Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

шпоры по ТГП с кафедры.doc

— 437.00 Кб (Скачать)


Вопрос  №

 

Предмет и система  теории государства и права

Каждая наука имеет  свой предмет исследования, под которым  понимается изучаемая ею сторона  объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено и научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением.

Теория государства  и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.

Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Особое место в нашей  науке должно занимать учение о российской государственности, ее исторических, национально-культурных корнях и традициях, о настоящем и будущем российского государства и права.

Систему курса теории государства и права.

В целом систему курса  теории государства и права можно разделить на три части:

1. теория о праве

2. теория о государстве

3. сравнительное правоведение

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

 

 

Методология ТГП

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Имеет его и ТГП. Методология (от греч. “метод” – путь к чему-либо и “логос” – наука) – это  теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания. Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека.

Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области – ТГП, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.

 В ТГП познание  имеет своей главной целью  выяснение истины для того, чтобы преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный критерий – практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие мысленные образы, которые выработались в длительной исторической практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т.е. явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в своей исторической истинности в качестве установок на творческое преобразование существующих условий.

Обобщая закономерные связи  природы и общества, философские  категории выступают и как  категории мышления, познания и поэтому  имеют общее методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого  познания, являются одновременно и логическими категориями.

ТГП, используя уже  выработанные понятия (категории), изучая данные институты под углом зрения содержания этих категорий, прослеживает, какое выражение они получают в исследуемой области.

ТГП, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений, вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права, вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений действительности.

ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений использует:

а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т.п.);

б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование);

в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория государства  и права в системе юридических  и других общественных наук.

Система юридических наук. разделена на три уровня. Нижний уровень составляют  прикладные юридические науки.  криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие. Эти науки ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают. Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки. К ним относятся науки конституционного, административного, гражданского, уголовного права и т.д. Эти науки изучают различные отрасли права. Они тоже тесно связаны с практикой,  но формулируют и теоретические положения фундаментального характера, верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве. К ним относятся теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Эти науки более всего отстоят от практики (хотя определенным образом тоже с ней связаны), в связи, с чем иногда их именуют фундаментальными теоретико-историческими науками. Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений. Также достаточно тесно связана она с отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками.

ТГП В системе гуманитарных наук 

Теория государства  и права и философия. Философия — наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Теория государства и права имеет с этой наукой, пожалуй, самые глубокие и прочные связи. Творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса.

Теория государства  и права и экономические науки. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.

Теория государства  и права и социология. Социология — одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Социология изучает также закономерности социального поведения людей, его мотивацию.

Теория государства  и права и политология. Главное назначение политологии — изучение политики, политических институтов, систем и процессов. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества.

Теория государства  и права и социальная психология. Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенностями общественной жизни.

Материалистическая  концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права.

Поэтому, она вполне имеет  право на существование, наравне  со всеми остальными концепциями  и точками зрения. Наиболее полно  материалистическая теория изложена в  работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение изучаемого феномена. Для классовой теории характерен последовательный материалистический подход. Она исходит из того, что государственная власть приходит на смену родоплеменной организации общества в силу коренных изменений в экономической сфере, крупнейших разделений труда, связанных с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена (класса купцов), которые привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше, чем это было нужно для поддержания жизни. В результате в обществе сначала наметилось, а затем, по мере разделения труда, быстро усилилось имущественное расслоение. Имущественное неравенство повлекло за собой неравенство социальное: «…возникло общество, которое в силу своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и рабов, на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, – общество, которое не только не могло вновь примирить эти противоположности, но должно было всё больше обострять их.

Одни из первых – теологические (традиционная для католиков и  ислама). Они исходят из креационного создания государства: Бог создал государство, выбрав посредника (церковь), а они уже представляют его власть в государстве.

Договорная теория –  это общественный договор, когда  люди, пребывавшие в состоянии  хаоса и постоянного конфликта  договорились передать часть своих  прав государственной власти.

Теория насилия –  старая, сейчас не применяется. К ней  обращались Каутский и Дюрер, но на самом деле они ее не пропагандировали, а лишь старались представить  как один из методов образования  государства. На самом деле пропагандировал  ее Макиавелли.

Ирригационная теория –  люди объединялись ради совместных усилий по рытью больших ирригационных  сооружений вдоль рек, чтобы прокормить растущее население.

Кризисная теория - обобщает и выводит создание классов из экологических катастроф. Особенно важная роль уделяется глобальному похолоданию 40 тысяч лет назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология государства: формационный и цивилизационный  подходы.

Классово-формационный подход к типологии государства до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Типом государства называлась “совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно-экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы”. “Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государствам единой общественно-экономической формации”. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью. Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государства. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типовой классификации государств является понятие “цивилизации”. Английский историк А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизованный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным, а поэтому не носит исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.

Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия “формация” состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Цивилизованный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую. политическую, социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не классово обезличенный индивид.

Цивилизованный подход, позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"