Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 54 вопроса по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы к экзамену.docx

— 119.68 Кб (Скачать)

– судебную власть осуществляли: Кассационный суд, Апелляционный суд, суды I инстанции, мировые судьи;

– местное  управление осуществляли следующие  административные единицы: департамент  – глава – префект, при нем  Генеральный совет, округ – глава  – супрефект, кантон;

– конституционные  законы не регламентировали организацию  и порядок проведения выборов. Специальный  закон устанавливал всеобщее мужское  избирательное право (с 21 года).

42)   Гражданский кодекс Наполеона  1804 года

Французский гражданский кодекс 1804

        Кодекс Наполеона, действующая  кодификация гражданского права  Франции, оказавшая решающее влияние  на развитие гражданского права  ряда буржуазных стран. Создавался  при непосредственном участии  Наполеона. Ф. Энгельс назвал  этот кодекс классическим сводом  законов буржуазного общества. Включает  нормы гражданского, семейного, процессуального,  частично трудового права. Уничтожив  феодальные привилегии, кодекс закрепил  свободу частной собственности,  провозгласив это право священным и неприкосновенным. В нём содержится открытое отступление от принципа формального равенства (например, оговорено формальное неравенство хозяина и работника). Женщины были поставлены в неравноправное положение в семейных и имущественных отношениях, их правоспособность и дееспособность были существенно ограничены.

         Ф. г. к. 1804 построен по т.  н. институционной системе (см. Институции). Со времени принятия  в него внесено значительное  число изменений.

43)    Конституция в Пруссии  1850 года

31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал  новую Конституционную хартию, которая  стала действующим основным законом  Прусского королевства.

Хартия 1850 года установила в Пруссии строй конституционной  монархии с выборным народным представительством. Однако главенствующей государственной  силой была признана традиционная монархия.

Король был  не только главой государства. Ему принадлежали значительные законодательные, административные и судебные полномочия, опиравшиеся в том числе на исключительные прерогативы короны. Король сохранил за собой ничем не ограниченное право объявления войны, заключения мира и договоров с иностранными государствами. Только торговые договоры должны были получать одобрение народного представительства. Ему принадлежало командование и управление армией и флотом, включая назначение на все должности. В сфере законодательства король обладал правом законодательной инициативы и, главное, правом абсолютного вето на решения парламента.

Важнейшим постановлением конституции было сохранение правительственной  власти за монархическими институтами: «Исполнительная власть принадлежит  одному королю; он назначает и отзывает министров; он предписывает обнародование  законов и издает распоряжения, необходимые  для их исполнения» (ст. 45). Ответственность  министров означала только обязанность  контрасигнатуры ими указов короля. Кроме всего, правительство сохранило  право «в случаях, когда того требует  сохранение общественной безопасности и... палаты не заседают» (ст. 63) издавать законы, не противоречащие конституции. Судебная власть отправлялась от имени  короля, и судьи также назначались  королем – формально пожизненно, но предусматривались значительные возможности их отстранения и  «временного удаления».

 

Представительный  орган (ландтаг) получал право законодательной  инициативы и принятия законов (которые  затем утверждались королем). Ландтаг  состоял из двух палат. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям  и причастности к государственной  службе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Формально конституция  установила всеобщее избирательное  право (мужчин, старше 25 лет и обладающих цензом оседлости в общине). Однако право было неравное и осуществлялось по куриальной системе. Система основывалась на двухстепенном порядке голосования  и неравенстве распределения  голосов выборщиков, которые, собственно, и избирали депутатов. Для избрания выборщиков избиратели «первой степени» делились на три разряда, соответственно сумме уплачиваемых налогов. Каждый разряд избирал свою треть выборщиков (хотя бы полагающуюся для разряда треть налогов общины уплачивал всего один человек). Это создавало огромную диспропорцию между голосами обычных избирателей и богатых собственников. В принципе приемлемое для организации местного самоуправления правило было перенесено на политический орган представительства, что деформировало его социальный состав и политические устремления.

Созывались  и распускались палаты королем. Ему  же депутаты приносили присягу на верность.

Конституция формально ликвидировала старый сословный строй, провозгласив равенство  перед законом и отмену привилегий. Особым разделом конституции были гарантированы  свободы личности и религии, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности  и ее неотчуждаемость. Граждане подлежали только обычному суду, наказания могли налагаться только на основании закона; упразднялся институт гражданской смерти, а также конфискация имущества. Наука и обучение ей провозглашались свободными. Декларировались свободы мнений, печати, невооруженных собраний, организации обществ и подачи петиций. Устанавливалась всеобщая , воинская обязанность.                                        

Конституция, однако, предусмотрела возможность  приостановления действия постановлений  о гражданских правах и свободах в случае войны или угроз общественному  порядку. Это подзаконное понимание  гражданских прав стало в дальнейшем одной из особенностей германского  конституционализма.

