Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

шпоры по ТГП с кафедры.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

Под формой государственного устройства следует понимать административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством, составляющими его частями, между отдельными его частями, между центральными и местными органами.

2 основные разновидности  форм государственного устройства.:

1) Унитарное, 

2) Федеративное.

1) Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов. (Япония, Франция, Швеция, Норвегия)

2) Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации в целом и ее субъектов - вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два:

1) Конституция устанавливает  сферу, подпадающую под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. (США, Канада, Бразилия, Мексика).

2) Конституция устанавливает  сферу действия совместной компетенции  федерации и ее субъектов. (ФРГ, Индия).

Другие виды ФГУ: Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Межгосударственные  образования - (СНГ, Союз Европы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственно-правовой режим: понятие и виды

Формы государственного режима -  представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического  режима, существующего в обществе. Политический режим  -  понятие  более широкое, поскольку оно  включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

-   определяет характер государственной власти  -  это соотношение государства и личности;

-   антидемократический  режим характеризуется полным  (тотальным) контролем государства  над всеми сферами   общественной  жизни : экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

-   ему свойственно  огосударствление всех общественных  организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных   и др.);

-   личность в  антидемократическом государстве  фактически лишена каких-либо  субъективных прав, хотя  формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

-   реально действует  примат государства над правом, что является следствием произвола,  нарушением законности,  ликвидации  правовых начал в общественной  жизни;

-   всеохватывающая  милитаризация общественной жизни;

-   игнорируют интересы  государственных образований, особенно  национальных меньшинств;

-   не учитывает  особенностей религиозных убеждений   населения.

    Демократический режим  складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической  власти выражается в следующем: 

-   режим представляет  свободу личности в экономической  сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

-   реальная гарантированность  прав и свобод граждан, их  возможность выражать собственное  мнение о политике государства,  активно участвовать в культурных, научных  и других общественных  организациях;

-   создает эффективную  систему прямого воздействия  населения страны на характер  государственной власти;

-   в демократическом  государстве личность защищена  от   произвола, беззакония, так  как  ее права находятся  под постоянной охраной правосудия;

-   власть в одинаковой  степени обеспечивает интересы  большинства и меньшинства;

-   основным принципом  деятельности демократического  государства является плюрализм;

 

Функции государства: понятие и виды

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Государство обеспечивает свои функции через систему органов  государства носящее название государственный аппарат.

Каждая государственная власть автономна, имеет свой государственный орган.

Деятельность государства  многогранна, она охватывает самые  различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на: внутренние и внешние, общесоциальные и специальные, основные и не основные. Большинство функции имеет смешанный характер.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной  жизни государства, непосредственно  касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1. Охранительная  функция:

Это функция государственной  деятельности проявляется в обеспечении  государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

2. Экологическая  функция: Направлена на защиту экологии.

3. Функция  социальных услуг, обеспечения  и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

4. Культурно  - воспитательная функция: Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

5. Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира.

 

 Внешние  функции.

1. Функция  защиты из вне: (Защита государства от вооруженных нападений других государств.)

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

2. Функция  сотрудничества с другими странами. (Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.)

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

3. Борьба  с международной преступностью: В последнее время все более широкие масштабы приобретает  международная преступность.

Торговля и контрабанда  наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

4. Участие  в международной охране окружающей  Среды:

В настоящее время  остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.

Механизм государственной  власти. Механизм государства и государственный  аппарат.

Механизм государственной власти, как правило, отождествляют либо с государственным аппаратом, либо с механизмом государства, либо с тем и другим сразу.

Государственный аппарат  чаще всего определяют как совокупность или систему государственных  органов, с помощью которых выполняются задачи и функции государства. Иными словами, государственный аппарат – это взятые в единстве все государственные органы, которые, выполняя собственные функции, обеспечивают выполнение функций государства в целом.

Иногда государственный  аппарат рассматривают в узком значении, понимая под ним лишь органы исполнительной власти и государственных служащих, работающих в этих органах. В этом случае органы законодательной и органы судебной власти понятием «государственный аппарат» не охватываются.

Поскольку под государственным аппаратом мы условились понимать взятые в единстве органы государства, эту часть государственного механизма, бесспорно, следует отнести к механизму государственной власти.

Государственные учреждения и предприятия – это организации, которые не обладают властными полномочиями и не участвуют в осуществлении государственной власти, хотя способствуют решению задач государства и выполняют определенные его функции. В этой связи не совсем понятно, как можно способствовать решению задач государства и выполнять его функции, не обладая властными полномочиями и не участвуя в осуществлении государственной власти. Государственные учреждения и предприятия – это определенные организации. В них, как и во всяких организациях, существует власть, которая выражена в их руководящих органах, именуемых администрацией.

Наделение негосударственных  организаций государственно-властными  полномочиями не приводит к превращению  их в государственные организации  и включению в состав государства. Они по-прежнему остаются негосударственными организациями, но, обладая государственной властью, начинают ее осуществлять и выполнять определенные функции государства. Вследствие этого подобные негосударственные организации тоже следует включить в состав механизма государственной власти, поскольку они становятся носителями государственной власти и государственная власть тоже получает в этих организациях определенное организационное выражение.

Механизм государственной  власти складываются из механизма государства, главной составной частью которого является государственный аппарат, и негосударственных организаций, обладающих государственно-властными полномочиями. Поэтому механизм государственной власти можно определить как совокупность или систему государственных и негосударственных организаций, в которых  государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции. В структуре же механизма государственной власти можно выделить три элемента: органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат (главный элемент), государственные учреждения и предприятия и негосударственные организации, обладающие государственно-властными полномочиями (дополнительные, вспомогательные элементы).

Государственные органы: понятие, классификация.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"