Теория государства и права. Шпаргалка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:31, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 32 вопроса.

Работа содержит 1 файл

ТГП шпора.doc

— 332.00 Кб (Скачать)

Государство занимает особое место в политической системе  общества. Это определяется его суверенными признаками, то есть безусловным верховенством по отношению ко всем иным источникам власти. Управленческие акты государства обладают приоритетом перед предписаниями любых социальных объединений и обеспечиваются разветвленной правоохранительной системой. Государство - самое массовое политическое сообщество, официально объединяющее и представляющее в пределах государственных границ все население страны. Государство выражает не локальные интересы отдельной социальной группы, слоя, класса населения, но публичные интересы всего общества. Именно государство находится на вершине управленческой пирамиды социального регулирования. Взаимосвязи государства и социальных объединений достаточно многообразны. 
 

    16,18. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ГОСУДАРСТВА» С ПАРТИЯМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ.

При рассмотрении вопроса о месте и роли государства  как особого звена в политической системе общества важное значение имеет  раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными  организациями.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций  отражается общность их конечных целей  и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный  демократизм, возникновение всех государственных  и негосударственных объединений  по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.2

Укрепление и  развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций – свидетельство  дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. при этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

В России, например, общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Они непременные участники всех политических кампаний, в том числе таких, как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнению или совместно с общественными организациями.

В последнее время стали нередки совместные встречи лидеров фракций Государственной Думы с Президентом РФ. Стало «доброй» традицией вести консультации по ключевым вопросам российской политики с лидерами наиболее представительных партий России.

Партии участвуют  в контроле за деятельностью государственных органов власти, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.

Следует отметить, что общественные организации действуют  в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений.

Общественные  организации – это не «филиалы»  государства, а самостоятельные  звенья политической системы, имеющие  свои самостоятельные функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными  организациями, творческими союзами  строятся  при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью  таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата.

Правовое закрепление  различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношения с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей. 

      1. Взаимоотношения государства в политической системе общества с общественными объединениями и религиозными конфессиями
 
 

Россия обозначила себя, как светское государство, но вместе с тем признала особую роль православия в её истории, в становлении  и развитии ее духовности и культуры. Закон утверждает, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом3.

В соответствии с конституционным принципом  отделения религиозных объединений  от государства государство:

не вмешивается  в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной  принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает  на религиозные объединения выполнение функций органов государственной  власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается  в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

обеспечивает  светский характер образования в  государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    19. Понятие  власти. Государственная и политическая  власть, их особенности с социальное  назначение 

     Власть  — это право и возможность  распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.

Политическая  власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

  • Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
    • первичные — крупные социальные группы со своими интересами
    • вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
  • закрепление в законах полномочий субъекта правления
  • чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
  • принцип (функционального) разделения власти
  • легитимность власти
    • легальность (законное основание для власти)
    • лояльность (поддержка власти обществом)

     Государственная власть — это важнейший атрибут  государства, наделённый властными  функциями по управлению страной. В  современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

     Необходимым условием укрепления и развития государственной  власти являются законность, единообразное  и неуклонное исполнение законов  которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведения в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Легитимность  государственной власти
 

Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Кроме того, легитимность политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.

Политическая легитимность

Применительно к политической легитимности известный английский политолог Дэвид Битем (David Beetham) разработал «нормативную структуру политической легитимности»:

1. власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам;

2. эти правила  оправданы путём ссылки на веру, которую разделяют управляемые и управляющие;

3. имеются доказательства согласия на существующие отношения власти.

Легитимность следует отличать от легальности — соответствия правовым нормам.

Легальный — признаваемый законом, соответствующий закону 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21.  Виды государства: тоталитарное, авторитарное, либеральное и демократическое

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно[источник не указан 233 дня] признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство[источник не указан 233 дня] государства в частную жизнь граждан без необходимости[источник не указан 242 дня]. Для демократических режимов характерны[источник не указан 233 дня] также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения[источник не указан 242 дня]. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.

В некоторых источниках[источник не указан 233 дня] к демократическим относятся близкие к анархии либеральные режимы (существующие на данный момент лишь в теории), которые основываются на сведении до минимума вмешательства государства в жизнь граждан и общества[источник не указан 242 дня]. Они обладают признаками демократии лишь частично, поскольку в них практически отсутствует собственно государство, но и антидемократическими их однозначно назвать нельзя,оскольку демократия от анархии отличается лишь наличием публичной власти

Информация о работе Теория государства и права. Шпаргалка