Форма государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы – рассмотрение формы государства, раскрыть виды форм государства, отличия и как они работают в современном политическом мире.
Задачами являются категории: 1) дать общую характеристику форм государства; 2) формы государственного устройства; 3) политический режим.

Работа содержит 1 файл

форма гос мой курсовик.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Введение 
 

      Темой своей курсовой работы я выбрала "Форма  государства",  так как эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, и его форма. Различие и своеобразие конкретной формы государства любого исторического  периода  определяется  прежде  всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство, т.е. форма  государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

       Форма государства, как и его сущность, и содержание, никогда не оставались и не остаются неизменными. Под влиянием множества экономических и социально-политических  факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.

В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности, характерные признаки,  которые по мере общественного развития наполняются новым  содержанием,  обогащаясь  во взаимосвязи и взаимодействии.

       Для того, чтобы получить наиболее полное представление о форме какого- либо конкретного государства, надо посмотреть на его устройство с трех сторон, точнее элементов:  форму правленияформу государственного устройства и форму государственного режима.

Рассмотрим, что собой представляет каждый из вышеперечисленных элементов.

     Государство – политическая организация непосредственного осуществления государственной власти. Его сущностная характеристика дает ответ на вопрос, кому принадлежит эта власть, каковы социальные силы, которые ее осуществляют.

     Форма государства – это ответ на вопрос, как практически организованно использование государственной власти. Сущность государства проявляется в его формах. Сущность государства должна быть оформлена, внешне организована, а форма государства исключительно важна для практической реализации власти. От организации государственной власти в значительной степени зависит ее эффективность.

     Многообразие  форм государства, их развитие издавна  привлекали внимание ученых. Уже в  древние и средние века анализировались  особенности различных форм государства, делались попытки определить наилучшие из них, давались практические рекомендации, предлагались модели идеальных форм государства.

     Во  всех подходах к формам государства  подчеркивалось значение классовой  сущности государства, соотношения  классовых сил в обществе, их борьбы. Формы государства и их динамика рассматривалась как проявление, итоги этой борьбы. Показательно следующее положение В.И.Ленина: « и самодержавие, и конституционная монархия, и республика – суть лишь разные формы классовой борьбы». Это утверждение воспринималось как аксиома.

     В нашей стране, о которой долго  было принято говорить как об образце  демократии, идет трудный процесс  освобождения от прежнего политического  режима, который не стал реально  демократическим, а лишь провозглашался таковым.

     Целью курсовой работы – рассмотрение формы государства, раскрыть виды форм государства, отличия и как они работают в современном политическом мире.

     Задачами  являются категории: 1) дать общую характеристику форм государства; 2) формы государственного устройства; 3) политический режим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Форма государства 
 

       Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения, оно является не только логической категорией, но и категорией конкретно-исторической.

Государство представляет собой единство содержания и формы. По отношению к содержанию форма государства является внешней оболочкой. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и исчезает с его ликвидацией. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс постоянного ее обновления.

Изучение  формы государства проливает  свет на организацию власти в государстве, на органы, которыми она представлена, на порядок образования этих органов, длительность их полномочий, методы осуществления государственной власти и т.д.

Форму государства можно понимать как  специфическую политическую организацию  общества в отличие от иной, неполитической, безгосударственной организации общества. Форма государства представляет собой устройство государства в самом широком смысле этого слова. Она характеризуется способами организации верховной, суверенной власти, принципами ее взаимоотношения с другими органами государства, с населением и его составными частями, методами осуществления политической власти в государстве.

Форма государства - это обусловленная его содержанием целостная политико-правовая структура, выражающая единство конституциональных и территориальных способов организации государственной власти, главных методов ее осуществления и форм обратной связи органов государства с населением.

В юридической  науке, теории государства и права  уже давно обсуждается вопрос о точности понятия “форма государства”, и до сих пор участники дискуссии  не пришли к единодушным выводам  по главному вопросу - о самом подходе к понятию формы государства.

По мнению одних, форма государства тождественна форме правления, между этими  двумя понятиями нет никакого различия.