 

Сложившаяся в германских государствах за первую половину XIX в. конституционная монархия сформировала свой особый тип конституционализма с сильной правительственной  властью монарха и подчиненным  положением народного представительства. Этот тип конституционной монархии формировался не столько вследствие революций, сколько как компромисс и реакция на нее. Несмотря на свои германские корни, такая форма конституционной  монархии получила большое распространение  в Европе в XIX в. и затем в мире.

44)    Развитие немецкого  конституционализма в первой  половине 19-го столетия

Конституционализм в Германии формировался под сильным воздействием французских  государственно-правовых идей.Большой  вклад немецкой классической философии в строительство конституционного государства. Представители одного поколения И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель разработали, в рамках философской теории, концепцию будущего германского государства. Парижский договор (май 1814 г.) явился прообразом конституции, закрепившей устройство немецкого федеративного государства1. Важнейшие элементы этой конституции вошли затем в решения Венского конгресса от 9 июня 1815 г. и, тем самым, были поставлены под защиту подписавших их государств. Решением пленарного заседания Союзного совета 8 июня 1820 г. Венский акт был признан основным законом Союза, равным по силе и значению Союзному акту.

      Германский  союз образовал несущую конструкцию  немецкого государства. Хотя по  закону каждое союзное государство  было иностранным по отношению  к другим, существование Союза  можно признать вкладом в развитие  национального самосознания. Споры  между союзными государствами  должны были разрешаться, в  соответствии со статьей XI Союзного акта, третейским судом. 16 июня 1817 г., в развитие статьи XI разработан процессуальный документ «О порядке разрешения споров внутри Германского союза».

Конституции, принятые в период с 1816 по 1830 г. в  большинстве юго-западных государств, не отличались своеобразием: монарх «божьей  милостью», двухпалатный, контролируемый монархом сословно-представительный орган  – ландтаг, назначаемое и ответственное  перед монархом правительство. Конституции  Баварии (1818 г.), Бадена и Вюртемберга (1819 г.), Гессена (1820 г.) и Саксонии (1830 г.) относились  к пактированным, то есть, договорным; южно-немецким князьям при осуществлении своей власти приходилось опираться не только на монархическо-бюрократическую систему, но и считаться с мнением собственных граждан. Формально конституции были не следствием единоличной воли короля, а результатом соглашения короля с земскими чинами и прежним сословным представительством, которое специально для этого созывалось. Князья искали способ объединения избыточной монархической власти с гражданскими свободами .

     Понятие «основных прав» еще  не вошло в привычный оборот, но гарантированные конституциями  права рассматривались как «всеобщие», «гражданские права», которые по  содержанию соответствовали основным  правам. В конституционных гарантиях  о свободе личности, мнения, собственности,  свободе выбора профессии, а  также в определениях о гражданстве  развивались основные формы современного  государственного и общественного  устройства эпохи модерна . Важнейшие программные элементы южно-немецких конституций были сориентированы на установление гражданского равенств

45)    Германская Империя  по конституции 1871 года. 

Объединение Германии было закреплено конституцией, принятой специальным Учредительным  рейхстагом 16 апреля 1871 г. Конституция  Германской империи 1871 г., состоявшая из 78 статей, воспроизвела многие идеи конституции  Северо-германского союза 1867 г., дополнив их некоторыми положениями “оборонительных договоров”, заключенных с южно-германскими государствами.    По форме государственного устройства Германская империя являлась федерацией, построенной на территориальной основе. Члены федерации (общее число которых составляло 27) подразделялись на три группы. В первую группу входили 22 монархии, среди которых было 4 королевства (Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг), 11 великих герцогств и 7 княжеств. Вторую группу составляли т. н. “вольные города” с республиканским устройством (Бремен, Гамбург, Любек). В третью группу (“имперские земли”) входили Эльзас и Лотарингия, аннексированные у Франции в период франко-прусской войны; управление ими осуществлялось непосредственно имперским правительством. 
   Союзные органы были наделены сильными полномочиями, тогда как автономия отдельных членов федерации, именовавшихся землями, была весьма ограниченной. Германской империи в лице ее союзных органов принадлежало исключительное право на законодательство об армии и флоте, о налогах и таможенных сборах, системе мер и весов, чеканке монеты, финансовой и экономической деятельности, путях сообщения, почте и телеграфе, на законодательство об основах уголовного и гражданского права, основах судопроизводства и др. Предоставляя субъектам федерации определенные права в решении местных дел, конституция закрепляла приоритетное положение имперского законодательства перед законодательством отдельных земель. По форме правления Германия становилась конституционной монархией. Главой государства, которому присваивался титул императора (кайзера), мог быть только король Пруссии. Полномочиям императора как носителя верховной власти была посвящена глава IV конституции. Кайзер являлся верховным главнокомандующим, назначал и смещал всех имперских должностных лиц (включая главу правительства —рейхсканцлера), осуществлял представительство во внешних сношениях (объявление войны и заключение мира от имени империи, подписание международных договоров, прием и аккредитация послов и т. д.). Император обладал правом законодательной инициативы; он обнародовал законы и наблюдал за их исполнением, издавая для этой цели соответствующие указы и распоряжения. Ряд своих полномочий (объявление войны, заключение мира и международных договоров) император мог осуществлять лишь с согласия верхней палаты парламента. 
   Парламент Германской империи состоял из двух палат: Союзного совета (бундесрата) и Имперского собрания (рейхстага). Союзный совет (бундесрат) являлся верхней палатой. Он составлялся не из избираемых народом депутатов, а из представителей государств — членов федерации в лице министров или их уполномоченных, назначаемых местными монархами и правительствами.   Нижняя палата парламента — Имперское собрание (рейхстаг)— избиралась сроком на 3 года (с 1888 г.— на 5 лет) на основе равных и прямых выборов при тайном голосовании.    Правительства отдельных земель, входивших в состав федерации, занимались в основном проведением в жизнь общеимперских законов, которые, как было отмечено ранее, обладали юридическим приоритетом над законами земель. 
   Таким образом, германская федерация обладала следующими специфическими особенностями по сравнению с другими федерациями, известными до того времени в мировой практике конституционного строительства: 
   1. Широкие полномочия федеральных (общеимперских) органов за счет явного ущемления прав членов федерации. 
   2. Неравенство прав членов федерации, проявляющееся, в частности, в неравном представительстве в верхней палате парламента. Следствием этого являлось юридически закрепленное преобладание одного из членов федерации (Пруссии) над всеми остальными. 
   3. Особый способ формирования верхней палаты парламента — из представителей правительств, а не парламентов или граждан отдельных членов федерации. 
   4. Отсутствие общеимперской администрации (кроме канцлера и ограниченного числа статс-секретарей). 
   Поскольку в конституции Германской империи не было проведено четкого разграничения законодательной и исполнительной власти, фактически сложился режим с явным преобладанием исполнительной власти над законодательной. Никакого влияния на исполнительную власть рейхстаг оказать не мог; принцип “ответственного министерства”, свойственный английской модели конституционной монархии, германской государственной системе остался неизвестным. Конституция не предусмотрела никаких механизмов ответственности, которая была бы возложена на органы исполнительной власти.

