Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 54 вопроса по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы к экзамену.docx

— 119.68 Кб (Скачать)
  1. Образование государства и права в феодальной Франции (государственный строй)

Важное влияние на характер складывающихся феодальных отношений оказала реформа  Карла Маргелла, которая касалась франкских владений. Конфисковав некоторую часть церковных и монастырских земель, Мартелл стал раздавать ее в качестве бенифициев - пожалований. Образование самостоятельного государства во Франции явилось результатом исторического развития и становления феодальных отношений во Франкской империи, раздел которой был зафиксирован в 843 г. Верденским договором, заключенным между внуками Карла Великого, по которому Карлу Лысому, ставшему первым французским королем, достались земли к западу от Рейна. Однако Франция (само это название утвердилось в X в.) была единым королев-ством лишь чисто номинально, так как ее территория представляла собой аморфное образование. К XI в. Она представляла собой конгломерат многочисленных сеньорий с весьма различным в этническом отношении составом населения (кельты, баски, нормандцы и др.). На последующих этапах развития средневекового общества во Франции классовая и внутриклассовая борьба, а также политические формы, в которых она протекала, приобретали наиболее яркие и типичные черты. История средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:

1) сеньориальная монархия (IX—XIII вв.);

2) сословно-представительная монархия (XIV-XVBB.);

3) абсолютная монархия (XVI—-XVIII вв.).

  1. Сословно-представительная монархия. Генеральные штаты во Франции.

 

Появлению Генеральных  штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные  собрания королевской курии. Созыв  Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым  имел конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного  учреждения имело закономерный характер.

В 1302 году создаются  Генеральные штаты. Данный орган  состоял из трёх палат:  * духовенство, * дворянство, * третье сословие.

Ген. штаты  созывались по инициативе Короля.  Основная причины созыва – установление дополнительного налога.  При голосовании каждая палата обладала 1 голосом.

В 1357 году был  принят Великой мартовской ордонанс. Генеральные штаты получили право  собираться два раза в год, не ожидая королевского соизволения, назначать  королевских советников и по своей  воле разрешать налоги или отказываться в них.

Ген штаты  приобрела право решать вопросы  войны и  мира, контролировать расходы  гос. казны, определять налоги.

После утверждения  единых налдогов, Правительство Франции сделало всё, чтобы не созывать Ген. Штаты.

  1. Франция в период абсолютной монархии. Государственный строй.

Формирование капиталистического уклада началось разложением феодализма ~ формирование абсолютизма. За интересованы в этом широкие слои общества:

- В 15-17 веках дворянство  и дух-во: для сохранения сословных привелегий, т.к. экономические трудности + политическое давление со стороны 3-го сословия + укрепление и централизации государственной власти.

- Крупная буржуазия нуждалась  в королевской защите от феодальной  вольницы, т.к. нет политической

- Крестьяне: установление  мира, справедливости и общественного  порядка.

Характерные черты перехода к абсолютизму: 1-е—власть носила абсолютный характер, вся власть в руках одного лица; 2-е—создание мощного бюрократического аппарата, состоящего из множества  ведомств и должностных лиц; 3-е—-наличие хорошо организованной и многочисленной армии.

Абсолютизм «+»:

1) завершение территориального  объединения Франции,

2) формирование единой  французской нации,

3) быстрее рост промышленности  и торговли, т.к. политика протекционизма  и меркантельзма,

4) рационализация системы  административного управления.

Абсолютизм «-»: королевская власть оторвана от общества и вступает с ним в противоречие, авторитарные и реакционные черты.

Основная цель абсолютизма - спасти феодальный строй + классовые  и сословные нривеллегии дворянства. Особые черты: судебно-административный произвол и расточительство королевского двора.

  1. Государство  и право феодальной Англии.

 

37. Законодательство  Английской революции 17-го века

3. Законодательство  Английской республики 1649-1653 гг.:

а) - упразднение  монархических институтов, официальное  провозглашение республиканской формы  правления:

- «Об отмене  королевского звания» от 17 марта  1649 г.;

- «Об отмене  Палаты Лордов» от 19 марта 1649 г.;

- «Об объявлении  Англии свободным государством (республикой)»  от 19 мая 1649 г.

