Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 54 вопроса по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы к экзамену.docx

— 119.68 Кб (Скачать)

Ответы на вопросы к экзамену.

  1. Предмет науки всеобщей истории государства и права

Предмет: Всеобщая история  государства и права изучает  возникновение, развитие и функционирование государства и права стран оказавших наибольшее влияние на историю государственности. Анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определённом времени и пространстве.

История государства и права  изучает государство и право  отдельных (зарубежных) стран мира в  процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей, действующих в  рамках тех исторических эпох, которые  являются важнейшими ступенями в  развитии конкретных обществ.

  1. Методология всеобщей истории государства и права

1) Исторический метод : подходит  к государству и праву , как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениями и выявляет основные элементы изучавшего объекта.

2) Сравнительно-исторический метод : основана на том, что выявляет исторические факты, полнее раскрывает своё значение при сравнении с сопоставлением с серией других сходных фактов.

3) Системно-структурный метод: эффективен  при исследовании с самоуправляющихся  систем, состоящих их множества  взаимодействующих элементов.

Англо-саксонская система права

Романо-германская (континентальная)

Мусульманская

4) Статистический метод : Используют при исследовании количественных сторон исторического процесса.

  1. Периодизация всеобщей истории государства и права

История изучается в хронологических  рамках в 4 основных периодах:

Древний мир ( 4 в до н.э- 5 в н.э)

Средние века ( 5в н.э.- 17-18 века) 476 -1642г.

История нового времени (17в- конец 19в)

Новейшее время (20 в 1918 начало)

· Связь и взаимодействие всеобщей истории государства и права с другими науками.

Всеобщая история связана  с теорией государства и права. Теория государства и права изучает  закономерности развития и отражает исторические процессы в абстрактной  форме. История государства и  права изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов развивающихся в хронологической  последовательности.

  1. Образование и развитие государства в Египте

Возникновение государства. На рубеже IV–III тыс. до н. э. складывается в Древнем Египте 40 номов – областей (первых единиц территориального деления). Древним основанием нома служило племя. Во главе каждого нома стоял «царь», он же – верховный жрец местного культа и обладатель титула «начальника канала». Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства они насильственно объединяются фараоном Менесом.

Последующая история  Древнего Египта распадается на три  основных периода, каждый из которых  занимает многие сотни лет:

1) Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.);

2) Среднее царство (конец III тыс. – XVII в. до н. э.);

3) Новое царство (XVI–XII вв. до н. э.).

Рассматривая государственность  Египта, отметим, что наиболее типичная древневосточная деспотия существовала именно в Древнем Египте. В Древнем  Египте власть фараона была безграничной, сам он считался лицом божественного  происхождения, сыном Солнца. Его  имя нельзя было произносить вслух. Фараон означает «высокий дом». В официальном  обращении его следовало называть в третьем лице. Решения фараона  по вопросам управления, финансов, командования войском, суда имели наивысшую силу. Он сам себе назначал преемника. Для  него сооружались колоссальные усыпальницы  – пирамиды, строительство которых  велось десятки лет и поглощало  огромные материальные и людские  ресурсы. Лишь немногие удостаивались  высокой чести – целовать башмаки  фараона. Чиновники низшего ранга  приближались к его особе на животе, ползком. Перед лицом деспота  даже знатные люди были на положении  рабов, в любой момент по его произволу  они могли потерять жизнь, имущество. Все, что ими было приобретено, считалось  результатом милости фараона. Культ  личности фараона поддерживали знать, жрецы, чиновники. При фараоне главным  вельможей и управителем был  визирь (джати). В Древнем царстве это был градоначальник. Позднее его полномочия расширились. Он руководил чиновничьим аппаратом, ведал организацией общественных работ. В некоторых древнеегипетских памятниках визирь назывался «начальником всего государства Севера и Юга», так как он ведал управлением, судом, был истолкователем повелений фараона. Власть его имела необъятный характер. При участии джати разбирались тяжкие преступления высших должностных лиц.

Продолжая рассматривать  государственный аппарат Египта, отметим, что на местах управление возглавляли царские чиновники (номархи). В их руках была одновременно административная и судебная власть. В тех случаях, когда ослабевала централизация, номархи превращались в самостоятельных правителей и лишь номинально признавали власть фараона. Они имели свою армию, свою полицию.

