Форма государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы – рассмотрение формы государства, раскрыть виды форм государства, отличия и как они работают в современном политическом мире.
Задачами являются категории: 1) дать общую характеристику форм государства; 2) формы государственного устройства; 3) политический режим.

Работа содержит 1 файл

форма гос мой курсовик.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

        Руссо считал, что высшая суверенная власть в государстве должна принадлежать только народу, который может передать исполнение этой власти различным лицам и органам. В зависимости от того, одному человеку, группе людей или большинству народ передавал исполнительную власть, Руссо различал монархию, аристократию и демократию.

Концепции буржуазных теоретиков характеризуются  тем, что формы государства они  исследуют исключительно с юридических  позиций. Об организации политической власти в целом судят по юридическому положению главы государства.

      Один из виднейших юристов Запада XX века Я.М.Магазинер, например, в своей книге “Общее учение о государстве” в зависимости от полноты власти с одной стороны монарха, с другой стороны - народа различает 8 основных форм правления:

- деспотия - юридически не существует органа, который бы содействовал монарху в осуществлении суверенной власти;

- самодержавие - юридически имеется орган, содействующий осуществлению суверенной власти монарха (например, Государственный Совет, Совет Министров);

- дуалистическая монархия - политику правительства определяет монарх (конституционная монархия в узком смысле слова);

- парламентская монархия - политику правительства определяет парламент;

- парламентская республика - политику правительства определяет парламент;

- президентская республика (или дуалистическая) - политику правительства определяет президент;

- представительственно-непосредственная республика - осуществлению суверенной власти народа содействует парламент с окончательной законодательной властью;

- чисто-непосредственная республика - осуществлению суверенной власти народа содействует правительственный Совет с законосовещательными функциями.

Данная  классификация охватывает лишь основные формы и не включает переходных, смешанных и даже замаскированных форм.

       А.И.Денисов дает иную классификацию форм государства. В его трактовке формы в основном подразделяются на монархии и республики.

Монархия - форма правления, характеризующаяся  следующими юридическими признаками:

- бессрочность власти монарха;

- занятие трона по праву родства;

- представительство государства не по поручению, а по собственному праву;

- безответственность монарха.

Монархии  подразделяются на деспотические (примером может служить рабовладельческая монархия, в которой власть монарха обожествлялась), абсолютные и ограниченные (власть короля ограничена либо сословно-представительским органом, либо парламентом).

Республика - форма правления, отличающаяся следующими юридическими признаками:

- ограниченность срока полномочий власти;

- выборность главы государства;

- представительство по поручению парламента и избирателей;

-ответственность главы государства.

Республики  подразделяются на аристократические (властвует меньшинство) и демократические (источником власти является народ или его большинство).

Формы государственного устройства Денисов А.И. поделил на унитарные (государство разделено только на административно-территориальные единицы), федерации (союзное государство, объединившее два и более государств) и конфедерации (объединение юридически независимых государств).

       Я привела лишь несколько наиболее ярких примеров возможного подхода к классификации форм государства.

       Классификация государственных форм имеет большое научное и практическое значение, а потому составляет важную задачу теории государства и права.

В основу классификации, на мой взгляд, следует  положить в качестве критерия понятие  формы государства как единства трех ее основных сторон: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

        Классификация государственных форм по их внешним признакам может быть осуществлена следующим образом. По форме правления государство является монархией либо республикой.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.

Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве является избираемой, а потому срочной и юридически ответственной.

По форме  государственного устройства государство  может быть простым и сложным. Простое государство не имеет в своем составе частей, обладающих суверенитетом. Сложное государство имеет в своем составе такие части.

По политическому режиму государства можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократическое государство - такое, в котором власть исходит от большинства, обладающего правом направлять государственную политику.

Антидемократическое государство - такое, где власть исходит от меньшинства, где большинство по закону отстранено от участия в делах государства.

Разобравшись  с вопросом, что включает в себя понятие формы государства и  каковы его составные части, мы можем  перейти к подробному рассмотрению одной из них - формы правления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Форма правления. 

        

         Форма правления является одной из важнейших частей формы государства. Понятие формы государство зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия) (1). В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

Форма правления показывает, как образуется высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Под этой формой понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность и объем их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления.  

2.1. Монархия 

Монархическая форма правления - (греч. monarchia - единовластие) (2) – весьма древняя форма правления.

В этой форме правления верховная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.

        Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, цезарь, фараон);

-   наследственный порядок преемственности верховной власти;

-   представительство государства монархом по своему усмотрению;

-   юридическая безответственность монарха;

-   монарх не избирается народом;

- монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);

- юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (3).

         Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строи и продолжала развиваться со временем сохраняя свои традиционные черты.  

Абсолютная  монархия

         Эта такая форма правления, при которой вся верховная государственная власть по законы принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору (4). В извлечение из  Соборного Уложения 1649 года  говорится, что “государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержавец” (5). Людовик XIV говорил: “ Государство- это я!” (6), подчеркивая этим, что он единственный правитель.  По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная - принадлежала царю, который являлся наместником и служителем Бога на земле (7). По Воинскому уставу Петра I государь – “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен” (8). Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента,  конгресса, федерального собрания или генеральных штатов), ограничивающие полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона.  Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, и наличие постоянной армии во главе с монархом. Она характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящие время к абсолютным относятся некоторые монархия Среднего Востока (Саудовская Аравия и Оман).

 

Ограниченная  монархия

           Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена представительным органом, т.е. в Англии это Парламент, во Франции – Национальное собрание, а в России – Земский Собор. Возникает своеобразная двойственность  государственной власти, которая выражалась в том, что хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти,  вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Существуют разновидности  ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.   
 

Парламентская (конституционная) монархия

        Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства.

Эта формы  монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также  может быть ограничена конституцией

        Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

        Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

  1. парламент избирается народом;
  2. правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  3. лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства (премьер министр в Великобритании фактически правит страной);
  4. в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  5. законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  6. правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;
  7. лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания).

Информация о работе Форма государства и права