Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

шпоры по ТГП с кафедры.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

Орган государства - первичное  звено организации государственной  власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в  деятельности которого находят выражение  задачи и функции государства.

Виды органов государства

Множество органов можно  классифицировать по различным основаниям:

- по принципу разделения  властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

- в зависимости от  организационно-правовых форм деятельности  и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, контроля и надзора.

Среди распорядительно-исполнительных органов:  а) органы социально-культурной сферы,  б) органы экономики,  в) правоохранительные органы.

- в зависимости от  способов формирования выделяют:

1. Первичные органы  образованы непосредственно народом  или являются исторически сложившимися. 2. Производные органы образованы  каким-либо иным государственным  органом, формируются из состава  первичных либо путем назначения (Государственная Дума - первичный, правительство - производный).

- в зависимости  от сферы деятельности:

а) высшие органы,  б) центральные органы,  в) местные органы.

- в  соответствии с федеральным устройством  государства: 

а) федеральные (центральные),  б) органы субъектов  федерации.

Основной  классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

- представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Дума Приморского края);

- исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства.

- судебные органы - осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции - Верховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел).

- органы надзора. Занимаются специфической деятельностью - надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами.

- органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.).

 

Современные концепции  правового государства

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п. Признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную  и судебную.

3. Взаимная ответственность  личности и государства. 

4. Реальность прав  и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе. К  числу дополнительных факторов  и условий становления правового  государства,

 

 

 

 

 

 

Разделение  властей как принцип организации  и деятельности государства. Его  реализация в Российской Федерации.

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается  в том, что для утверждения  политической свободы, обеспечения  законности и устранения злоупотреблений  властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимна содержащей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система “сдержек и противовесов”, установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои право ограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются право ограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды правового статуса личности.

Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли  свое четкое правовое закрепление в  нормах права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст.64 Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Правовой статус личности в РФ характеризуется следующими основными чертами:

  1. права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность воспользоваться поставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности;
  2. права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается государством, так и самими гражданами;
  3. права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и государства, каждой личности в отдельности;
  4. права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере цивилизации общественных отношений;
  5. права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства;
  6. права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении.

Правовой статус –  это ценное правовое явление, выражающее то высокое значение, которое имеет личность в обществе.

Основой правового статуса  личности является ее конституционный  статус, где права, свободы и обязанности  в совокупности образуют единый, целостный, внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными характеристиками.

Правовой статус личности это родовое понятие, состоящее  из четырех разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено убежище.

Виды:

  1. отраслевой
  2. индивидуальный
  3. коллективный

 

 

 

 

 

Основные права  и свободы человека и их классификация.

Основные права и  свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и  конституциях конкретных государств. Различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности т.д.

Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение и т.д.

Политические  права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность и т.д.

Социальные  права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение и т.д.

Культурные  права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения и т.д.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные  права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся, свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

 

 

 

 

Понятие и структура  гражданского общества. Гражданское  общество и государство.

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством.

Гражданское общество –  сфера, где функционируют свободные  автономные лица, и различные их объединения.

2 типа объединения  людей:

  1. Условные социальные группы-объединения людей в зависимости от места в производстве и распределении (наемные работники, крестьяне, предприниматели.)
  2. Общественные объединения- объединения групп лиц с общими интересами (партии, профсоюзы).

 

Механизмы саморегуляции  гражданского общества.

1.Свободный рынок.  Каждый человек предлагает произведенный  им товар и хочет что-то за это получить(эквивалентно).

На определенном этапе  развития общества этого становится не достаточно, т.к. возникают монополии, и на смену приходит социальное государство  или тоталитарный режим.

а) Проводятся меры по демонополизации  производства.

Для наемных рабочих - принцип свободного договора., Государство устанавливает определенные стандарты (урегулированные зарплаты, длины рабочего дня).

б) Перераспределение  национальных доходов или изменение  системы налогообложения.

в) Государственное финансирование программ развития.(образования).

2.Парламентаризм- общество  выбирает управляющую структуру.

3.Независимое правосудие. Общество приходит к тому, что  конфликты должно регулировать  государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебная власть в современном государстве.

В соответствии с принципом разделения властей одна из трех (наряду с законодательной и исполнительной властью) основополагающих и самостоятельных функций правового государства. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов - Конституции, подзаконных нормативных актов - законам, так называемый норма контроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах - укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов. В суде происходит поединок между защитой и обвинением, вследствие этого одна из сторон побеждает или находится компромисс.

Судебная власть в России

По действующей Конституции  Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации. Федеральная судебная власть представлена следующими высшими судами:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"