Типология правовых систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

В современном мире существует множество правовых систем, поэтому они могут быть сведены лишь в ограниченное число семей. Тем самым можно достичь цели рассмотреть различные правовые системы, не входя в детали каждой из них, но акцентируя внимание на общих характеристиках и чертах основных правовых семей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр.2

1. Понятие и значение современных правовых систем…………………. стр.4

2. Романо - германская правовая систем…………………………………..стр.11

3. Англо-саксонская правовая система, или система «общего права»…. стр.16

4. Религиозно-традиционная правовая система…………………………стр.20

4.1 Мусульманская правовая система……………………………………стр.21

4.2 Индусская правовая система…………………………………………. стр.24

4.3 Китайское право……………………………………………………… стр.27

4.4 Право в Японии………………………………………………………. стр.28

5. Социалистическая правовая система…………………………………. стр.30

Заключение…………………………………………………………………стр.33

Список литературы………………………………………………………. стр. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.11 Кб (Скачать)

       Процесс модернизации национальных  систем права сопровождался принятием  во многих мусульманских странах (Египте, Турции, Сирии, Тунисе, Марокко, Иордании и др.) гражданских, уголовных и некоторых других кодексов по романо-германскому образцу.    

       Влияние западного права (европейского и американского) на национальные системы права мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного международного сотрудничества различных государств и раз вития интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы против международной преступности, защиты мирового правопорядка и т.д.    

       Однако эта общая позитивная тенденция к модернизации национальных систем права в духе западного права в целом ряде случаев прерывается попятными движениями, усилением в тех или иных мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли традиционно го шариата, реанимацией шариатского суда, шариатских форм правления и т.д. Существенную роль исламский фундаментализм (и вместе с ним традиционный шариат) играет и во многих других странах (Афганистане, Пакистане, Судане и др.).    

       Заметное оживление и усиление исламского фактора и роли традиционного шариата происходит и в ряде постсоциалистических стран и регионов с мусульманским населением (некоторые бывшие советские республики и автономии с мусульманским населением, Албания, район Косово и т.д.). 

     4.2 Индусская правовая система.

     Индусское право основано на религии индуизма и регулирует поведение членов индусской  общины. Это не право Индии, а право  общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а  также в странах на восточном  побережье Африки исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает  своих последователей к принятию на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

     Идеи  индуизма (брахманизма) нашли свое выражение  уже в древнеиндийских памятниках II тысячелетия до н.э., именуемых "Ведами". В "Ведах" обосновывается деление  общества на четыре варны (касты, сословия) — на варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшиев (земледельцев, ремесленников, торговцев) и шудр (представите лей нижнего слоя общины). Господствующее положение в этой иерархической кастовой системе занимают члены двух первых варн и, прежде всего, - брахманы.

     Главная черта индусского права – тесная связь с религией. Она является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также  различные религиозные верования  и обряды, моральные и философские  ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

     Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента  рождения на социальные иерархические  категории, каждая из которых имеет  свою систему прав и обязанностей и догм морали. При этом каждый человек  должен вести себя так, как это  предписано социальной касте, к которой  он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере деяния преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

     Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источником права. Даже когда имеется закон, судья не должен его применять по всей строгости. Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами  примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может  претендовать судебная практика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское  право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебных решениях.8

     В период английского колониального  господства индусское право претерпело существенные изменения. Прежде всего, ограничилась сфера его применения. В области права собственности  и обязательств традиционные нормы  очень скоро заменили нормы общего права, в то время как споры, касающиеся наследования, брака, касты и других традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с нормами  индусского права.

     На  дальнейшее развитие индусского права  значительное влияние оказали законодательство английской администрации и нормы  общего права. Так, были отменены положения  индусского права, связанные с кастовой дискриминацией, нормы о недееспособности женщин, запрещено самосожжение вдов.

     Модификация индусского права осуществлялась под  влиянием социально-экономических  перемен, внесенных в традиционный хозяйственный уклад развитием  капиталистических отношений в  колонии, посредством таких источников права, как закон и судебный прецедент.

     После достижения независимости (в 1947 г.) в  Индии был взят курс на модернизацию индусского права и национальной системы права в целом. Закон  о наследовании 1956 г. закрепил право  женщин в сфере наследственных отношений  и включил их в круг наследников. Был изменен прежний режим семейного имущества, и многие виды имущества были законодательно признаны объектами личного имущества. По закону 1984 г. были созданы так называемые "семейные суды", которые должны решать семейно-брачные споры сторон независимо от их религиозной принадлежности.    

       Многие положения модернизированного  индусского права, действующие  в современной Индии, не распространяются на индусские общины вне Индии, где продолжают действовать нормы традиционного индусского права.

               В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховными судом.

     Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной  Индии. Законодательство и решения  судов должны соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов  осуществляет Верховный суд.