 

46)    Возникновение и развитие  Византии

Четвертый век  — период разложения и распада  прежде едином и могущественной Римской империи. Сложные внутренние социальные процессы, происходившие в ней. тесно связанные с натиском варварок в периферийных областях, привели к перемещению политического центра в пределы экономически более сильной восточной части империи. Идеологически основы рабовладельческой формации подтачивало христианство, провозгласившее единение рабов и свободных.

В 313 году христианство было объявлено государственной  религией, а в 330 году столица империи  была перенесена в Византии — город  мл берегу Босфора, переименованный  в честь императора Константина в Константинополь. В 398 году государство распалось на Восточную и Западную империи. Первая из них получила наименование Византийском империи. В отличие от Западной, просуществовавшей после этого неполных 100 лет. Восточная — Византийская империя проявила себя как жизнеспособный государственный организм. Византия была процветающим городом, так как собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно, вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. После разрушения города римским императором Септимием Севером (193-211) Византия была низведена в ранг второстепенных городов. Новая история Византии связана с именем императора Константина (312-337). Это история Византии-государства, Византии-империи. Константин знаменит в истории тем, что решил воссоединить Римскую империю, распавшуюся к тому времени на две части. А также тем, что после победы над своим соперником Максенцием он предоставил свободу любым религиозным учениям, в том числе и христианству, которое до этой поры подвергалось преследованиям. В 330 г. он переносит свой двор в Византию, отныне она носит имя Константинополь и остается столицей империи более тысячи лет.Ухудшение положение империи через арабские завоевания и начало   вторжение славян. Территория империи сократилась почти вдвое, обветшали   города. Состоялась "варваризация " империи - "варвары-славяне"   поселялись на землях Византии и становились подданными императора. Значительную роль в   тот тяжелый для империи время сыграли императоры новой Исаврийскойдинастии. Основатель династии Лев III Исавр сумел   остановить захват арабами земель империи и фактически спас ее от   гибели.

Время правления  императоров Македонской династии. "Золотое время" Византии.   Это была эпоха возрождения империи. Опять росли города, развивались   торговые связи с Западом и  Востоком, а Константинополь стал богатым   городом Европы. Пиком  развития Византии того времени считают  правления   императора ВасилияII. Почти непрерывные   войны, которые вел император, превратили Византию в сильнейшее государство Европы,   но одновременно и истощили ее силы, что стало причиной ее последующего упадка. В   1071 турки-сельджуки нанесли империи сокрушительное поражение и захватили ее   территорию в Малой Азии.Время нового подъема Византии. Его можно назвать "эпохой Комнинов ": Императоры этой династии на следующие сто лет   вновь возродили славу и силу империи. Выдающейся личностью того времени   стал Алексей И Комнин. Именно он сумел, во времена, когда   гибель Византии казалась неизбежной, избежать ее. Век Комнинов закончилось смутой, что 1204 привела к   захвата Константинополя крестоносцами и образования на месте империи целой   ряда государств.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"