Сущность права

Автор: z*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА………………………………………………….......... 5
1.1. Основные пути возникновения права…………………………………………….. 5
1.2. Основные теории происхождения права………………………………………….. 8
2. СУЩНОСТЬ ПРАВА……………………………………………………………….... 19
2.1. Понятие сущности права…………………………………………………………... 19
2.2. Основные современные учения о сущности права………………………………. 23
2.3. Понятие права в отечественной юридической науке…………………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

сущность права.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ  ПРАВА………………………………………………….......... 5
1.1. Основные  пути возникновения права…………………………………………….. 5
1.2. Основные  теории происхождения права………………………………………….. 8
2. СУЩНОСТЬ  ПРАВА……………………………………………………………….... 19
2.1. Понятие  сущности права…………………………………………………………... 19
2.2. Основные  современные учения о сущности  права………………………………. 23
2.3. Понятие  права в отечественной юридической  науке…………………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 31
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………. 33

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и  охраняемых от нарушения государством.

      Всякое  государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

      Каждому типу государства соответствует  свой тип права.

      Правовое  государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время, что указывает  на актуальность, и необходимость изучения данной темы.

      Идея  о возможности построения правового  государства возникла во времена  античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором - законы.

      В основе современных концепций правового  государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого  философа Канта. Кант выдвинул «категорический  императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью  и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта «право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке»

      Он  выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.

      На  основании идей политико-правовой линии  можно сформулировать основные признаки правового государства:

      господство  права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

      «разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;

      незыблемость  свободы личности, ее прав, чести  и достоинства, их охрана и гарантии;

      взаимная  ответственность государства и  личности.

      Таким образом, правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

      Среди исследующих это направление  выделяют следующих: Алексеев СС, Хропанюв В.Н., Венгерова А.Б., Малько А.В. и  некоторые другие.

      Цель  данной курсовой работы - раскрыть внутреннюю природу права.

      Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач: определить понятие права, выделить её существующие признаки, выяснить элементы и функции права.

      Структура курсовой работы состоит из: введения, вопросов темы, заключения и списка литературы.

 

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

1.1. Основные пути возникновения права 

      Право как социальный институт возникает  практически вместе с государством, поскольку во многом они взаимосвязаны, и именно поэтому обеспечивается эффективное их воздействие друг на друга. Согласно либертарно-юридической концепции1, право и государство возникают и действуют как две взаимосвязанные сословные части единой, по своей сущности, формы и порядка бытия признания, выражения и осуществления свободы людей в социальной жизни. Так же, как и государство, право имеет два пути происхождения.

      Ученые  правоведы, такие как: Алексеев С.С.2, Пиголкин А.С.3,  Манов Г.Н.4 выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

      Восточный путь происхождения права характерен для стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Экономика основана на государственной и  общественной  форме  собственности, частная собственность не  играет  значимой  роли. Основной источник правовых норм (способ  фиксирования  правовых  норм) - сборники нравственно-религиозных положений (поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии и т. п.). Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

      Этот  путь был обусловлен необходимостью вести  масштабные  ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли  должности  управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих  распределением  продуктов,  но  со временем  они  обособились   в   группу   управленцев.   Социальная дифференциация в восточном  обществе  происходила  на  основе  политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе  власти.

      Западный  путь происхождения  права присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников. Нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

      Право возникает в результате имущественного  неравенства, появления  частной  собственности  и  раскола  общества  на  классы.  Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт  постоянная  борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности  в государственном  аппарате.  Афины - классический   пример   такого   пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от  афинского  тем, что основную массу населения  составляли  захваченные  спартанцами  племена. Рим - здесь складывается  похожая  ситуация,  но  в  процесс  становления  и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс5.

      Правовые  нормы устанавливались преимущественно тремя основными путями: перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их силой государства; правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы - нормативных актов (законов, указов и др.); прецедентное право, представляющее собой конкретные решения (принимаемые судебными или административными органами и приобретающие характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

      Подводя итог, делаем вывод: право появилось вместе с государством. Можно сказать, что процессы возникновения государства и права шли параллельно. Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов - табу. От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей, система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления - такой организацией становится государство - и появления нового вида социального регулятора - права.

      Формирование  права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Правда, стоит заметить, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например; сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремилось изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к их исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы.

      Во-вторых, государство создавало специальные  органы, которые отвечали за существование  в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Табу, религиозные правила постепенно заменялись специально назначенными должностными лицами и такими социальными институтами, как армия и суд. Суды вообще сыграли важную роль в трансформации родовых обычаев, приспосабливая последние путем толкования к изменившимся условиям. Так, в Англии на основе обычаев стало складываться общее право, в основе которого лежали прецеденты, т. е. решения судов. Обычное право было удобно своей консервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широко известны населению, которое к ним привыкло. Однако оно имело и свои недостатки: при помощи обычаев нельзя было регулировать не известные ранее общественные отношения, складывавшиеся в государстве в процессе его развития. Поэтому государство начинает само создавать правовые нормы путем издания специальных нормативных актов.

      Таким образом, право выросло из системы  социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из важнейших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

 

1.2. Основные теории происхождения права 

      Уже  тысячелетия  люди   живут   в   условиях   государственно-правовой действительности. Они являются  гражданами  (или  подданными)  определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия  с правовыми предписаниями и требованиями.  Естественно,  что  еще  в  глубокой древности  они  стали  задумываться  над  вопросами  о  причинах   и   путях возникновения права.  Создавались  самые  разнообразные  теории,  по-разному отвечающие  на  такие  вопросы.  Множественность  этих  теорий   объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их  авторы, разнообразием идеологических и философских позиций,  которые  они  занимали.

      Раскрыть  все теории не представляется  возможным  в  силу  их  многообразия, поэтому  я остановлюсь  лишь  на  некоторых  из  них,  наиболее  известных   и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

      - теологическую (божественную),

      - патриархальную,

      - договорную,

      - насилия,

      - психологическую,

      - расовую,

      - материалистическую (классовую) теории.

      Теологическая или божественная теория восходит своими  истоками  к древнему миру.  Известно, что ещё в древнем Египте  и Вавилоне  возникли   идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов и воззрений части общества, духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование  общественно  политической  мысли  и  в   последующие   периоды развития человеческого  общества.  Наиболее  прочные  позиции  теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

      Теологическая теория исходит из божественного  происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Информация о работе Сущность права