.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих  потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы  и производство орудий труда, пищи и  др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к  трем крупным разделениям общественного  труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла  и обособлению слоя людей, занятых  в сфере обмена – торговли.

Такие крупные  события в общественной жизни  имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который  стал явно приоритетным по сравнению  с женским домашним. В связи  с этим матриархальный род уступил  место патриархальному, где родство  уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более  важным было, пожалуй, то, что родовая  община постепенно начинает дробиться  на патриархальные семьи, интересы которых  уже не полностью совпадают с  интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой  общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие  роста производительности труда  обусловил появлению экономической  возможности для товарообмена и  присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

 Вопросы  о государстве, его понятии,  сущности и роли в обществе  с давних пор относятся к  числу основополагающих и остродискуссионных  в государствоведении. Это «объясняется  по меньшей мере тремя причинами.  Во-первых, названные вопросы прямо  и непосредственно затрагивают  интересы различных слоев, классов  общества, политических партий и  движений. Во-вторых, никакая другая  организация не может конкурировать  с государством в многообразии  выполняемых задач и функций,  во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство  очень  сложное и внутренне противоречивое  общественно-политическое явление»1 .

Рожденное обществом, его противоречиями, государство  само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации  общества, призванная обеспечивать его  целостность и управляемость, государство  выполняет функции, обусловленные  потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое  общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие  дела, вытекающие из природы всякого  общества2. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

При анализе  всякого предмета нужно прежде всего  выяснить его историческое происхождение, а также предпосылки, что имеет  прямое отношение и к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.

В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф.Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частной собственности и  государства»3, написанной с учетом громадного исторического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.

Большое значение для характеристики первобытного строя  и уяснения вопроса общественного  самоуправления имела книга американского  этнографа Л.Моргана «Древнее общество», вышедшая в свет в 1877 году, в которой  сделана попытка научно проанализировать развитие родовой организации на примере североамериканских индейцев. В своих взглядах на первобытное  общество он приближался к материалистическому  пониманию истории, но в целом  не смог понять роль и значение экономики, производственных отношений, сущность и значение классового деления общества.

История государства  неотделима истории общества. Оно  вместе с обществом проходит длинный  исторический путь от неразвитого к  развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для  неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно  сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом  на аппарате принуждения. Развитым государство  становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации  и демократии. Оно «обеспечивает  организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу  автономной личности»4. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства  – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства  конкретно-исторически, в различных  его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально  используя при этом прошлые и  настоящие научные достижения.

 

 

 

 

 

 

Генезис государства: основные концепции.

 Познание  государства и права следует  начинать с вопроса о происхождении  государства – всегда ли в  истории человеческого общества  существовал этот социальный  институт или же он появился  на определенном этапе развития  общества. Только такой методологический  подход, реализующий принцип историзма,  позволяет уяснить причины и  формы появления государства,  его характерные, сущностные черты,  отличие от предыдущих организационных  форм жизни общество.       Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

В настоящее  время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном  обществе, этапах и тенденциях его  развития существенно обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого определялось как  предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное  знание об этом историческом диапазоне  в жизни человечества.   

Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном евроцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и некоторых прилегающих  к ней регионов, а затем эти  знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в  орбиту научного осмысления оказалась  вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства  и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового  развития общества.

  В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию»»5.

Это понятие  в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при  переходе в неолите от присваивающего к производящему хозяйству.

Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся  на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить, о  каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства  и существования использовало человечество. Для теории государства и права  появляется наконец возможность  также четко определять, какие  формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах  присваивающей экономики, а какие  в обществах производящей экономики.

Социально-экономическая  и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что  с целью удовлетворения своих  потребностей человек от орудийной  деятельности, связанной с присвоением  готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью – прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.   

Производящая  экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования  и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений – появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств. Итогом “неолитической революции” “явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе социального-экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ”6

Таким образом, “неолитическая революция” – переход  человечества к производящий экономике  – приводит первобытное общество объективно в силу своего внутренного  развития к финальномк рубежу –  социальному расслоению общества, появлению  классов, зарождению государства.

Как правило, древнейшие государственные образования  закономерно возникают на социально-экономической  основе раннеземледельческого общества и характеризуется как раннеклассовые государства.

Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором живут свободные  общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и  религиозный центр, перерастает  в административно-хозяйственный  и религиозный центр-город. Город-государство  знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.

В городе-государстве  организуются три центра управления, административного и идеологического  лидерства: городская община, дворец и храм.

Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинным земледелием и  землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов.

Таким образом, государства как новая организация  форма жизни общества возникает  объективно, в итоги неолитической  революции, переход человечество к  производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий  жизни общества, становления новых  организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма  – город-государство – также  обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием «неолитической революции».

Таким образом, первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы  трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства  человечества в новых условиях.

Словом,  возникающее первичное государство, как социальный институт, обслуживает  и организационно обеспечивает именно производящую экономику раннеземледельческих, раннеклассовых обществ.

Информация о работе Сущность государства