Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Понятие права, его сущности - основной вопрос, традиционно рассматриваемый теоретической юриспруденцией. Теория права, сложившаяся в античное время, нашла в учении Аристотеля понятие политической справедливости и идеи естественного права. Она связана с именами Сократа, Цицерона, римских стоиков. В средние века право ассоциировалось с божественным установлением, получив развитие в богословских трудах Фомы Аквинского. Естественно правовая теория окончательно нашла свою научную основу в период завершения и разложения феодализма, во времена подготовки буржуазных революций 17-18 вв. Виднейшими ее представителями были голландский государственный деятель и философ эпохи просвещения Гуго Гроций, сделавший вывод о том, что " право имеет своим источником волю ".

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права…….….6
1.1 Понятие права.……………………………………………………………..6
1.2 Сущность и признаки права……………………………………………....8
1.3 Основные принципы права………………………………………………11
2. Типы права. Правовые семьи и их типология……………………………...13

3. Формы права: понятия и виды. Источники права……………………...….19

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

тгип курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Институционность права заключается в том, что правовые нормы издаются (санкционируются) властью в строго определенных формах, каковыми служат различные правовые источники (право составляют действующие юридические нормы). К формам выражения права относят: правовой обычай, судебный прецедент, договор нормативного содержания, нормативный акт. Право "… складывается из системы норм, выраженных в строго определенных формах, преимущественно в законах, и изданных на их основе подзаконных нормативных актах, общенно именуемых законодательством." [12]

Именно нормативный признак права подчеркивает его единство и однопорядковость, стремление к законности и правопорядку, правовому обеспечению стоящих перед обществом задач.

Властно - регулятивный характер права говорит о праве как об особом государственном регуляторе общественных отношений. В обществе регулятором общественных отношений выступают обычаи, нормы общественных объединений, мораль. Право отличается от них однотипностью с государством, единством с ним, тесной связью с государственными механизмами. Регулирующее воздействие права влечет за собой определенные юридические последствия для граждан. Регулируемые правом фактические отношения  становятся правовыми отношениями. Таким образом право выступает регулятором общественных отношений - критерием законного и незаконного поведения, являясь их официальным критерием, определителем свободы.

Право не тождественно закону. Закон - лишь одна из форм выражений права. Закон, не отвечающий идеям права, его природе, может быть признан не действительным, и правом уже не являться (об этом наглядно свидетельствует деятельность Конституционного Суда РФ, который следит за соответствием законов и подзаконных актов Конституции РФ, международным соглашениям и т.п.).

И так, "право есть система общеобязательных, формально - определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений." [13]

1.3. Основные принципы права.

Принципы права - это его ключевые идеи, выражающие его суть. В переводе с латыни "принцип" означает первооснову, отправное положение. Принципами права называют органически присущие праву качества: принцип социальной справедливости, равноправия граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание убеждения и принуждения, демократизм.

Принцип социальной справедливости призвана охранять вся правовая система государства, служит ее защите и выражению. Этот принцип находит воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания.

Принцип равноправия граждан является следствием этого принципа и одним из признаков демократии. Он означает как равенство всех перед законом, так и равенство возможностей, равенство между представителями противоположных полов.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что права и свободы личности сочетаются с обязанностями личности перед обществом. Без обязанности не бывает права, иначе равновесие было бы разрушено. Принцип гуманизма закреплен в Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью." [14]

Убеждение и принуждение в праве - одно из проявлений справедливости, гуманизма и демократизма.

Убеждение и принуждение - методы руководства общества государством. Разумное сочетание их - вот задача правового государства. Убеждение содержит сами нормы права. Знакомясь с ними, граждане убеждаются в их необходимости. К убеждению также относят правовоспитание, всенародное обсуждение законопроектов и т.п.

Принуждение, согласно Конституции РФ - средство исправления и перевоспитания. Арсенал его воздействия разнообразен: от мер пресечения, до юридической ответственности, санкции.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализует себя в политике и экономике через государственные и правовые институты.  

Перечисленные принципы распространяются на всю систему прав. Эти принципы лишь подтверждают то, что лишь те законы разумны и действенны, которые отвечают природе человека.

2.     Типы права. Правовые семьи и их типология.

 

В современном мире каждое государство имеет свое право, но бывает и так, что в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих друг с другом правовых систем. Свое право имеют и негосударственные образования: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе международные и внешнеторговые отношения. Право - продукт цивилизации, и потому национальная система права, являясь "внутренней картой" национального права, создает "карту мира" права, которая показывает принадлежность ее какой либо правовой семье. "Классификация означает распределение тех или иных национальных систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев". [15]

Через сопоставления и анализ одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового развития, его направления и этапы.

"Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много". [16]

Классификация означает распределение национальных систем, в зависимости от критериев, по типам.

"Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства". [17]

Она отражает культурные, экономические, политические особенности конкретного общества.

Совокупность национальных правовых систем образует правовую семью. Она основывется на общности структуры права, исторического пути его формирования, общности источников. Своеобразие правовой семьи определяется ее источниками: юридическими, культурно- историческими, духовными (религия, этика).

