Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
2. Генезис государства: основные концепции……………….5
Понятие и признаки государства…………………………..14
Суверенитет государства и суверенитет нации…………...17
Заключение…………………………………………………..20
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

1сущность гос-ва.docx

— 55.61 Кб (Скачать)

С территориальной  организацией населения сопряжено  не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных  стран. А потому с этих позиций  понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных  организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население  страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть  населения, создаются добровольно  по тем или иным интересам.

Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего  рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит  в том, что она воплощается  именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются  органы управления и принуждения. Без  этого физического воплощения государственная  власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная  в государственных органах и  учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той  реальной силой, которое обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения  принадлежит отрядам вооруженных  людей и специальным учреждениям.

Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности  и независимости.

Верховенство  государственной власти внутри страны обозначает: 1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств  воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Самостоятельность и независимость государственной  власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве  свободно решать все свои дела.

В Советском  Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило  в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную  власть, стало одной из причин глубокого  кризиса общества и государства.

Неразрывная связь государства и права. Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.   

 

Суверенитет государства  и суверенитет нации.

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце  средние веков. Оно потребовалось  для того, чтобы в государстве  – именно в государстве, в сфере  государственной жизни! – отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет  – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет – «независимость государственной  власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела»25.

Суверенитет -  «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной  организации общества». Независимость  и верховенство государственной  власти выражается в следующем:

в универсальности  – только решения государственной  власти распространяются на все население  и общественные организации данной страны;

в прерогативе  – возможности отмены и признания  ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

в наличии  специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая  другая общественная организация.

Верховенство  государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при  решения разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.

Государственная власть расположена на высшей ступени  иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок  о бок, функционировать в одном  и там же государстве. Существования  «двоевластия» в некоторые периоды  истории, связанного с своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения в своих руках государственной  власти, является исключением отсюда и не меняет этого принципиального  тезиса. Такой переплет властей долго  продолжатся не может, и одна из них  непременно сходит со сцены.

Государственный суверенитет – это основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того чтобы присвоит себе «право войны», для одностороннего произвольного  прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует  государство.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

 внутреннюю  сторону – исключительное, монопольное  право на законодательство, на  управление и юрисдикцию внутри  страны в пределах всей государственной  территории;

внешнюю сторону  – самостоятельность и независимость  во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные  дела извне кроме ограниченного  число случаев, предусмотренных  международным правом, когда соответствующие  действия совершаются в строго правовом порядке. Государство в соответствии с международным правом и своим  национальным законодательством может  уступать свои суверенные права межгосударственным организациям.

В современном  мире «суверенитет ни одного государства  не означает, что оно не связана  ни с чем внутри страны и абсолютно  независимо от других государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое  государство внутри страны должно постоянно прислушиваться к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований»26. В международных отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не ущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по всеобщему согласию.

В федеративных государствах суверенитет признается за союзными государством, а по законодательству некоторых стран – также за субъектами федерации.  В России по федеративному договору суверенным считаются и республики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституциями некоторых республик в составе России. Например, Конституция РТ «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики»27.

В Конституции  же РФ 1993 года подчеркивается, что «  Суверенитет РФ распространяется на всю территорию»28.

В ней есть также положение о том, что  «РФ обладает суверенном правом и  осуществляет юрисдикцию на континентальном  шельфе и в исключительной зоне РФ в порядке, определяемом федеральным  законом и нормами международного права»29.

В суверенитете государство находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство  осуществляла руководство обществом.

Государственный суверенитет как особенность  государственной власти следует  отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет – «само  содержание демократии, основа народовластия, право народу самому, своей волей  определять свою судьбу»30. Аналогичное же значение имеет понятие национального суверенитета; это права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.

Государственный суверенитет может совмещаться  с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой  суверенное государство во всех указанных  ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.                

    Национальный суверенитет означает «права на само определение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства»31. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случаи это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой либо отдельной наций, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

 

Заключение.

Выявление и  анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть  настоящее, и заглянуть в будущее  данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные  закономерности развития. Однако главные  импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся  обществом.

Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации  и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования  принудительно-репрессивного характера  в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в  соответствии с принципом разделения властей.

Демократически  развивающееся общество нуждается  в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в  центре внимания государства, оно стимулирует  развертывание общесоциальных функций  государства. Пожалуй, здесь исток  новой закономерности развития современного государства – возрастание его  роли в жизни общества. Названная  закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство  стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни  общества через вновь создаваемые  учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования  и др.

В этой связи  небесспорно мнение С. С. Алексеева  о том, что в «развитие государства  может быть отмечен и ряд других тенденций: «уход» государства от экономически, все большее его отдаление  от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника»32. Практика показала , что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексеева может быть применимо только в нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли государства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие этого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад.

Под воздействием научно-технической революции и  начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая  закономерность -–сближение различных  государств, их взаимообогащение  в  результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в  той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской  культуре, строительству правового  государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и  подозрительность.

Информация о работе Сущность государства