Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

шпоры по ТГП с кафедры.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и способы  толкования норм права

Толкование  правовых норм – деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по уяснению и разъяснению правовых норм.

Оно состоит  из 2 этапов:

1) Уяснение смысла  и содержания норм (для себя)

2) Разъяснение смысла  и содержания правовых норм (во  вне) для адресата правоприменения.

 

Способы толкования правовых норм:

1) Грамматический –  означает уяснение текста грамматических  форм (род, падеж, число, склонение и т.д.). Означает уяснение терминологических выражений, морфологических и синтаксических структур.

2) Систематический – означает выяснение нормы среди других правовых норм.

3) Историко-политический  – означает выяснение для правоприменителей  обстановки в которой создавалась эта норма.

4) Логический – означает  использование законов формальной  логики.

5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.

6) Телеологическое (целевое)  толкование направлено на уяснение  целей издания правовых актов.  Разумеется, подобное толкование необходимо не всегда.

7) Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные  акты.

Толкование  норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.

Термин “толкование” употребляется в трех различных  смыслах:

  1. уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим (толкование по способу);
  2. принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснения содержания правовой нормы;
  3. интерпретация, т.е. выяснение соотношения объема толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:

Грамматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта, выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие. Специально-юридический способ – это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники.

Логический способ толкования – это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта.

Толкование-разъяснение различается по субъектам:

  1. официальное
  • официальное легальное
  • аутентичное (разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму.

2) неофициальное (разъяснение исходящие от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм, не имеет юридической силы.

  • доктринальное (от ученых-теоретиков и юристов-практиков)
  • профессиональное
  • обыденное

Толкование-интерпретация необходимо в том случае, если на лицо формальное несовершенство закона, т.е. недостатки в юридическом оформлении мысли законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической формой его выражения.

Истолкование нормы  права в точном соответствии со смыслом  текста статьи закона называется буквальным, или адекватным, толкованием.

Толкование по объему:

  1. буквальное
  2. ограничительное
  3. расширительное

Если необходимо истолковать  норму несколько уже или шире буквального смысла статьи, то истолкование называется ограничительным или расширенным.

Понятие и виды правоприменительных актов.

Официальной формой и  итогом выражения правоприменительной  деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.

Акт применения права — это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Поэтому классификация правоприменительных  актов на виды может проводиться по различным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства — Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений.

5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся  на словесные и конклюдентные. Словесные  акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права

6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

 

 

 

Понятие и типология  правомерного поведения.

Правомерное поведение - это деяние субъектов, соответствующее  нормам права и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения: - находится в установленных законодательством  рамках (формальный аспект); - социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект); - является осознанным, что составляет его субъективную сторону.

Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется: 1) на необходимое (служба в армии);

2) желательное  (научное и художественное творчество);

3) допустимое (отправление религиозных культов).

Наиболее  распространена классификация правомерного поведения в зависимости от его  мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется:

1) на социально-активное (это высшая форма правомерного  поведения, выражающаяся в высоком  уровне правосознания и правовой  культуры, ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не  из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения наиболее социально значим, ибо связан с реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни принципов права, законности, порядка);

2) конформистское (это деяние, основанное на подчинении  правовым предписаниям без их  глубокого и всестороннего осознания,  без высокой правовой активности);

3) маргинальное (это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правонарушение: понятие, признаки, состав

Правонарушение - действие или бездействие, имеющее противоправный характер т.е. нарушает запреты, не исполняет обязанности или не исполняет нормы права.

Правонарушение - это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Правонарушение - социальный и юридический антипод правомерного поведения, их социальные и юридические признаки противоположны. Правонарушение есть разновидность антисоциального, противоправного поведения. В социальном смысле это поведение, противоречащее или способное причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам и обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений.

Состав правонарушения - система признаков правонарушения в единстве его объективной и  субъективной стороны, необходимых  и достаточных для возложения юридической ответственности. Он включает в себя субъекта правонарушения, объект правонарушения, объективную и субъективную сторону правонарушения.

Признаки  правонарушения:

1) Общим признаком  правонарушения является его  свойство порождать юридическую ответственность.

2) Другим общим признаком  является состав правонарушения. (Из тетради, далее – из учебника)

- любое правонарушение - это всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека.

- противоправность - следующий весьма важный признак правонарушения. Не всякое деяние - действие или бездействие - является правонарушением. А лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон.

- Одним из важнейших  признаков правонарушения является  наличие вины. Вина - это психическое отношение лица к совершенному им общественно-опасному деянию, предусмотренному нормативно-правовыми актами, и его общественно опасным последствиям. Элементами вины являются сознание и воля, которые образуют ее содержание. Вина характеризуется двумя компонентами: интеллектуальным и волевым. Различные сочетания интеллектуального и волевого элементов, предусмотренные законом, образуют две формы вины - умысел и неосторожность.

- Правонарушение совершается  людьми деликтоспособными, т.е. способными контролировать свою волю и свое поведение, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия. Деликтоспособность определяется в законах и других нормативно-правовых актах.

- Наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, и наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"