Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

шпоры по ТГП с кафедры.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

Ценность российского  права - есть его способность к  выражению духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершенность  и целостность с культурой.

Российская правовая идея нуждается в самопознании, выявлении  и активизации в политической культуре российского общества. Это возможно лишь в рамках своеобразной и во многом новой для России консервативной правовой революции, которая будучи направлена не на разрушение, а на исключительно понимание всего существующего, накопленного Россией на самых различных этапах ее политической истории, должна привести, в конечном счете, к самораскрытию права как элемента национальной общероссийской культуры.

Россия провозгласила  движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом, качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также восприятия некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе "общего права".

Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и  верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Англосаксонская правовая система

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и историческом пути его формирования.

 

Иначе ее называют семьей общего права. (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

Исторически она сложилась  в  Англии, и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии (период становления – 10-13 века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся общественных отношений и на их основе вырабатывали свои юр. принципы. Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они основывались, была обязательной для всех судов и т.о. составила систему общего права. Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного кол-ва судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых др. судами. Кроме общего права в систему общего права входят статутное право (законодательство) и право справедливости. Норма общего права носит казуистический (индивид.) характер, т.к. она модель конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, нормам судопроизводства, источникам доказательств, т.к. они составляют одновременно и механизм право образования и механизм право реализации. Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой др. вл. в государстве, что проявляется отсутствием прокуратуры и административной юстиции. В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи получило широкое развитие законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложной правовой эволюции данной  правовой семьи. Однако исходные признаки организации, например: Англия, сохраняет с 13 в. до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Романо-германская правовая система

РГП система – это совокупность правовых систем континентальной Европы; Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других государств, чья отличительная особенность в том, что основным источником права в данной семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую систему нормативно-правовых актов

Во всех странах семьи  есть писаные конституции, за нормами  которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии Конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов. В практике различают 3 разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Развивается с 12 в. на базе кодификации императора Юстиниана в общую для всех юр. науку, приспособилась к условиям современного мира. Возникла в результате рецепции римского права странами континентальной Европы.

В своем становлении  и развитии прошла 3 основных этапа:

1. Эпоха Римской империи  – зарождение римского права и его упадок в связи с её гибелью, господство в Европе архаических способов решения споров – фактическое отсутствие права;

2. Возрождение 13-17 в. – распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3. 18 в. – наши дни – кодификация права, появление Конституций и отраслевых кодексов, создание национальных правовых систем.

 Основным источником  является закон. Кроме законов  принимаются подзаконные акты: декреты,  регламенты, инструкции, циркуляры,  др. документы. Второй источник  – обычай: в качестве дополнения к закону. Третий – судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью правовой системы. 

Особенность:

1 деление на публичное  (властеподчиненное)  и частное  (семейное, гражданское, международное частное право) право – горизонтальный тип,

2 последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и институтам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Религиозные правовые системы

Правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства, обладают значительным своеобразием. Различают т.н. традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые (мусульманское, индусское право) системы. К странам традиционного права относят Японию, государства тропической Африки и некоторые др.

В основе обычного права  лежат нормы традиций, обычаев, которые  в течении достаточно долгого  времени оставались неизменными  и в связи с тем, что стали  составляющим элементом правосознания  были должным образом закреплены на законодательном уровне.

 В основе религиозной  правовой системы лежит какая-либо  система вероучения. Так, источниками  мусульманского права являются  Коран, Сунна и иджма. Коран  – священная книга всех мусульман,  состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.

Сунна – мусульманское  священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм – традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, содержащихся в иджме. Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников.

 Характерные черты этого права: архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм  во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же как мусульманское право тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти 2 тыс. лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и. д. Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные концепции  правопонимания.

Термин «право» многозначен: под ним понимается ряд различных, подчас разно плоскостных явлений (право как система общеобязательных норм, субъективное юридическое право, моральное право, права человека и т.д.).

Вместе с тем при  всей своей многозначности слово «право» выражает и нечто единое. В наиболее абстрактном виде оно обозначает социально оправданную свободу поведения; оправданную, нормальную и в этом смысле нормативную – то, что людям «можно», то есть допустимо делать, совершать, и что, следовательно, обществом принимается, поддерживается.  

По большей части  право как оправданная свобода  поведения опирается на известные  идеальные (идеологические), иные организационные, нормативные (уже в несколько  ином значении) формы – мораль, корпоративные  нормы, нормы, выраженные в законах, и другие (то, что закреплено в юридических нормах или в нормах морали, то и «можно»).  

Но есть и «права», которые непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных (идеологических), иных организационных, нормативных форм опосредования. Такие права могут быть названы непосредственно-социальными; «непосредственными» в том смысле, что они существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах, или нет. По отношению к ним право как юридическое явление выступает в качестве «позитивного права» - права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, содержится в документах, которые можно увидеть, потрогать.  

Принципиальное различие между двумя типами правопонимания заключается в различении права и закона. Для юридического правопонимания вопрос о сущности права является подлинным вопросом, в отличие от легистского (позитивистского) правопонимания, для которых правом является официально данное и реально существующее право.  

«Позитивисты видят  в праве общеобязательность, формальную определенность, принудительность. «Принудительность  и формальная корректность» –  в этом позитивисты видят сущность права и его отличие от морали. Например, библейская заповедь «не прелюбодействуй» – это моральный запрет; но если он будет выражен в форме закона, принятого в рамках особой процедуры, и подкреплен принудительной силой государства, то, с точки зрения позитивистов, он превратится в правовой запрет».

В рамках позитивистского понимания права сложились несколько самостоятельных концепций права: нормативизм, солидаризм, социологическая, психологическая, естественная, юридическая, теологическая.

 

 

 

Понятие и признаки государства. Сущность государства.

Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать  решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность  органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"