Сущность и задачи прокурорского надзора в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Цели Прокуратуры: обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор — специфическая дея-ть гос федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Прок надзор — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

1. Сущность и задачи прокурорскою надзора в РФ.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

Основания освобождения задержанных из ИВС:

1.Применение меры пресечения содержания под стражей (задержанный – обвиняемый по закону).

2.Истек срок – 48 часов, следователь должен постановлением освободить из ИВС.

3.Задержанный освобождается по истечении 48 часов и становится по делу, в лучшем случае, свидетелем, т.е. отпали подозрения; прокурор, должен ставить вопрос об ответственности следователя.

Основные причины  нарушения конституционных прав задержанных:

а) низкая квалификация следователей;

б) слабое знание уголовного и уголовно-процессуального законодательства;

в) неправильная оценка первичных  доказательств;

г) отсутствие ведомственного контроля: отсутствие со стороны начальников МВД, следственных отделов;

д) ненадлежащий прокурорский надзор.

Если в ходе проверки законности содержания и задержания будет система нарушений, то должно быть от прокурора представление на имя начальника ОВД.

 

42. Прок надзор  за рассмотрением и разрешением  жалоб и заявлений лиц, содержащихся под стражей.

Прокурор в ходе надзора  за рассмотрением жалоб и заявлений лиц, находящихся под стражей проверяет соблюдение сроков направления администрацией предложений, заявлений и жалоб, исходящих от лиц содержащихся под стражей. Если эти обращения адресованы прокурору, то они не подлежат цензуре и должны быть отправлены в запечатанном виде в течении рабочего дня следующего за днем подачи предложения, заявления, жалобы. Заявления и жалобы, адресованные в др. органы гос. власти, должны быть рассмотрены администрацией и направлены по принадлежности в течении 3-х дней с момента их подачи. Прокурору следует интересоваться не было ли случаев преследования в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Если прокурору поступила жалоба от обвиняемого, прокурор обязан в течении 3-х дней рассмотреть заявление по существу. Есть несколько методов проверки:

1. взять объяснение  обвиняемого от которого поступила  жалоба 

2. обязательно взять  объяснение от следователя 

3. ознакомиться с уголовным  делом и т.д.

 

 

 

43. Прок надзор  за обеспечением прав потерпевших  от преступления лиц.

В предмет прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевших входит:

1. исполнение требований  закона о признании лица потерпевшим и разъяснении потерпевшему его прав.

2. исполнение требований  УПК, касающихся реализации прав  потерпевшего.

3 исполнение требований  закона о возмещении вреда, причиненного преступлением потерпевшему.

Исполнение требований закона о признании лица потерпевшим заключается не только в самом факте вынесения постановления, но и в своевременности его вынесения. Постановление о признании лица потерпевшим должно быть вынесено сразу же, как только следователю или дознавателю стало известно о причинении преступлением морального, физического вреда имуществу или деловой репутации юр. лица. Момент признания лица потерпевшим, как правило, должен совпадать с моментом возбуждения уголовного дела. И только в случае, если на этот момент было неизвестно, кому причинен вред, постановление о признании лица потерпевшим может быть вынесено позднее. Надзор за исполнением требований УПК о правах потерпевшего включает в себя деятельность прокурора в ходе которого он принимает меры к выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. При этом прокурор обращает внимание на:

1. соблюдено ли право  потерпевшего знать о предъявленном ему обвинении

2. соблюдено ли право потерпевшего давать показания по делу.

3. права потерпевшего  предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы

4. право знакомиться  с протоколами следственных действий, проведенных с участием потерпевшего.

5. право иметь представителя

6. право на возмещение расходов по явке в следственные и судебные органы.

 

44. Надзор за исполнением законов и полномочия прок-ра при провидении следств. действий.

