Теория государства и права. Шпаргалка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:31, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 32 вопроса.

Работа содержит 1 файл

ТГП шпора.doc

— 332.00 Кб (Скачать)
  1. Предмет теории государства и права; ее место  среди юридических наук.

Теория государства  и права изучает закономерности и случайности государственно-правовой действительности. К определению  предмета учёные подходят по-разному. Согласно А. Б. Венгерову,

Предмет теории государства и права —- изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и изменения государства и права, а также тесно связанных с ними иных социальных явлений.

Тесно связаны  с явлениями государственно-правовой жизни мораль, религия, обычаи, политическая система, общественное сознание, экономика и т.д.

Предмет теории государства и права неоднороден. Основное деление внутри неё проходит между теорией государства и теорией права.

В своем учебнике Н.И. Матузов, А.В. Малько указывают, что  предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности. В качестве предмета теории государства  и права выступают 2 блока объективной действительности: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки.

Особенность предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. предметом науки ТГП являются общие и специфические закономерности возникновения и развития государства и права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методология

Методология (в переводе с греческого methodos - способ исследования; logos - учение, наука) Методология - это совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов изучения государственно-правовых явлений. Методология юридической науки включает в себя принципы, подходы, методы и парадигмы познания государства и права.

Метод

Метод науки - это  знание, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки. Метод науки - это способ изучения, на котором базируется данная наука. В теории государства и права применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

Общенаучные методы:

  • Диалектика
  • Анализ
  • Индукция
  • Аналогия
  • Абстрагирование
  • Моделирование
  • Сравнение
  • Конкретизация

Специальные методы:

  • Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности.
  • Структурно-функциональный: определение места, роли и функций каждого элемента системы.
  • Сравнительный: сравнение государства права, их элементов с иными однородными явлениями.
  • Социологический: установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование).
  • Психологический: изучение, главным образом, правового поведения.
  • Статистический: оперирование количественными величинами.
  • Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства.

Частноправовые методы:

  • формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы.
  • сравнительно-правовой: позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, т.к. реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным т: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта.
 
 
    1. Значение  теории государства  и права для  профессиональной подготовки юристов
 

     Основной  задачей и функциональной обязанностью профессионального юриста является оказание квалифицированной помощи лицам, участвующим в урегулированных правом общественных отношениях, а также эффективная защита законных прав и интересов субъектов от различного рода противоправных посягательств. При этом юрист в процессе служебной деятельности должен:

     во-первых, знать, какие субъективные интересы граждан он защищать обязан, а какие  нет;

     во-вторых, четко представлять себе, какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе профессиональной деятельности;

     в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей.

     Значение  ТГП в процессе профессиональной подготовки юристов заключается, прежде всего, в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой юрист независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности, должен понимать смысловое значение таких категорий, как право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т.д. Кроме того, изучение ТГП помогает уяснить будущим юристам содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед юридическим сообществом. Наконец, знания, полученные в процессе изучения ТГП, способствуют формированию, у обучаемых высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважительного отношения к действующему законодательству и формируемому при помощи этого законодательства правопорядку. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Первобытное общество: экономика, структура, социальная власть
 

В истории человеческого  общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени - несколько тысячелетий. В своём  развитии оно прошло несколько периодов.

До своего разложения первобытное общество просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода - присваивающая.

Находясь в  зависимости от природы, от суровых  климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе - это определяло соответствующую социальную организацию общества - род, родовая община. Род - это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

Родовая община, являясь формой организаций человеческого  общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества - носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества - только по половозрастному признаку.

Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.

Власть в родовой  общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание.

Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.

Со временем, вожди родовой общины накапливали  опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

В связи с  изменениями природно-климатических  условий, уменьшением биомассы животных (из-за постоянной охоты на них и  вырубки леса), люди были вынуждены  расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту - появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда, производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие - ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками - появились купцы.

Индивидуализация  труда и получение избыточного  продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась о общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы - пленники других племен. 

5. Власть и социальные  нормы в первобытном  обществе — различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Власть в первобытном обществе

Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, однако это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться[1]. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила).

Информация о работе Теория государства и права. Шпаргалка