б) - формирование высших органы власти и управления Английской республики, их полномочия и источники власти:

- «Об объявлении  Палаты Общин верховной властью  Английского государства - от 4 января 1649 г- -«Об учреждении Государственного совета Английского государства» от 13 февраля 1649 г.;

в) - колониальное и торговое законодательство и его  характеристика:

- «Навигационный  акт» от 9 октября 1651 г.;

- «Акт об  устроении Ирландии» от 12 августа  1652 г.

38. Избирательные реформы  в Англии (1832, 1867, 1884-1885)

1832 год —  Акт о народном правительстве,  предложенный правительством вигов,  стал законом; ее основные моменты:

более 50 местечек — из тех, что «гнилые», — были вовсе лишены представительства  в парламенте;

еще 30 местечек должны были удовольствоваться сокращением  числа депутатов;

освободившиеся 143 места были отданы: 66 — «большим густо населенным и богатым городам», 65 — графствам, остальные — Шотландии, Ирландии, Уэллсу;

уменьшены расходы  на избирательные кампании;

голосовать  имело право «всякое совершеннолетнее лицо мужского пола, не подлежащее поражению  в правах», арендующее земли или  имения на срок не менее чем 60 лет, с  чистым доходом не менее 10 фунтов в  год.

для внесения в списки избирателей нужно было проживать в течение ближайших 60 календарных месяцев или в  самом месте или в пределах 7 миль от данного места.

Таким образом, править Англией уполномочивался  собственник.

Реформа сделала  необходимой борьбу, за голоса избирателей. Тори и виги быстро это поняли, и  переименовали свои партии: тори —  «консерваторы» («Мы не зарекаемся против реформ, но в принципе за то, чтобы все оставалось как прежде»), виги — «либералы» (поощряли прогресс).

19 век —  упорная борьба за всеобщее  избирательное право, ежегодный  парламент, за то, чтобы депутатом  мог сделаться всякий достойный  рабочий человек. 1850 — 60 гг. в английском  рабочем классе приобретает значение  новый социальный элемент —  рабочая аристократия (склонялась  к компромиссу с правящими  классами Англии на основе  частичных уступок с их стороны). Борьба за этого нового избирателя  побудила консерваторов и либералов  к новой парламентской реформе.  И та, и другая из партий  хотели, чтобы реформа была результатом  именно ее инициативы.

1867 год —  Акт о народном правительстве  распадался на две части:

новое распределение  мест в парламенте: львиная доля мандатов, отнятых у «гнилых» местечек, досталась графствам (30 из 53). Крупные  города по-прежнему посылали ничтожное  число депутатов — 34 из 560;

избирательный цент: расширение ценза — право  голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в  пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все  те наниматели небольших квартир, которые  его вносили. До 1867 года они уплачивали налог через посредство домохозяина, и только он считался «налогоплательщиком». Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог и тем самым расширяла круг избирателей.

1884 год —  Акт о народном представительстве:

каждый мужчина (домовладелец и квартиронаниматель) имеет право голосовать, если помещение  находится в графстве Англии и  Шотландии или графстве и городах  Ирландии;

каждый мужчина, владеющий в графстве или городе землей или помещением (с доходом  не менее 10 фунтов стерлингов), может  зарегистрироваться как избиратель и голосовать;

избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве.

1885 год —  Акт о перераспределении мест: в графствах — введение избирательных  округов, каждый из которых  избирает одного члена парламента. По системе относительного большинства,  если, например, при 1000 голосующих  по трем кандидатам голоса  разбивались так, что один получал  400, а два других по 300 голосов,  избранным считался тот, за  кого голосовало 400. То, что избранный  не имел за собой большинства  избирателей, не принималось во  внимание. Считалось, однако, что  депутат должен защищать интересы  не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного  округа в целом.

Парламент избирался  на 7 лет. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу, однако преобладающее положение перешло  к буржуазии.

