Сущность и направленность общественных процессов в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

В научных публикациях зафиксировано несколько представлений об управляемых объектах государственного управления, придающих им во многом некорректный вид. Длительное время поддерживалось мнение, что государство призвано управлять чуть ли не всеми общественными процессами, проникать во все и вся, определять сознание, поведение и деятельность людей. Такой тотальный подход и подвел к известному тоталитаризму.

Содержание

Введение
Сущность и направленность общественных процессов
Природа общественных процессов и социальных отношений
Свойства и структура общественных процессов
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 94.27 Кб (Скачать)

Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием  политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.

Взаимоотношения между гражданским  обществом и государством носят  сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой  является гражданское общество, постоянно  испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство  к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение  или крайнее сужение независимости  от государства общественной жизни. Государство стремится здесь  подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его  жизнедеятельности.

При демократическом режиме государство  и гражданское общество выступают  как равноправные партнеры, как самостоятельные  субъекты общественной жизни. Решение  общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом.

Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие их перехода рынку и правовой государственности. Попытки в короткий срок ввести принципы правового государства еще до создания элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разрушительными последствиями.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

 

Политическое сознание – это система взглядов, идей, ценностей, принципов, норм и теорий, отражающих политическую жизнедеятельность общества. Оно является продуктом длительного исторического развития человеческого общества. Политическое сознание отражает реальную политическую действительность в единстве ее материальных и духовных сторон. В основе сложного процесса формирования политического сознания находятся экономические отношения, производство и воспроизводство материальных условий человеческого существования. Прежде всего, экономические интересы и потребности людей заставляют их активно думать и действовать, создавать политические теории и идеологии.

Политическое сознание имеет конкретно-исторический характер. Оно отражает определенную историческую эпоху, экономику, культуру, свойственные народам обычаи и традиции. Политические идеи, представления, теории выражают интересы и потребности  реально действующих субъектов  политики – индивидов, больших и малых социальных групп правящей политической элиты.

Политические идеи, взгляды и  теории могут опережать ход общественного  развития, а могут и отставать  от общественного бытия. Прогрессивные  политические идеи, опираясь на глубокое изучении общественной практики, вскрывают назревшие потребности общества делают возможным предвидеть основные тенденции социального развития.

Содержание политического сознания составляют кА научные знания, так  и обыденные представления людей  о политической действительности. Политические знания и представления включают законы и тенденции действующие в политической жизни общества, совокупность абстрактных конкретных политических образов, реалистических и мифологических знаниях, о политических отношениях, институтах и действиях субъектов политики. Сюда входят также оценочные и критические суждения индивидов политической реальности, их эмоциональные состояния и психологические рефлексии, связанные с политическим мировосприятием. Таким образом политическое сознание охватывает все представления людей, связанные с управлением делами государства и общества в целом.

Политическое сознание обладает сложной  многоуровневой структурой. В его структуре можно выделить следующие основные элементы: политические теории (концепции, доктрины, парадигмы и т.д.); политические идеологии (политические программы, политические декларации, политические обращения), правовые знания и нормы (правовые теории, конституции, законы, другие нормативные документы), политическую психологию (эмоции, чувства, настроения, переживания и т.д.)

Правовые взгляды и нормы  включают представления людей о  юридических законах, правилах, правах и обязанностях граждан, регулируют политические отношения общества. Политико-правовые установки ориентации и нормы  закрепляются в руководящих государственных  документах, в конституционных и  других законах. Их основное назначение – утверждение, обеспечение и защита прав человека.

В политическом сознании особое место  занимает политическая психология. Она  охватывает всю совокупность чувств, переживаний и настроений индивида, связанных с его восприятием  политической действительности. Политическая психология представляет собой первую и непосредственную реакцию людей  на происходящие в обществе политические процессы.

На основе глубины и достоверности  отражения политической реальности различают научно-теоретический, эмпирический и обыденный уровни политического  сознания. Научно-теоретический уровень  политического сознания – это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне имеют место глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин, факторов и закономерностей их развития.

Эмпирический уровень политического  сознания представляет собой политические знания оценки и переживания, укладывающиеся преимущественно на основе активного  участия индивида в политической жизни общества. В отличие от теоретического, данный уровень политического сознания отличается большей конкретностью, прагматичностью человеческих представлений  о политических процессах и явлениях, о политических институтах, объединениях и движениях.

Обыденное, повседневное политическое сознание возникает непосредственного  восприятия индивидом повседневной политической практики. Оно представляет собой довольно-таки обширную совокупность политических знаний, идей, взглядов, реалистических и утопических представлений  человека о политической сфере жизнедеятельности  общества. Обыденное политическое сознание может адекватно отражать природу, содержание отдельных политических явлений и процессов.

В научной литературе имеются различные  типологии политического сознания. По идейно-политическому признаку выделяют либерально-консервативное, социалистическое, коммунистическое и другие типы политического сознания; по классовому – буржуазное, политическое сознание среднего класса, маргинально-люмпенское и др.; по субъекта политики – государственное, партийное, групповое и индивидуальное; способам и методам преобразования политической действительности реформистское, революционное и догматическое политическое сознание.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Кравченко А.Н. Социология: Учебник для студентов вузов. – М: «Логос»,1999.
  2. Куликов Л.Н. Основы социологии и политологии. – М: «Логос», 1999.
  3. Социология: Курс лекций: учебное пособие / под ред. Волкова Ю.Г. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.
  4. Н.Н. Белякович «Политология», Мн., Экоперспектива, 2000 г.
  5. Решетников «Политология», Мн. Логос, 2001 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Достижения и особенности античной культуры

Заключение

Литература

 

Введение

 

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и  особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей  была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ  бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации  и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или  иной мере нашли своё развитие почти  у всех европейских народов.

 

Достижения и особенности  античной культуры

 

Историю древней Греции принято  делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней  Греции достигла в классический период.

Греческая религия складывалась в  эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.

Вопрос о происхождении великих  богов олимпийского пантеона чрезвычайно  труден. Образы этих богов очень  сложны, и каждый из них пережил  длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение  священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление  общественного культа рассматривалось  как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал  и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами  семей и родов. Жречество в  Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так  как зачастую официальным культом  руководили гражданские должностные  лица. Греческие полисы в этом отношении  сильно отличались от восточных деспотических  государств с их засильем жречества.

Следующая доминанта греческой  культуры - мифология. Греческая мифология - это не только и не столько мир  религиозных представлений, это  мир греков вообще, это сложное  и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные  сюжеты, литературные новеллы, свободные  вариации на мифологические темы. Но так  как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует  рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

В числе мифов обнаруживается глубоко  архаический пласт тотемистических  мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев.Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

Греки населили всю природу божественными  существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды  и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между  поколениями богов о низвержении  Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

Информация о работе Сущность и направленность общественных процессов в современном российском обществе