Теории происхождения человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Исходя из этого, мы и будем искать проблему происхождения души и для этого обратимся к теориям, концепциям и версиям, которые рассматривают данные вопросы. Некоторые из них насчитывают десятилетнюю, а то и столетнюю историю. Многие, в том числе, и не научные, происхождения человека замыкаются в очень ограниченном круге источников: человек может происходить либо от Бога (креационистская теория), либо от обезьяны (дарвинизм), либо от инопланетян (теория внеземного происхождения).

Работа содержит 1 файл

Теории происхождения человека.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

Теории  происхождения человека

Исходя из этого, мы и будем искать проблему происхождения  души и для этого обратимся  к теориям, концепциям и версиям, которые рассматривают данные вопросы. Некоторые из них насчитывают  десятилетнюю, а то и столетнюю  историю. Многие, в том числе, и  не научные, происхождения человека замыкаются в очень ограниченном круге источников: человек может  происходить либо от Бога (креационистская  теория), либо от обезьяны (дарвинизм), либо от инопланетян (теория внеземного происхождения). Первые две версии - самые старые, третья - самая молодая. Сторонников божественного происхождения  человека именуют креационистами, естественного  происхождения - эволюционистами, космического происхождения - космистами.

Креационизм (от лат. creare — создавать) — теологическая  или метафизическая концепция, в  рамках которой основные формы органического  мира (жизнь), человечество, планета  Земля, а также мир в целом, рассматриваются как целенаправленно  созданные Творцом или Богом.

В настоящее  время креационизм представляет собой широкий спектр концепций  — от сугубо богословских и философских  до претендующих на научность, однако общим для этой совокупности является то, что эти концепции отвергаются  современным научным сообществом. [22]

Самой первой концепцией надо считать религиозно-мифологическое учение о происхождении человека, которое подразделяется на языческую  и христианскую традиции. Первая возникла раньше второй и сохранилась у  некоторых примитивных народов  по сию пору. Более того, в 2000-е  годы в некоторых развитых странах, в том числе России, наблюдается  ренессанс языческих представлений, а вместе с ними и креационистской  мифологии. В основе язычества лежит  миф, в основе христианства - доктрина и канон.

Мифологический  креационизм

Во многих мифах  говорится, что человек выделился  из различных человекоподобных существ, постепенно превращаясь в человека по воле высших существ - богов, демиургов, героев. Последние творят человека, не долго раздумывая, из всего, что  находится под рукой: костей животных, кокосовых орехов, дерева. Чаще всего  человека лепят из наиболее доступного материала - глины; подобные взгляды  бытовали у шумеров, египтян, греков, семитов. Не случайно латинское название земли, почвы – «гумус» - у индоевропейских  народов отражено в названии человека – «гомо» или «хомо».

Еще в глубокой древности разные народы создавали  легенды о чудесном происхождении  первых людей, об их сотворении божеством. Например, библейская легенда о сотворении первого человека из «красной глины» божеством, вдохнувшим в него частицу  своего духа — «бессмертную душу", отражает весьма распространенное в  те времена в Ассирии, Вавилоне, Египте, Иудее и других странах горшечное  ремесло и искусство скульпторов. В мифах австралийцев людей творят, разделяя каменными ножами сросшиеся  комки, обнаруженные на дне высохшего  Океана, лепят из скелетов зверей, птиц и рыб.

Здесь, как и  выше, можно проследить доказательство того, что душа была раньше, чем тело и не зависима от него.

Тибетские хадзали  полагали, что люди произошли от сочетания разных племен обезьян  и духов, все они были косматы, иные обладали рыжей шерстью. Предки селькупов были покрыты шерстью  и обладали пугающей внешностью. Пигмеи создавались вместе с шимпанзе и  являются их братьями. В Центральной  Африке люди вышли на белый свет из разбитого термитника. Перуанцы, согласно мифологии, возникли из кокосовых  орехов. Из древесины делались кеты, нивхи, океанийцы, скандинавы и Пиноккио. Океанийская и масайская женщины  появлялись, когда бросали куски  мяса в первозданного мужа. Бушменов создал богомол Цагн.

У многих племён Африки и Южной Азии имелись предания о происхождении людей от обезьян. По другим поверьям, обезьяны, наоборот, происходили от ленивых людей, сбежавших  в лес, чтоб их не заставили работать. А самых близких к нам обезьян - шимпанзе, гориллу и орангутанга - вообще называли не обезьянами, а "лесными  людьми". "Орангутанг" по-малайски и означает "лесной человек". В  восточных религиях, индуизме и буддизме, обезьяны занимают почётное место и  действуют во многих мифах. Иное положение  сложилось в западных религиях, то есть в иудаизме, мусульманстве и  особенно в христианстве. В них  обезьяна - порождение дьявола, воплощение всякой скверны. Сходство обезьяны и  человека породило, например, у тибетцев миф о том, предками людей являлись обезьяны, бушмены же считали наоборот, - что обезьяны были когда-то людьми, но всемогущий Цанг в наказание за убийство сына превратил их в обезьян. А шимпанзе, считается у некоторых  народов Африки, - это одичавшие  люди, ушедшие в леса, обидевшиеся  на пигмеев.