39)    Британская колониальная  империя, и управление колониями.

Управление  колониями. Крупнейшей колониальной им­перией к середине XIX в. стала британская, включавшая колониальные владения во всех частях света (Ирландию, Гибралтар и Мальту в Европе; Индию, Цейлон, Южную Америку и т. д.).

Великобритания  создала довольно гибкую систему  управления, позволившую действовать  по принципу "раз­деляй и властвуй" и во многих случаях поддерживать колониальный режим без громоздкого аппарата, опираясь на местную верхушку (система косвенного управления).

Высшая законодательная  власть в Британской импе­рии принадлежала британскому парламенту, а также пра­вительству, которое могло издавать нормативные акты для колоний путем "приказов короля в Совете". Система цен­трального управления колониями до середины XIX в. не была упорядоченной. Специальная должность государствен­ного секретаря по делам колоний появилась в 1768 г., но лишь в 1854 г. было создано министерство колоний. Высшей апелляционной инстанцией для судов колоний являлся Су­дебный комитет Тайного совета Великобритании.

Начиная с XVIII в. сложилось общее деление всех ко­лоний на "завоеванные" и "переселенческие", применительно к которым постепенно выработались два типа британского колониального управления. "Завоеванные" колонии, как правило с "цветным" населением, не обладали политиче­ской автономией и управлялись от имени короны через ор­ганы метрополии британским правительством. Законодатель­ные и исполнительные функции в таких колониях сосредо­точивались непосредственно в руках высшего правительст­венного чиновника - губернатора (генерал-губернатора). Создаваемые представительные органы в этих колониях реально представляли лишь незначительную прослойку местных жителей, но и в этом случае они играли роль сове­щательного органа при губернаторах. Как правило, в "за­воеванных" колониях устанавливался режим национальной, расовой дискриминации. Об этом свидетельствует, в част­ности, пример Индии - "завоеванной" колонии, занимав­шей особое место в колониальной политике метрополии.

40)   Декларация прав человека  и гражданина 1789 года во Франции.

Декларация  прав человека и гражданина 26 августа 1789 года. Учредительным собранием  был принят программный документ революции. Декларация провозглашала, народный суверенитет, естественные и  неотъемлемые права человека и разделение властей.

Статья 1- люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Провозглашалась  свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетениям. Свободу  личности, вероисповедания, совести, слова  и печати.

Свобода- определялась ,как возможность делать всё, что не причиняет вреда другому. В декларации было записано, что право всех граждан , лично или через своих представителей, учувствовать в образовании закона, которое являлось выражением общей воли. Статья 17 объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

41)   Конституционные законы  Французской республики 1875 года

Конституционные законы 1875 г. во Франции

Конституция Франции 1875 г. была принята в виде совокупности трех органических законов:

– об организации  государственных властей;

– об организации  Сената;

– об отношениях государственных властей.

Основные  положения Конституции 1875 г.:

– формой правления  Франции была избрана республика, главой государства являлся президент;

– президента республики выбирало Национальное собрание сроком на 7 лет, его полномочия были весьма обширны – имел право законодательной  инициативы, промульгировал законы, следил за их исполнением, руководил вооруженными силами, имел право помилования. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрассигнации одного из министров причем пост президента было запрещено занимать представителям правивших династий;

– законодательная  власть осуществлялась Национальным собранием, которое состояло из депутатов обеих  палат: Сената, состоящего из 75 пожизненных  сенаторов и 225 сенаторов, имеющих  возраст не менее 40 лет, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет  и Палаты депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием. Сенат  не мог быть распущен и обновлялся каждый год на треть, как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной  инициативы, осуществлял контроль за деятельностью правительства, решал вопросы войны и мира, назначал на все гражданские и военные должности. Палата депутатов первоначально принимала финансовые законы;

– исполнительную власть кроме президента также осуществляли Совет министров, министерства, Государственный  совет – члены назначались  президентом с согласия Совета министров  – совещательное учреждение по законодательным  и административным делам;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"