Теории происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происсхождения государства свидетельсвует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области.

Содержание

1 Общая характеристика
2 Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
2.1 Древнегреческая теория
2.2 Древнеиндийская теория
2.3 Древнекитайская теория
2.4 Теологическая теория
2.4.1 Теологическая теория в условиях современности
3 Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
3.1 Патерналистская теория
3.2 Патриархальная теория
4 Органические концепции происхождения государства
4.1 Теория Огюста Конта
4.2 Теория Герберта Спенсера
4.3 Теории других предствителей органической школы
5 Естественноправовые (договорные) концепции происхождения государства
5.1 Теория Гуго Гроция
5.2 Теория Томаса Гоббса
5.3 Теория Джона Локка
5.4 Теория Жан-Жака Руссо
6 Насильственные концепции происхождения государства
6.1 Теория Евгения Дюринга
6.2 Теория Людвига Гумиловича
6.3 Теория Карла Каутского
7 Психологические концепции происхождения государства
7.1 Теория Тарда
7.2 Теория Николая Коркунова
7.3 Теория Льва Петражицкого
8 Марксистская концепция происхождения государства
8.1 Государство по Энгельсу
8.2 Государство по Ленину
9 Иные концепции происхождения государства
9.1 Либертарно-юридическая теория
9.2 Патримониальная теория
10 Литература

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 40.16 Кб (Скачать)

Министерство науки и образования  Украины

ОНАПТ

РЕФЕРАТ

На тему:

“Теории происхождения государства”

 

 

Студентки 3-го курса

МиМ-351

Затолочной Виктории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОДЕССА 2009

Содержание

  • 1 Общая характеристика
  • 2 Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
    • 2.1 Древнегреческая теория
    • 2.2 Древнеиндийская теория
    • 2.3 Древнекитайская теория
    • 2.4 Теологическая теория
      • 2.4.1 Теологическая теория в условиях современности
  • 3 Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
    • 3.1 Патерналистская теория
    • 3.2 Патриархальная теория
  • 4 Органические концепции происхождения государства
    • 4.1 Теория Огюста Конта
    • 4.2 Теория Герберта Спенсера
    • 4.3 Теории других предствителей органической школы
  • 5 Естественноправовые (договорные) концепции происхождения государства
    • 5.1 Теория Гуго Гроция
    • 5.2 Теория Томаса Гоббса
    • 5.3 Теория Джона Локка
    • 5.4 Теория Жан-Жака Руссо
  • 6 Насильственные концепции происхождения государства
    • 6.1 Теория Евгения Дюринга
    • 6.2 Теория Людвига Гумиловича
    • 6.3 Теория Карла Каутского
  • 7 Психологические концепции происхождения государства
    • 7.1 Теория Тарда
    • 7.2 Теория Николая Коркунова
    • 7.3 Теория Льва Петражицкого
  • 8 Марксистская концепция происхождения государства
    • 8.1 Государство по Энгельсу
    • 8.2 Государство по Ленину
  • 9 Иные концепции происхождения государства
    • 9.1 Либертарно-юридическая теория
    • 9.2 Патримониальная теория
  • 10 Литература

 

Общая характеристика

Существует  множество теорий происхождения  государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происсхождения государства свидетельсвует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Мифологические и религиозные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежит представления  о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей  системы власти, правил общественного  поведения. Основной характертистикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.

Древнегреческая теория

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

Древнеиндийская теория

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок и закон.

Древнекитайская теория

Волей боженственного Неба в Поднебесной появился порядок, организацию власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.

Теологическая теория

Получила  распространение в средневекокье в трудах Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, в силу чего власть вечна и незыблема, зависима в основном от релизиозных организаций и деятелей. Любая светская власть производна от власти церкви. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. По способу же приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической.Плюсы данной теории заключаются в том, что наделение правителя ореолом святости поднимает его авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духоновности.Минусы данной теории заключаются в том, что данная доктрина умаляет влияние всех прочих факторов на государство и не позволяет определить пути улучшения государственного устройства.

 Теологическая теория в условиях современности

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства

В основе данных конпенпций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти - из власти отца семейства.

Патерналистская теория

От  слова патер - отец. В данной теории имеет место прямое соотношение  государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.

Патриархальная теория

От  слова патриарх - родоначальник. В  данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство  не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит о первичности государства перед семьей, а о человека как о существе политическом, т.е. в наиболее развитом виде государство - это общение свободных и равных граждан. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства в семьей возможна, т.к. структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

Органические концепции происхождения государства

В основе данных коцепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической) в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, т.к. человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономероности присущие биологической эволюции, на социальные организмы, т.к. несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями, и причинами возникновения.

Теория Огюста Конта

Согласно  Конту - общество (а следовательно и государство) - органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

Теория Герберта Спенсера

Спенсер трактует государство как часть  природы, которое развивается подобно  зародышу животного, причем во всей истории  человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному  организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций  и т.д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

Теории других предствителей органической школы

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П.Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т.д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля – функции кровообращения и т.п.

Естественноправовые (договорные) концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат естественноправовые представления о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру - «справедливость, происходящая от природы, – есть договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).

Теория Гуго Гроция

Трактует  государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления).«Право внутригосударственное, есть то, которое исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». К взаимному общению и заключению такого договора, побуждает людей их разумная природа – «мать естественного права». Естественноправовой характер носит и требование соблюдения договора о создании государства (гражданского сообщества).

Теория Томаса Гоббса

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.

Информация о работе Теории происхождения государства