Еще в эпоху Древнего царства  армия имела самостоятельное  управление. Изготовление оружия, строительство  кораблей и крепостей было в ведении  «дома оружия». Воины жили в отдельных  поселениях. За свою службу фараону, номарху, крупному храму они получали надел, который обрабатывали рабы. На особом положении находилась стража, или  гвардия, фараона. При подавлении восстаний  армия действовала совместно  с полицией. Полицейские обычно вербовались  из пленных нубийских негров. Они  были надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали уголовных преступников, выполняли обязанности палачей. В эпоху Древнего царства полиция  еще не выделилась в качестве отдельного ведомства. На местах она подчинялась  судье или особому чиновнику, в столице – визирю.

  1. Образование Вавилонского государства, государственный строй

Др. Вавилон - гос-во восточной деспотии. У него три основные функции: общественных работ, военная, финансовая. Эти три  функции и обуславливали сосредоточение неограниченной законодательной, исполнительной и судебной власти у лугаля. Он считался представителем бога на земле. Политическая ячейка общества являлась сельская община. Громадные царские и храмовые хозяйства обслуживались отрядами подневольных работников, находящихся на положении рабов, хотя формально и считавшихся свободными. Громоздкая и мелочная система учета и контроля порождала огромное кол-во документов.

Казенщина наблюдалась во всем. Огромная бюрократическая машина могла морально функционировать.

Лугаль – правитель;

Нуванда – чиновник от имени лугаля;

Специальный чиновник – финансы, управители городов

Непосредственной  собственности царя находилась земля, принадлежавшая "двору и храмам. Обрабатывали ее рабы, рабы становились  видом движимого имущества. Основным источником рабства был плен. Также  рабом мог стать и должник, сам или продать в рабство  своих сыновей или дочерей.

Обладание землей, скотом или рабом определяло социальное положение человека в Вавилоне. Богатство, а не знатное происхождение, стало  управлять рабовладельческим обществом. Крупнейшим после царского дворца являлись храмовые аристократы – жрецы. Жреческие  должности переходили по наследству от отца к сыну, в последствии превратилось в замкнутую влиятельную касту.

Образование двух сословий свободных: "авилумы"-благородные люди общинники и мушкеномы, "бьющие челом" - царские служащие.

ЦАРЬ

Верховные жрецы  управляющий "царск. дома"(нубанда), ополчение

наместники  севера(г. Сиппар) из числа

юга(г. Ларс), свободных

начальники  областей,

начальники  округов,

советы старших  общин,

общинные  сходы

Важн. древневавилонск. памятник права - Законы Хаммурапи (18 в. до нэ) - 282 статьи. Это 1-й сборник зак-в, освещающ рабовладельческ. строй.

ЗАКОНЫ ХАМУРАПИ- основа правовой жизни древневав.царства.                                        Кодекс был составлен в Вавилоне примерно в 18 столетии до н.э.,                                        он состоит из 282 статей. Написан прозой на аккадском языке (этот язык уже тогда был мертвым, на нем говорили только знать и рецы). В кодексе нет норм религиозного содержания. Он показывает очень высокое экон. развитие Древнего Вавилона в то время. Это первый правовой документ, где отражено сословно                                     классовое деление об-ва и охраняется частная собственность. Кодекс отличается очень высокой юрид. техникой. Основные положения направлены на правовое регулирование отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Не                                      затрагиваются вопросы внутриобщинных     отношений, отношения общин с царской властью в вопросах создания и использования ирригационных сооружений.                                        Почти все нормы носят материальный характер. Пример - ст.5-40 - содержат нормы о наделении воинов землей за службу, т.е. институт поместного права.  Ряд положений закреплял старые обычаи родового строя: коллективная ответственность общины за преступления на ее территории, самосуд, др. Нормы группируются по предметам правового регулирования (как бы образуя прединституты), переход от одной группы к                                        другой - по методу свободных ассоциаций. В кодексе содержатся несколько постановлений публичного права (нормы, которые регулируют положения царя и жрецов). В уголовном праве господствует принцип талиона, причем                                    наказание распространяется не только на преступников (объективное вменение), например, если строитель построил дом, который обрушился и убил сына заказчика, то должно убить сына строителя (ст.230). Смертная казнь применяется редко, например,  за воровство гос. имущества, религиозные преступления .Клятва                                          являлась важным элементом правосудия, а клятвопреступление тягчайшее преступление и влечет за собою смерть. Нормы уг. права чередуются с процессуальными нормами, регулирующими  имущественные отношения.  В кодексе хорошо проработано частное право, особенно договор аренды. Тогда уже существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Достаточно подробно разработаны отношения  найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи. Особенности: казуистичность, тесная связь права с ритуалом,              примитивная техника. Нормы, характерные для древнего права:                                         прямое вмешательство гос. аппарата в хозяйственную жизнь.