Библейский сюжет  об Адаме происходит от древних мифов  «глиняных жителей» Ближнего Востока. Междуречье, главный очаг цивилизации, называют царством глины и камыша. Сырье для Сотворения было тем  же, что и для ритуальных игрушек  шумеров, — глина, охра и тростник. Согласно шумерским мифам, Мукат  сотворил племя кахуилла из черной грязи, почерпнув ее в сердце своем. Когда Мардук и Эйя творили  аккадцев, то добавили в глину пинту  крови. Хнум вращал египтян на гончарном  круге, а Прометей вылепил южных  балканцев прямо руками. Ульгено  добавлял камыш в сырье для  алтайцев. Из камня рождены многие группы Кавказа, Австралии, Пиренеев, Океании. Обилие способов сотворения, быть может, и объясняет такую пестроту всех получившихся людей. [23]

Христианский  креационизм

В христианском креационизме существует множество  различных течений, расходящихся в  интерпретации естественнонаучных данных. По степени расхождения с  общепринятыми в науке воззрениями  на прошлое Земли и Вселенной  среди них различают:

  • Буквалистский (младоземельный) креационизм (Young-Earth Creationism) настаивает на буквальном следовании Книги Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии — за 6 дней и около 6000 (как утверждают некоторые протестанты, основываясь на Масоретском тексте Ветхого Завета) или 7500 (как утверждают некоторые православные, основываясь на Септуагинте) лет назад. Я бы назвал такой креационизм не буквалистским, а буквоедским.
  • Метафорический (староземельный) креационизм (Old-Earth Creationism): в нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет (слово день (евр."йом") не означает только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени (Пс,90 5;2 Петр,3 8;). Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:
  • Креационизм постепенного творения (Progressive creationism): согласно этой концепции, Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления. Представители данного направления принимают геологические и астрофизические данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование путём естественного отбора.
  • Теистический эволюционизм (эволюционный креационизм) признаёт теорию эволюции, однако утверждает, что эволюция является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла. Теистический эволюционизм принимает все или почти все идеи, общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека (папа Пий XII), или трактуя случайность в природе как проявления божественного промысла (современный российский палеонтолог А. В. Гоманьков). С точки зрения теологии разные концепции теистического эволюционизма варьируют от общего для авраамических религий теизма (диакон Р П Ц Андрей Кураев) до пантеизма, деизма и взглядов Тейяра де Шардена. Из-за того, что в дискуссиях на тему «эволюция или творение?» теистические эволюционисты чаще всего поддерживают «эволюционистскую» точку зрения, многие креационисты, не приемлющие эволюции, не считают их позицию креационизмом вообще (наиболее радикальные из буквалистов даже отказывают теистическим эволюционистам вправе называться христианами). [22]

«Если ты не поддерживаешь  наши взгляды, то ты не христианин». Это  вполне в духе христианства, на большее, как видно из истории «преподобнейшие» отцы не способны. (Я, конечно, не имею в  виду отдельных людей, на именах которых  и держится эта религия).

Проблему сотворения человека не обошли вниманием и другие религии мира, в которых создавались  на этот сюжет многочисленные мифы, их называют "антропогеничными". При желании исторического предшественника  христианской теории можно найти  в мифологических представлениях язычников  о происхождении человека, а им от 3 до 10 тысяч лет.

И сегодня религиозно-мифологические концепции, именуемые креационистскими, окончательно не сданы в архив. [24] Их сторонники находят все новые  доказательства, а противники - все  новые опровержения божественному  происхождению человека. В частности, указывается, что согласно Писанию, Адам и Ева родились почти сразу  после сотворения мира, т.е. всего  несколько тысяч лет назад. Между  тем Вселенная, по данным науки, возникла 15 миллиардов лет назад. Предки людей  бродили по планете сотни тысяч  лет: питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы  и т.д.

Помимо разработки сугубо богословских идей, в креационизме предпринимается ряд попыток  обосновать сотворенность мира, оставаясь  в рамках методологии естествознания XVIII - начала XIX в.в. с некоторыми оговорками: в отличие от натурфилософии прошлого, как правило, признаётся изменяемость видов растений, животных и бактерий, а также принимается постулат об изменяемости законов природы. Среди  приверженцев такого подхода есть сторонники как буквального, так и метафорического  креационизма.

