Теории государства и права на тему: Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Содержание

Введение



1. Понятие формы государства



2. Форма правления



3. Форма государственного устройства



4. Государственно-правовой (политический) режим



Заключение



Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 41.48 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

 

1.           Понятие  формы государства

 

2.           Форма  правления

 

3.           Форма государственного устройства

 

4.           Государственно-правовой (политический)  режим

 

Заключение

 

Список литературы

 

 Введение

 

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими  потребностями государства, так  как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

 

В различных странах  государственные формы имеют  свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение  каждому элементу формы государства.

 

Четкого  соотношения  между  типом  и формой государства  нет. Из-за этого, с одной  стороны  в  пределах  государства одного и того же типа могут встречаться  различные формы организации  и деятельности государственной  власти, а с другой стороны государства  различного типа могут обличаться в  одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического  периода определяется, прежде всего, уровнем зрелости общества и государственной  жизни, целями и задачами, которые  ставит перед собой то, или иное государство. Другими словами, категория  формы государства непосредственно  зависит от его содержания и определяется  им.

 

Кроме того, серьезное  влияние на форму государства  оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные  условия и многие другие факторы. Специфику формы государства  определяет также характер взаимоотношений  государства и его органов  с негосударственными организациями  и объединениями, партиями, общественными  движениями и другими организациями.

1.            Понятие  формы государства

 

Категория формы  государства показывает особенности  внут­ренней организации государства, порядок образования и струк­туру органов государственной власти, специфику их территори­альной обособленности, характер взаимоотношения друг с  дру­гом и населением, а также  те методы, которые используются ими  для осуществления организующей и управленческой дея­тельности.

 

Научное исследование различных аспектов формы государст­венности имеет важное теоретическое и  практическое значение. Подтверждением служит современное государственное  стро­ительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и про­счеты в  разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими  конфликтами, тяжелыми моральными и  матери­альными потерями, а порой  и человеческими жертвами. Здесь  необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны  и стереотипы.

 

Более полное представление  о форме конкретного государст­ва дает анализ трех его составляющих — формы правления, госу­дарственного  устройства, государственно-правового  режима.

 

Форма правления  характеризует порядок образования  и орга­низации высших органов государственной  власти, их взаимоот­ношение друг с  другом и населением, т.е. эта категория  показы­вает, кто и как правит в государстве. В зависимости  от особен­ностей формы правления  государства подразделяются на монар­хические и республиканские.

 

Форма государственного устройства отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение  между государством в целом и  его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства  подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

 

Государственно-правовой режим представляет собой систему  средств и способов осуществления  государственной власти.

 

В юридической  литературе в качестве элемента формы  госу­дарства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, на наш взгляд, категория  политического   режима больше характеризует  не государство, а политическую систему  в целом, так как складывается в результате функциони­рования  как государства, так и политических партий, обществен­ных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, т.е. всех субъектов  политической системы, ис­пользующих  богатую палитру средств властвования. Государство же для осуществления  своей организующей деятельности пользу­ется  более ограниченным и специфичным  набором средств уп­равленческого воздействия, основным из которых является право.

 

В зависимости  от особенностей набора средств и  способов государственного властвования различают:

 

- демократические

 

- авторитарные  государственно-правовые режимы.

 

 

2.            Форма  правления

 

Теоретическая наука  выделяет и исследует общие закономер­ности  возникновения и развития различных  социальных явлений и процессов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее ти­пичным свойствам и  формам проявления. Реальная же жизнь  более сложна и многообразна. Конкретные государственно-пра­вовые явления  служат внешним выражением не только законо­мерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрес­сивного. Их сущность предопределяется особенностями  функ­ционирования этих явлений  во времени и пространстве.

 

Существенные  черты той или иной формы государства  нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производствен­ных  отношений, которые сложились на данной ступени эконо­мического  развития. Так, республика рабовладельческого обще­ства имеет больше родственных  свойств с рабовладельческой  мо­нархией, нежели с республикой  периода капитализма, так как  и республика, и монархия при рабовладельческом  строе — лишь различные формы  проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты  достижения единых задач и целей.

 

Однако экономический  строй общества, определяя всю  над­стройку в целом, характеризует  форму государства лишь в конеч­ном  итоге, преломляясь через его  сущность и содержание.

 

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотноше­ние классовых  сил, социальное представительство  лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период време­ни. Итоги политической борьбы за власть находят свое выраже­ние в порядке организации и структуре  всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических  методах его деятельности[1].

 

На форму государства  известное влияние оказывают  также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государ­ственности), уровень культуры и те традиции, которые сложи­лись в результате исторического развития страны (примером могут послужить  монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже осо­бенности ее географического положения.