  1. Брачное, семейное и наследственное право Вавилона

Древневавилонский брак скреплялся договором м/у семьями жениха и невесты, но на содержание его в Вавилоне могла оказывать влияние и женщина. Она, например, могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать её за долги. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»).

В древневавилонской семье  господствует муж. Он ведёт общее  хозяйство семьи. Он представляет её в деловых отношениях. Ему принадлежит  право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто захочет купить. Бездетная  жена может дать мужу наложницу, оставаясь  хозяйкой в доме. Но муж и в  этом случае имеет право на развод. Для него не существуют1 юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены. Для неё установлены 3 законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности. Роль жены долго сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В тоже время, как это ни странно, жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке; полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней.

Одной из распространенных форм сделок по ЗХ было усыновление, которое  осуществлялось в двух чётко зафиксированных  правовых формах: с назначением усыновленного  наследником и без такового. В основе этих различий лежали неодинаковые пели усыновления. В 1-ом случае - продолжение рода в бездетной семье, во 2-ом -приобретение рабочих рук.

Различаются 2 вида наследования - по закону и по завещанию. ЗХ говорят главным образом  о законном наследовании. Завещательная  свобода находится еще в зародыше. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за «тяжелый грех», да и то по разрешению судий, которые исследуют дело. Первоначально право завещания было не столько выражением свободы усмотрения наследодателя, сколько ограничением этой свободы. Законодатель раньше всего хочет обеспечить детей. В ЗХ дети наследуют в равной доле; сестры получают столько же. сколько братья. Долю умершего сына получают его дети.

  1. Преступления и наказания по законам царя Хамураппи

Основная часть судебника посвящена  определению наказания за правонарушение. Преступление понималось, как ущерб, нанесенный отдельному лицу или корпорации. Не было различия между частным и  публичным деликтом. Судебник Хаммурапи  допускал применение принципа Талиона, т.е. наказание соответствовало нанесенному  ущербу. Такой Талион назывался «зеркальный». Наряду с ними в судебнике Хаммурапи  используется два вида талиона –  символический (когда нет полного  соответствия между ущербом и  наказанием, но при этом учитывается  способ совершения правонарушения –  врач неумело сделал операцию, то его  нужно лишить руки), абсурдный (когда  к ответственности привлекается лицо, вообще не совершавшее правонарушение). Принцип талиона применялся между  равными, в том случае, если правонарушитель принадлежал к более низкому сословию, то он нес более серьезное наказание. Если правонарушитель принадлежал к боле высокому сословию, то исполняется право «частной композиции», т.е. правонарушитель откупается от талиона и уплачивает штраф потерпевшему.

Судебник Хаммурапи определял  наказание как за преступление против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление, клевета) и  правонарушение имущественное (кража, разбой, повреждение имущества). За большинство правонарушений судебник определяет наказание в виде смертной казни. Обращает на себя внимание то, что  в судебнике Хаммурапи не определяется наказание за посягательство на жизнь  царя, жрецов, чиновников. Это объясняется  тем, что такие преступления считаются  наиболее тяжкими и за них наступала  немедленная расправа. При этом квалификацией  наиболее тяжкой считались кража  царского имущества и имущества  храмов.

Судебник Хаммурапи закреплял  обвинительный суд состязательностью  процесса. Это объяснялось тем, что  преступление понималось, как вред, нанесенный отдельному лицу, поэтому  инициатором возбуждения судебного  преследования был сам потерпевший. Он находил преступника, арестовывал  его, приводил в суд, предъявлял и  обосновывал доказательства. В свою очередь подсудимый эти доказательства оспаривал, государство в лице судебного  органа занимало пассивную позицию, лишь оценивала доказательства и  выносила решение. В качестве доказательств  использовались вещи, показания свидетелей, документы, а так же ордалии –  «божий суд» - испытание водой или  клятва.

  1. Формирование сословно-кастового деления в Индии

Следует отметить, что кастовое деление является общей чертой древневосточного общества. Однако в Древней Индии оно проявилось с наибольшей силой. По древнеиндийским законам Ману жители делились на четыре наследственные и замкнутые социальные группы или сословия (варны):

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"