Сущность права: различные подходы и современное понимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Содержание

Введение
1. Происхождение права.

2.Многообразие подходов к сущности права.
2. Узкоклассовый подход к сущности права: историческая обусловленность и современная критика.
3. Сущность права: современные оценки.
4. Функции права разных исторических эпох.
5. Инструментальная роль и социальная сущность права.
Заключение
Библиография.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.13 Кб (Скачать)

Сущность  права: различные  подходы и современное  понимание.

Содержание:

Введение

1. Происхождение права.

 

2.Многообразие подходов к сущности права.

2. Узкоклассовый  подход к сущности права: историческая  обусловленность и современная  критика.

3. Сущность права:  современные оценки.

4. Функции права  разных исторических эпох.

5. Инструментальная  роль и социальная сущность  права.

Заключение

Библиография. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Право настолько уникальный, сложный и  общественно необходимый феномен,  что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

      Для юриспруденции вопрос о том, что собой представляет право, имеет такое же первостепенное значение, как для философии вопрос о том, что первично: бытие или сознание (не случайно его называют основным вопросом философии). В зависимости от того, как понимается сущность права, что включается в это понятие, каким набором признаков его наделяют, толкуются и все иные явления правовой сферы – правотворчество, правоприменение, толкование права, правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, законность и правопорядок, принципы права и т. д. Этот ключевой для юридической науки вопрос существует, по-видимому, столько же, сколько существует и само право.

      В 1938 г. на первом Всесоюзном совещании по вопросам науки советского права и государства в соответствии с докладом прокурора СССР А. Я. Вышинского было принято за основу нормативное по своей сути определение понятия права, которое на полтора десятилетия стало доминирующим в советском правоведении. Вплоть до 1950-х гг., т. е. до смерти И. В. Сталина, сколько-нибудь существенных исследований в этой области не проводилось.

      В начале 1950-х гг. в связи с изменениями  в политической обстановке в стране в юридической науке возрождается интерес к ряду проблем теории права и в первую очередь к  проблеме правопонимания, которая неизбежно  приобретает дискуссионный характер. Причем дискуссии касаются не только усовершенствования традиционного  нормативного определения. Предпринимаются  попытки расширить его за счет включения помимо правовых норм иных явлений – правоотношений, субъективных прав, правосознания. В качестве альтернативы традиционному нормативному подходу  предлагается иной – широкий –  подход к пониманию сущности права.

    Сущность  права - "крепкий орешек". Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому  чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

    Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие  вопросы: чьи интересы обслуживает  в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в  приоритетном порядке?

    История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых  и других интересов.

  1. Понятие и происхождение права.

   Понятие права - важнейший компонент юриспруденции. От понимания права во многом зависит  постановка задачи научных исследований, а также общая ориентация юридической  практики. Задача научного познания заключается  в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, что не менее  важно, поняв смысл права как  социальной ценности, иметь возможность  распознать, содержит ли то, что называют законом, право или это всего  лишь приказ, действие власти, оказывающиеся  на деле антиправом, санкционированным  государством произволом, грубо нарушающим естественные, прирожденные права человека, или не представляющим минимум общепринятой нравственности и справедливости, или  не соответствующим объективно требуемому правопорядку и т.п. Иначе говоря, надо распознать, что есть право  и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное  праву.

  Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.

     Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов  и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении  субъектов (например, моральное право  руководить коллективом; поступить  по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного  объединения и т.п.).

    Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность  конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим  от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование  культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

    В-третьих, под правом понимают юридический  инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы  норм, институтов и отраслей. Это  так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

    Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика  права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном  выше определении. Эти признаки заключаются  в следующем:

    1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли  и сознания людей, но не любой  воли, а прежде всего государственно  выраженной воли классов, социальных  групп, элит, большинства членов  общества;

    2) общеобязательность, в чем воплощается  суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной  власти в обществе никого нет  и быть не может и что  все принимаемые нормы права  распространяются на всех либо  большой круг субъектов;