Ген. прокурор в своих  приказах и указаниях большое  значение придает своевременности и качеству проведения осмотра места происшествия. Для выполнения требований ген. прокурора в прокуратурах городов и районов составляются графики выездов прокуроров, их замов либо др. ответственных работников на место происшествия при получении сообщений об убийствах, террористических актах, бандитизме и массовых беспорядках; совместно с органами внутренних дел создаются следственно-оперативные группы; устанавливаются порядок их оповещения при поступлении сообщений о преступлениях и выезда на место происшествия. При выезде на место происшествия прокурор принимает меры к проведению качественного осмотра, к организации следователей и работников органов дознания. Прокурор проверяет соблюдение порядка проведения всех следственных и иных процессуальных действий. Максимов: прокурор должен систематически осуществлять надзор за законностью осуществления следственных действий, должен систематически в процессе ведения следствия знакомиться с делами, должен по особо важным делам выезжать на место происшествия и наблюдать. Почаще присутствовать на процессуальных действиях у молодых  следователей.

 

45. Понятие  процессуальной самостоятельности  следователя, этика взаимоотношений прокурора и следователя.

От следователя зависят  быстрое, полное раскрытие преступления и всесторонность, объективность его расследования. Предоставление следователю процессуальной самостоятельности является необходимым условием эффективной работы, повышения его отв-ти. Следователи имеют право выбора процессуальных средств при раскрытии и расследовании преступлений. Следователь наделен полномочиями по применению мер процессуального принуждения, определению пределов обвинения, вида мер пресечения. Уголовно-процессуальное  зак-во не ставит в зависимость выполнение следователями процессуальных действий от полномочий прокурора по осущ-нию надзора в угол. судопроизводстве. Участвуя в следственном действии, прокурор не может подменять следователя или принимать на себя выполнение его функций, а равно командовать действиями следователя.

Участие прокурора д. б. зафиксировано в процессуальном документе о производстве любого следственного действия.

Прокурор может  вмешаться в деят-ть следователя лишь тогда, когда тот допускает нарушение з-на, оставляет невыясненными существенные обстоятельства, имеющие значение по делу. Если прокурор принял на себя производство расследования угол. дела в полном объеме, то он несет отв-ть за всесторонность, полноту и объективность предварительного следствия, качество самостоятельно произведенного следственного действия. Прокурор, проверяющий угол. дело, должен обращать внимание на качество расследования, его всесторонность, полноту и объективность, имеет право давать обязательные для исполнения указания, но не может ограничивать процессуальную самостоятельность следователя. Следователю предоставлено право не согласиться с указаниями прокурора и обжаловать их вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В таких случаях вышестоящий прокурор отменяет указания нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Прокурор, рассматривая жалобы участников процесса на действия следователя, обязан восстановить нарушенные права и законные интересы гр-н, предприятий и организаций. Прокурор вправе отменить или изменить принятое следователем решение, принять меры к привлечению виновных в нарушении з-на к установленной з-ном отв-ти, отстранить следователя от производства расследования и передать дело другому следователю или принять на себя производство по делу. Все эти права обусловлены з-ном и требованиями объективности и полноты расследования угол. дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Надзор прок-ра  за законностью окончания предварительного расследования.

Окончание предварительного расследования уголовного дела возможно в 2 формах: 1. Прекращение. 2. Направление в суд. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по следующим основаниям: 1. отсутствие события преступления; 2. отсутствие в деянии состава преступления; 3. истечение сроков давности уголовного преследования; 4. смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; 5. отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению .СТ.24 УПК - отсутствие события или состава преступления. Состав преступления многие следователи толкуют по своему и прекращают уголовное дело, а прокурор если посчитает, что есть состав преступления, должен дать письменное указание или своим постановлением отменить постановление следователя.  СТ. 28 УПК - деятельно раскаяние дает возможность прекращения уголовного дела, но с обязательным согласием прокурора.