Авторы, придерживающиеся второй точки зрения, отстаивают узкий и широкий подход к понятию “форма государства”. В узком смысле форма государства отождествляется с формой правления, а в широком рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства.

Согласно  третьему направлению, которого придерживается большинство государствоведов, форма государства может быть понята как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства (или административно-территориальной структуры) и политического режима.

       В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма правления - это та сторона организации власти, в которой выражаются принципы организации верховной, суверенной власти в государстве.

Вопрос  о формах правления и их отличительных  признаках будет рассмотрен в  дальнейшем более подробно.

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

  1. из каких частей состоит внутренняя структура государства;

каково  правовое положение этих частей и  каковы взаимоотношения этих органов;

  1. как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
  2. в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Некоторые современные авторы, учитывая большое  практическое значение на деле существующих политических, социальных и идеологических взаимоотношений внутри государства, выдвигают понятие политического  режима в государстве, который характеризует принципы политической демократии - сохранение или ликвидацию демократических свобод, многопартийность или однопартийность системы правления и т.д.

          Политический режим представляет собой составную часть формы государства. Без анализа своеобразия политического режима невозможно определить такие специфические формы государства как деспотия, тирания, фашизм.

Политический  режим - система методов осуществления государственной власти, характеризующая состояние демократических прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности.

Его также  можно охарактеризовать как конкретное проявление государственной организации  власти, выражающееся в состоянии  и характере демократии и политической свободы в обществе, юридическом положении личности, а также во взаимосвязи методов деятельности органов власти.

Некоторые авторы выдвигают точку зрения, согласно которой политический режим представляет собой внутреннюю форму государства, а форма правления и форма государственного устройства - его внешнюю форму.

Формы государства чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны конкретные условия их возникновения и развития.

Причины разнообразия политических форм находятся  в непосредственной связи с переходом  от одного исторического типа государства к другому. В процессе смены общественно-экономических формаций общества происходит последовательная смена типов государства. Материальной основой этой смены является развитие материально-экономических отношений, другими словами, смена типа государства есть политическое выражение изменения экономического базиса общества.

Большое значение для понимания процесса смены исторических типов государства  имеет то обстоятельство, что разные страны мира находятся на различных  этапах экономического и политического развития. Политическая картина мира чрезвычайно разнообразна. Это касается как разнообразия форм государства, так и их типов.

Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется власть в тех или иных странах. Поскольку каждая страна развивается в специфических конкретных условиях, она имеет своеобразные политические формы. Главными среди этих условий являются те, которые относятся к области внутренней общественно-политической жизни страны. Определенную роль играет также и международная обстановка, внешние условия осуществления политической власти.

Классификация государственных  форм

 

       Формы государства подвергались глубокому изучению уже в древности. Философы рабовладельческих государств Древней Греции, Рима и стран Древнего Востока неизменно занимались объяснением и соответствующей классификацией государственных форм. В своем понимании государственных форм философы рабовладельческой эпохи стремились анализировать фактический режим власти в государстве. Юридический подход к проблеме еще не сформировался.

В период средневековья в учениях о  формах государства, так или иначе, обосновывается божественный источник политической власти.

Великие просветители, мыслители идущей к  власти буржуазии (Монтескье, Руссо  и др.) в своих политических учениях  стремились обосновать формы государства, исходя не из воли бога, а из принципов  деятельности человеческого разума. Понятие формы государства и соответствующие классификации политических форм основывались в то время на принципах правления, в которых находили отражение связь между властвующими и подвластными, то или иное положение личности в государстве.

       Монтескье подразделял государственные формы на республику (власть основана на добродетели, равенстве), монархию (основой власти является честь), деспотию (в основе власти лежит страх) и аристократию (принципом власти служит умеренность). Он считал, что формы государства зависят от территории, климата, других свойств географической среды. Идеальной формой Монтескье считал конституционную монархию английского образца, в которой, по его мнению, наилучшим образом объединяются все принципы правильного управления.

Информация о работе Форма государства и права