    3) нормативность права заключается  в том, что оно прежде всего  состоит из норм, т.е. общих  правил поведения, регулирующих  значительный круг общественных  отношений;

    4) связь с государством состоит  в том, что право во многом  принимается, применяется и обеспечивается  государственной властью. Государство  для того и функционирует, чтобы  гарантировать соблюдение исполнения  юридических норм;

    5) формальная определенность права  заключается в том, что нормы  права имеют внешне выраженную  письменную форму, должны быть  четко объективированы, точно  определены, воплощены вовне;

    6) системность права проявляется  в том, что оно представляет  собой не механическую совокупность  юридических норм, а внутренне  согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое  место и играет свою роль, где  юридические предписания взаимосвязаны,  расположены определенным иерархическим  образом, группируются по отраслям  и институтам.

    Право появилось вместе с государством. Можно сказать, что процессы возникновения  государства и права шли параллельно. Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов - табу. От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления - такой организацией становится государство - и появления нового вида социального регулятора -права.

    Формирование  права шло несколькими путями.

    Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Правда, стоит  заметить, что отношение государства  к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно  не обращало внимания, предоставляя населению  право самому решать, соблюдать их или нет (например; сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремилось изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население  к их исполнению. Большую роль в  санкционировании обычаев играли жрецы.

    Во-вторых, государство создавало специальные  органы, которые отвечали за существование  в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение  их реализации. Табу, религиозные правила  постепенно заменялись специально назначенными должностными лицами и такими социальными  институтами, как армия и суд. Суды вообще сыграли важную роль в  трансформации родовых обычаев, приспосабливая последние путем  толкования к изменившимся условиям. Так, в Англии на основе обычаев стало  складываться общее право, в основе которого лежали прецеденты, т. е. решения судов. Обычное право было удобно своей консервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широко известны населению, которое к ним привыкло. Однако оно имело и свои недостатки: при помощи обычаев нельзя было регулировать не известные ранее общественные отношения, складывавшиеся в государстве в процессе его развития. Поэтому государство начинает само создавать правовые нормы путем издания специальных нормативных актов.

    Таким образом, право выросло из системы  социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности  при наличии конфликтов между  отдельными его членами.

    Раскрывая социальную (человеческую) природу  права в естественно-историческом плане, необходимо иметь в виду, что  право - это и результат осознания  человеческим разумом принципов  и идеалов человеческого общежития. Понимание общества как единства разнообразных элементов - предпосылка  для понимания сущности права  и его смысла как социального  феномена. Право возникает только тогда, когда признается свободная  автономная личность, ее права и  свободы, права и свободы малых  народов и национальных меньшинств, а значит, и разнообразие в человеческом обществе. Поэтому право есть равная мера для всех.

  1. Многообразие  подходов к сущности права.
 

     Прежде  чем анализировать разнообразные  трактовки сущности права требуется  определить, что является сущностью  того или иного предмета. Под сущностью  в философии понимается то, что  составляет суть явления, процесса, веще, совокупности устойчивых, постоянных характеристик, определяющих свойства этих объектов. То есть при определение  сущности права надо найти отличительные  особенности права, как социального  регулятора, который как мы знаем  имел у разных народов в разное время разное содержание. Как уже  было сказано, понятие сущности права  остается до сих пор дискуссионным.

   По  моему мнению, все концепции, авторы которых стремятся объяснить  соотношение закона и права, можно  разделить на три группы: отождествляющие  сущность закона и права; рассматривающих  сущность права через призму иных явлений (экономический строй, психика  человека и так далее) и уже, исходя из сущности этих явлений, решают проблему соотношения права и закона; рассматривающие  сущность права как явление самостоятельное  и не определяемое сущностями других явлений и процессов. К первой группе относятся легизм и нормативизм, ко второй группе концепции исторической, психологической, социологической, марксисткой  школы, к третьей либертально-юридическая (или просто юридическая) концепция  права.

   Если  раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой  в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего  общества в целом и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности  различных социальных слоев в  государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т.д.), координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами. Это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями конкретного индивида.

Информация о работе Сущность права: различные подходы и современное понимание