Теория  разумного замысла

Теория разумного  замысла утверждает, что сложность  и целесообразность строения живых  существ и экосистем объясняется  сознательным замыслом творца или некоего  «агента» лучше, чем ненаправленным процессом мутаций и естественного  отбора. Представители теории сознательного  замысла дистанцируются от религии, делая акцент на телеологических  и телеономических аспектах концепции, однако само понятие замысла подразумевает  наличие субъекта замысла, то есть Творца. Если классический религиозный фундаментализм XIX — первой половины XX в. попросту отвергал данные естественных наук, то с конца XX в. сторонниками теории разумного  замысла предпринимаются попытки  подчинения науки нуждам апологетики, причём характерной особенностью является argumentum ad ignorantiam: «если наука не имеет  в настоящий момент детального объяснения какого-либо факта или явления, в  то время как религия имеет  такое объяснение, следовательно, этот факт или явление должен интерпретироваться с религиозных позиций».

Один из аргументов сторонников идей теории «разумного замысла» («аргумент точной настройки», англ. a fine-tuning argument) основывается на известной  чувствительности Вселенной и жизни  к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип). Область  допустимых значений констант оказывается  очень узкой, и из малой вероятности  «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и  о наличии Разумного Творца.

Научный креационизм

«Наука о сотворении»  или «научный креационизм» (англ. «Creation Science») — течение в креационизме, сторонники которого утверждают, что  можно получить научные подтверждения  библейского акта творения и, шире, библейской истории (в частности, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной  методологии.

Для работ «научных креационистов» типичны следующие  положения:

  • Противопоставление «операционной науки» о явлениях природы в настоящем времени, гипотезы которой доступны экспериментальной проверке, «исторической науке» о событиях, произошедших в прошлом. Из-за недоступности непосредственной проверки, по мнению креационистов, историческая наука обречена опираться на априорные постулаты «религиозного» характера, и выводы исторической науки могут быть истинными или ложными в зависимости от истинности или ложности априорно принятой религии.
  • «Первоначально сотворённый род», или «барамин». Креационисты прошлых веков, подобно К. Линнею, описывая различные виды животных и растений, предполагали, что виды неизменны, и число ныне существующих видов равно числу первоначально созданных Богом (за вычетом таких вымерших видов, как, например, дронты). Однако накопление данных о видообразовании в природе заставило противников теории эволюции выдвинуть гипотезу, согласно которой представители каждого «барамина» были сотворены с набором определенных характеристик и потенциалом к ограниченному ряду изменений. Вид (репродуктивно изолированное сообщество, как его понимают популяционные генетики, или статическая фаза эволюционного процесса, как его понимают палеонтологи) не синонимичен «барамину» креационистов. По утверждению противников теории эволюции, одни «барамины» включают в себя много видов, а также таксоны более высокого порядка, в то время как другие (например, человеческий, на чём креационисты настаивают по теологическим, телеологическим и некоторым естественнонаучным причинам), могут включать лишь один вид. После сотворения представители каждого «барамина» скрещивались между собой либо без ограничений, либо в подбараминах — видах. В качестве критерия принадлежности двух разных видов к одному «барамину» у креационистов обычно выдвигается способность производить потомство (пусть даже и неплодовитое) при межвидовой гибридизации. Поскольку известны примеры такой гибридизации между видами млекопитающих, традиционно классифицируемыми как принадлежащие к разным родам, то среди креационистов бытует мнение, что у млекопитающих «барамин» примерно соответствует семейству (единственное исключение — человек, который составляет отдельный «барамин»).
  • «Потопная геология», декларирующая одномоментное отложение большей части осадочных пород земной коры с захоронением и быстрой фоссилизацией останков вследствие всемирного потопа во времена Ноя и на этом основании отрицающее стратиграфическую геохронологическую шкалу. По мнению сторонников потопной геологии, в палеонтологической летописи представители всех таксонов появляются «полностью сформированными», что опровергает эволюцию. Более того, залегание окаменелостей в стратиграфических слоях отражает не последовательность сменявших друг друга на протяжении многих миллионов лет флор и фаун, а последовательность экосистем, привязанных к разным географических глубинам и высотам — от бентосных и пелагических через шельфовые и низинные к равнинным и высокогорным. Называя современную геологию «униформистской», или «актуалистской», «потопные геологи» обвиняют оппонентов в постулировании исключительно медленных скоростей таких геологических процессов, как эрозия, осадконакопление и горообразование, которые, по мнению «потопных геологов», не могут обеспечить сохранности окаменелостей, а также пересечения некоторыми окаменелостями (обычно стволами деревьев) нескольких слоёв осадочных пород («потопные геологи» называют такие окаменелости «полистратными»).
  • Для объяснения многомиллиарднолетних возрастов Земли и Вселенной, которые даёт гео- и астрофизика, в креационизме предпринимаются попытки доказать непостоянность во времени мировых постоянных, таких как скорость света, постоянная Планка, элементарный заряд, массы элементарных частиц и т. д., а также, в качестве альтернативного объяснения — постулируется гравитационное замедление времени в околоземном пространстве. Ведётся также поиск явлений, указывающих на молодой (менее 10 тыс. лет) возраст Земли и Вселенной. Из других утверждений часто встречается тезис, будто второе начало термодинамики исключает эволюцию (или, по крайней мере, абиогенез).[25]

Информация о работе Теории происхождения человека