В соответствии с этим выделяют следующие правовые семьи: общего права (основной источник - судебный прецедент, т.е. судебное решение по конкретному делу, обоснование которого для ниже стоящих судов является образцом решения аналогичных дел), романо - германскую (правоприменитель сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой (в виде закона или кодекса) и в ней находит решение, обычно -традиционную, мусульманскую, индусскую, славянскую.

Рассмотрим наиболее характерные черты названных правовых семей.

Семья общего права. Включает право Англии и стран последовавших образцу английского права. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами. Специфика общего права состоит в том, что в качестве источника права существует огромное количесво судебных решений (прецедентов), которые служили образцами для аналогичных дел, которые рассматривались другими судами. Нормы общего права носят казуистический, т.е индивидуальный характер. "Общее право было создано судьями, разрешавшие споры между отдельными лицами. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота - немедленное восстановление статус кво, а не установление основ социального порядка".[18]

Также, как и романо-германское право общее право получило в определенный период широкое распространение в мире в силу причин колонизации.

В общем праве существует автономизация судебной власти от любой государственной власти, что нашло выражение в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

Романо-германская правовая система. Эта семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.

В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.

"В силу исторических причин право выступает как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается  основой юридической науки." [19]

    Судья, рассматривая конкретное дело, лишь классифицирует его. Это вовсе не исключает творческого и самостоятельного начала: нужно вникнуть в природу ситуации, чтобы применение права было сообразно его природе.

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

В результате колонизации романо- германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей.

Страны романо-германского права и страны общего права неоднократно соприкасались на протяжении веков. "И там, и здесь право испытывало влияние христианской морали, а гсоподствовавшие, начиная с эпохи Возрождения,  философские течения выдвинули на первый план идеи индивидуализма, либерализма, понятия субъективных прав. Общее право и сегодня сохраняет структуру, весьма отличающуюся от права романо-германской семьи, но при этом возросла роль закона и методы, используемые каждой  из этих семей, сблизились. Норма права все более и более  понимается в странах общего права также, как и  в странах романо-германской семьи, и из этого следует, что, по существу,  и там, и здесь по ряду вопросов принимаются очень сходные решения, основанные на одной и той же идее справедливости". [20]

"Решение, которое выносит судья в результате толкования юридических норм, является источником права, т.е. судья творит норму права. Это уже проявление мудрости." [21] Это лишь доказывает глубокую взаимосвязь мирового правового развития, единство правового регулирования.

Правовые системы, основанные на религиозном и традиционном регулировании, в которых право не рассматривается как результат деятельности человека, а тем более государства, разделяют на традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые. К странам традицонного права относят Японию, страны Тропической Африки. В основе же религиозной правовой системы лежит система вероучения.

Источником мусульманского права является Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга всего исламского мира, состоит из высказываний пророка Магомета, которые он совершал в Мекке и Медине. В этих высказываниях содержится и нормативно- юридические установления.

Сунна представляет собой сборник норм- традиций, которые служат образцами для мусульман.

Иджма - комментарий ислама, составленный докторами исламской религии. Они заполняют существующие пробелы в религии. Юристы практики ссылаются на эти сборники норм. Несмотря на усиление закона, как источника права, нельзя не сказать о роли именно этих норм, особенно в исламских странах с теократическим правлением.

"Право, связанное с религией или с определенным мировоззрением, может не применяться судами, а индивидуумы не обязательно следуют ему в своей деятельности. И тем не менее такое право оказывает существенное влияние как на людей, так и на правоприменительные органы." [22]

Славянская правовая семья. Это ветвь правовой цивилизации включает в себя государства бывшего социалистического лагеря: СССР, ГДР, СФРЮ, ПНР, Болгарию, Венгрию, Чехословакию.

Славянская правовая общность основывается на специфике правовых ценностей  славянских стран.

"Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические и специальные юридические основания в правовой культуре России и ряда восточно-европейских стран. Славяне, имевшие уже в VI - IX веках свои государственные образования, сформировали основы самостоятельной культурной традиции и стали "прямыми" наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточно- европейской культуры". [23]

Этими особенностями русского права следует считать самобытность русской государственности, которая была всегда тесно связана с правовыми традициями. Особый уклад экономической жизни, сельской общины, основанной на принципах "круговой поруки", взаимопомощи, традициях местного  самоуправления. Особый статус личности, в котором преобладал "миръ" над индивидумом.

Особое значение православия, с его уклоном в сторону духовной, не материальной жизни, особом "благочестии". "Это соединение жизненного опыта в общем и индивидуальном созерцании происходящего, выработка к нему отношения заново в каждом конкретном случае… " [24]

Правовой массив, каковыми является право Российской империи и советское право, являются источниками российской правовой системы, и будет идентифицироваться как правовая семья восточно- славянских народов. Ее место в мировой правовой карте еще следует определить.

Информация о работе Теория государства и права