Должен быть документ, на котором прокурором указано "согласен" и подпись прокурора. Если следователь незаконно прекратил уголовное дело, то прокурор отменяет постановление следователя, возобновляет производство по делу и поручает расследование следователю своим постановлением. Максимов: - когда прокурор убедил следователя, что он прекратил головное дело незаконно, и следователь согласился, то прокурор поручает дальнейшее расследование этому же следователю; - если же следователь не согласен, то поручает другому следователю. Прокурор должен проверить исполнение требований закона об уведомлении участников уголовного судопроизводства об окончании предварительного следствия.

 

47. Действия  прок-ра по уг делу, поступившему  к нему с обвинительным заключением.

п.1 ч.1 ст.201 УПК  РФ: прок-р полномочен утвердить обвинит. заключение в случаях, когда полностью согласен с действиями следователя и мотивировкой обвинительного заключения; потом с сопроводительным письмом направляет в суд; если дело подсудно областному суду, то направляется областному прок-ру, кот еще раз проверяет и назначает помощника  в кач-ве  гос обвинителя для участия в областном суде.

п.2 ч.1. ст.201 УПК  РФ: прок-р имеет право прекратить уг дело полностью либо частично: если прокурор полностью не согласен с обвинит заключением и видит законные основания для прекращения уг дела; прокурор пишет постановление о прекращении уг дела; может частично прекратить уг дело, например, 2 обвиняемых и в отношении первого прекратить.

Если прок-р видит, что уг дело расследовано не полно, то прок-р имеет право возвратить дело на дополнительное расследование – п.3 ч.1 ст. 201 УПК. О возвращении прокурор выносит постановление, в котором д.б. указано, что конкретно нужно сделать по делу; если провести экспертизу, то должен указать вопросы для эксперта и т.д.

ч.2 ст. 201 УПК – прок-р имеет право изменить объем квалификации и объем обвинения. Изменение объема квалификации – прокурор имеет право переквалифицировать на менее тяжкое преступление, если обвинение принципиально не меняется (разбойное нападение на грабеж).

п.2 ч.2 ст. 201 УПК – прок-р имеет право изменить меру пресечения, за исключением содержания под стражей. Но если срок содержания под стражей на момент ознакомления с обвинит. заключением истек, то прок-р имеет право изменить. Он имеет право дополнить либо сократить список лиц, вызываемых в суд в кач-ве свидетелей обвинения, свидетелей со стороны защиты нельзя исключить.

 

48. Участие  прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции, полномочия прок-ра.

Российское правосудие – это особая форма государственной  деятельности, которая играет роль в обеспечении законности и устанавливает систему гарантий при рассмотрении уголовных дел, которое даёт возможность вынесения судом законного решения.

Одним из элементов этой системы является участие прокурора по уголовным делам в I, II инстанциях и в надзорной инстанции. Прокурор участвует по всем уголовным делам публичного и частно-публичного характера. Впервые российское законодательство провозгласило принцип состязательности в уголовном процессе. При использовании этого принципа одной из сторон является государственный обвинитель. Очень трудно прокурору перестраиваться на этот принцип: ранее «истину добывал» председательствующий в суде, а теперь прокурор, который будет государственным обвинителем. Первым свидетеля допрашивает государственный обвинитель, затем сторона защиты, только после председательствующий в суде задает вопросы. Прокурор в суде должен не только обвинять и не всегда может быть обвинителем, прокурор может прийти к сомнению в вине обвиняемого и здесь используется принцип невиновности, то есть все сомнения в пользу обвиняемого, прокуратура отказывается от обвинения и суд прекращает уголовное дело.

В суде существует суд  власть, то есть руководителем процесса будет председательствующий / суд если во II инстанции и прокурор обязан подчиняться всем решениям председательствующего.

Если допрашивает сторона, то первым должен допрашивать защитник, если подсудимый согласен давать показания. Председательствующий не может вмешиваться в процесс допроса, пока допрашивает одна из сторон.

Информация о работе Сущность и задачи прокурорского надзора в РФ