Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 54 вопроса по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы к экзамену.docx

— 119.68 Кб (Скачать)

 Суд, его органы  и процесс в древних Афинах

  В Афинском государстве существовали  следующие судебные органы:

Ареопаг. Разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах. Убийство считалось  делом, вызвавшем гнев богов и поэтому приобретало религиозное значение. Убийца мог удалится в изгнание и тем самым избавится от осуждения.

Суд эфетов разбирал дела о неумышленных убийствах, дела об убийстве метэков, о нанесении увечий, об убийстве, дозволенном законом, нечаянное убийство, случаи причинения смерти животными и предметами.

Коллегия одинадцати, ей были подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Суд "сорока мужей". В нем рассматривались  имущественные дела на сумму не свыше 10 драхм. Он вел свое начало от "судей  по демам".

Суд диэтов. В нем рассматривались дела на сумму более 10 драхм т.е. по большинству имущественных тяжб. Апелляция на его решение подавалось в гелиэю.

Гелиэя была важнейшим судебным органом в Афинах. Первая инстанция по важнейшим судебным делам и апелляционной инстанцией.

  Начинать судебный процесс  имели право только полноправные  граждане. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего, процесс graphe-по заявлению любого полноправного гражданина. Существовал особый разряд профессиональных доносчиков-сикофантов. Вызов в суд производился истцом, при неявке дело могло слушаться заочно.

  Должностное лицо, получив жалобу начинало само расследование дела, при этом обвиняемый или ответчик могли подать возражение по поводу этого paragraphe. В качестве свидетелей могли выступать и свободные, и рабы, не могли - женщины и несовершеннолетние. По окончании анакризиса - предварительного расследования, все обнаруженные доказательства помещались в сосуды - ехины, запечатывались и ссылаться теперь можно было только на них. На судебном заседании стороны произносили речи, было принято воздействовать на судей всеми способами(привод на заседание целой лайбы родственников). Заседание заканчивалось тайным голосованием, при равенстве голосов, подсудимый считался оправданным. Иногда проходило голосование о мере наказания. Допускалась апелляция к гелиэе на решения всех судебных органов, ее решения окончательны и обжалованию не подлежат. При неуплате в срок, сопротивлении ответчика, истец возбуждал процесс об исполнении решения.

  1. Реформы Солона и Клисфена, и их роль в развитии Афинского государства

Афинский  аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих рабов на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.

Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие были зачислены в один четвертый и последний разряд.

По предложению  Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно.

Реформы Клисфена были напрвлены на ликвидацию старых племен. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территорий, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории - городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение изгнание из государства как мера наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане.

Помимо  этого, страна была поделена на наименьшие районы. Их было около ста. Совет  четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот.

  1. Расцвет Афинской демократии в пятом веке до нашей эры. (реформы Перикла)

С именем Перикл связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения гос-х должностей была признана за всеми полноправными фажданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграничение за исполнение гос-х должностей. Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет античное, классовое землевладение. Рабы превращаются в основную производственную силу. Гос-е рабы эксплуатируются в рудниках и каменоломнях, частные рабы - на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов в 4 раза превышает численность свободных афинян. Обостряются отн-я между афинянами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами), число кот-х достигло половины афинян. Метеки, занимающиеся торговлей и ремеслом, существенно ограниченны в имущественных нравах, полностью лишены права участвовать в политической жизни. Афинская демократия вступила в эпоху своего расцвета. Реформы середины V в. Э, П, К сыграли в этом важную роль.

  1. Возникновение Римского государства (реформы Сельвия Туллия)

Римское государство является последним  образцом типа рабовладельческого государства. Периодизация Римского государства  следующая:1) период разложения родового строя и возникновение римского рабовладельческого государства (753—509 гг. до н. э.); 2) период республики (509-27 гг. до н. э.). Период высшей ступени развития рабовладельческого общества и государства  в Риме;3) период монархии (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.).

Последний делится на два этапа:а) принципат (27 г. до н. Э.-284 г. н. э.);б) доминат (абсолютная монархия) (284—476 гг.н. э.). На данном этапе происходит кризис и разложение римского рабовладельческого общества и государства.Первоначально территорию Рима занимали триплемени (трибы): латиняне, собиняне, эльтруски.Каждое из них состояло из ста родов, объединенныхв 10 курий. Род был единственной сложившейся еди-

ницей и, подобно греческому роду, был отцовский.Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации среди римлян возникает неравенство. В противовес роду усилилась патриархальная семья, выделились отдельные знатные семьи, члены которых стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на право вступать в Сенат, становиться военными вождями - эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи пополняли слой кабальных рабов и людей, находящихся в различных видах зависимости.

Население древнеримского государства-полиса составили  две основные группы: собственно Рим ские граждане, так называемые патриции, и их об щественные антагонисты - плебеи. Первые были

полноправными гажданами и потомками знатнейших римских родов, происхождение вторых не ясно и спорно. Несомненно только то, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Для исторического этапа перехода от царства к республиканскому правлению характерны были некоторые пережитки родоплеменной организации. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образо- вывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее Народное собрание римской общины (куриатные комиции), решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, ка-

сающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления - VI в. до н. э. Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось 8 100 тыс.

ассов (асе - мелкая римская монета); ко второму разряду - в 75 тыс. ассов, к третьему - в 50 тыс. ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тыс. ассов (18 центурий). Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен): первый разряд 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30.

Одну-единственную центурию составили граждане, которые  не имели имущества. Их называли пролетариями (от римского «пролес» - «потомство»). В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Город был разбит на четыре территориальных окру-

га - трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой

плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства. Заслуживает упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров (125 га). Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т. е. права распоряжения имуществом. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

  1. Государственный строй Рима во время республики

В конце VI в. до н. э. в Риме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали  выбирать двух консулов. С этого  времени начинается история Римской  республики, просуществовавшей около 500 лет. Главным органом власти Римской  республики был Сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен.

Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, - цензоры. Для большинства сенаторов  назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал

перед тем  какой-нибудь важный пост. В ведении  Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т. п. Не будучи судебным органом, Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Аристократическая по своей сущности, Римская республика сохраняла многие важные институты народовластия, и прежде всего народные собрания. С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. В Древнем Риме существовало два вида народных собраний - центуриатные и трибутные. Первые считались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников (магистратов) республики: консулов, преторов, цензоров и др. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.В Римской республике правительственная власть складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на один год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Но каждый из них мог наложить запрещение - вето - на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью «cum imperium». Консулы были высшими магистратами республики. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов. В то же время ни консулы, ни преторы не имели права непосредственного руководства другими коллегиями.Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибун не мог отлучаться из Рима, трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление Сената. В полномочия трибун входило право арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Армия в Риме строилась на началах самой строгой дисциплины. В отношении всех своих солдат и офицеров командующий имел право смертной казни. В особых случаях нарушения воинского долга прибегали к децимации - казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, - по жребию.

  1. Установление монархической формы правления в Риме (принципат, доминат)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"