 

При анализе формы  государств следует учитывать также  и вли­яние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной  изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее  развитые в экономическом и по­литическом  отношении страны используют опыт государствен­но-правового  строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

 

Мировой истории  известны две формы правления: монархия и республика.

 

Монархия —  это форма правления, при которой  вся полнота государственной  власти сосредоточена в руках  одного челове­ка — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и  т.п.), который наследует ее как  представитель правящей династии и  осуществляет пожизненно, выполняя и  функции главы государ­ства, и  функции законодательной, а во многом и функции испол­нительной властей, контролируя правосудие и местное  самоуп­равление.

 

Республика —  форма правления, при которой  государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народ­ное  собрание и т.п.) или единоличному органу, избираемому на определенный срок.

 

При этом следует  отметить, что в процессе исторического  раз­вития формы правления различных  государств  претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно  к новым историческим обстоятельствам.

 

Рабовладельческая государственность существовала в  форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствова­ние шло  неоднозначно. Так, в Риме на смену  рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической  формы к республиканской.

 

Среди монархий значительное  распространение получили восточные  деспотии, которые, будучи прообразом неограничен­ной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному мо­нарху, деспоту, единолично управляющему страной  при опоре на сильный военно-бюрократический  аппарат.

 

Особо следует  сказать и об империях, которые  явились такой сложной формой государственного устройства, которая  создава­лась насильственно при  различной степени зависимости  объеди­няемых территорий от верховной  власти.

 

Республиканская форма правления существовала в  виде арис­тократической и демократической  республик.

 

В аристократической  республике основная масса населения  даже формально отстранялась от участия  в выборах высших орга­нов государственной  власти. Таковыми были Спарта и Римская  республика V—II вв. до н.э. В Риме вся  реальная власть была сосредоточена  в руках должностных лиц Народное собрание вы­полняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом[2].

 

В демократической  республике к формированию высших ор­ганов государственной власти допускались  широкие слои насе­ления. Так, в Афинах V—IV вв. до н.э.  ведущая роль среди  власт­ных органов принадлежала демократическим коллегиальным  ор­ганам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должност­ные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.

 

При феодализме также  существовали монархические и рес­публиканские формы правления. Здесь монархия занимала до­минирующее положение. Ее основными разновидностями были раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раз­дробленности, сословно-представительная монархия и  абсолют­ная монархия.

 

Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоева­ния и передела территорий, формирования крупных земельных  собственников. В результате разрушительных войн, при опоре на народное ополчение, сердцевину которого составляла господ­ствующая  этническая группа (монголы у Чингисхана), монарха ми создавались огромные раннефеодальные империи с сильной  центральной властью, но неразвитыми  экономическими, поли­тическими и иными  связями между завоеванными регионами.

 

Монархия периода  феодальной раздробленности завершала  процесс феодализации земель и населения. В этих условиях не­которые крупные  земельные собственники приобретали  значительное экономическое, политическое и военное влияние. Поэ­тому монарх вынужден был довольствоваться положением «пер­вого среди равных». Его  власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.

 

Развитие товарно-денежных отношений, консолидация сред­них и  мелких земельных собственников, а  затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели  к созданию единой, централизованной сословно-представительной монар­хии, в которой формально полновластный  монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господству­ющих  сословий (Земской собор в России, Генеральные штаты во Франции).

 

Укрепление экономически и политически независимой цент­ральной власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной мо­нарху, привели к формированию абсолютной монархии, основ­ным признаком которой  являлось отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.

 

Республики при  феодализме носили городской характер. Они создавались по мере роста  могущества и независимости некото­рых крупных городов, устанавливающих  господство не только над прилегающей  сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и  колониями (Новгород, Псков, Ве­неция, Генуя, Флоренция).

 

Развитие буржуазной государственности шло на основе про­возглашения демократических  прав и свобод, разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную), при котором законодательная  власть осуществлялась органом народного  представительства (парламентом) при  опоре на широкое местное самоуправление. Эти новеллы политической жизни  предопреде­лили специфику традиционных форм государственности.

 

Монархия как  форма буржуазного государства  стала в значи­тельной степени  лишь отражением национальных традиций го­сударственного строительства. Власть монарха в буржуазной (парламентарной, конституционной) монархии ограничена за­коном и парламентом. Он царствует, но не правит.

 

Республика стала  наиболее распространенной формой госу­дарственности. Она представлена двумя ее основными  разновид­ностями — парламентской  и президентской республиками. Главное  различие между ними состоит в  особенностях политической 0тветственности правительств (совета, кабинета министров).

 

В классической парламентской  республике правительство формируется  партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В слу­чае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия, Германия, Индия и др.)[3].

Информация о работе Теории государства и права на тему: Форма государства