     Ныне  сфера действия старых правовых обычаев  резко сократилась. Однако и сейчас индусское право используется при  регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества.

     Система национального права Индии в  значительной мере формировалась и  развивалась под большим воздействием английского права, и в настоящее  время, я считаю, она входит в правовую семью общего права.

     4.3 Китайское право.

     Среди многочисленных философских идей, возникавших  в многовековой истории Китая, наиболее важными являются даосизм, конфуцианство и легизм. Именно они оказали определяющее воздействие на китайское право понимание, которое затем стало составной частью правовой культуры мировой цивилизации и пристальным объектом для его изучения.

     Даосизм считает, что во Вселенной господствует принцип Дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя. Оно возникло (родилось) раньше небес и земли. Оно спокойно и пусто, а также независимо и неизменно. Оно является матерью света, но никому не дано знать его имени. Именно поэтому оно получило такое название в силу того, что более точного и лучшего слова, выражающего почтение к нему, не имеется.

     Основной  смысл даосизма заключается в  том, что если «человек следует в  своих делах и мыслях этим великим  путем, не побуждаемый волевым усилием, то все в порядке». Даосизму чуждо  силовое решение возникающих  проблем. Они предлагают плыть по течению. В их понимании диета  — это не самоограничение, а здоровый образ жизни, позволяющий жить умеренной  полноценной жизнью. Таким образом, учение даосизм проповедует «недеяние». Они выступают против использования  норм права и традиций.

     Конфуцианство как философское учение имеет прямо противоположные даосизму взгляды. Его представители занимают гораздо более активную жизненную позицию. Конфуцианство проповедует процесс самосовершенствования посредством «взятия себя в железные рукавицы». В Китае символом подобного метода является карп, плывущий против течения.

     Великий китайский философ и просветитель Конфуций родился в 550 г. до н. э.в эпоху сражающихся царств и нескончаемых междоусобиц. Его учение отразило накопившуюся в народе жажду законности и порядка. Гуманистическая сущность конфуцианства вступила в противоречие с феодальным деспотизмом императора Цинь Шихуана — строителя Великой китайской стены. В 213 г. до н. э. он приказал сжечь все сочинения уже умершего Конфуция и живьем похоронить 420 его последователей.

     Легисты, в отличие от конфунианцев, считали, что все люди равны перед законом. Правильного социального поведения нельзя добиться только одним философским учением. Оно должно обязательно регламентироваться суровым наказанием в виде применения мер принуждения со стороны государства. Поэтому общественная жизнь должна регулироваться нормами позитивного права. Если конфунианцы считают, что порядок в обществе обеспечивается ритуальным правилам в силу добровольно признаваемой иерархии, то у легистов другая точка зрения.9

     4.4 Право в Японии.

     В Японии идеи права заменялись политикоэтическими нормами: послушание низших слоев — высшим, вассалов — сюзерену, личным предписаниям феодалов и военных.

     Особую  роль играли и до сих пор играют правила «внешне приличного»  поведения — уступчивость, примирение, доброжелательность, патернализм. Саморегуляция  и самоопределение почитаются очень  высоко. Японская правовая система  испытала на себе влияние западного  и американского права. Здесь  существуют такие отрасли права, как конституционное, административное, гражданское, торговое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, право социального  обеспечения и др. Законы, договоры и иные акты являются источниками права. 

 

      5. Социалистическая  правовая система

     Социалистическая  правовая система была создана первоначально  в России в результате Октябрьской  революции 1917 г., а после второй мировой войны в ряде государств Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, провозгласивших социалистический путь развития. В СССР новое право возникло практически без восприятия юридических принципов и норм как бывшей царской России и Временного правительства, так и западных стран. В большинстве же других государств ряд положений старого законодательства, в основном кодексы, были восприняты новой властью и с определенными модификациями долгое время являлись действующим источником права.

     Социалистическая  правовая семья (или социалистическая правовая система) составляет, или точнее, во многом составляла в прошлом третью правовую семью, выделенную по идеологическому  признаку. Правовые системы стран, входящих в “социалистический лагерь”, ранее  принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют  ряд ее черт. Норма права здесь  всегда рассматривалась и рассматривается  как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени  и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскому праву.

     При значительном сходстве с континентальным  правом правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные  явно выраженным классовым характером. Единственным или основным источником социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем – всего народа, руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции связывалось  с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.) акты, фактически выражали, прежде всего, и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.

     Господствовало  узконормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место публичному праву. Для советской  правовой системы оставались чуждыми  идея господства права и мысль  о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано  с государственной политикой, являясь  ее аспектом, обеспечивалось партийной  властью и принудительной силой  правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность  для судебной практики выступать  в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Эта принципиальная позиция в  какой-то мере подкреплялась отсутствием  в стране судебной касты, которая  претендовала бы на то, чтобы стать  независимой от государственной  власти, если не соперничающей с  ней. Несмотря на конституционный принцип  независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался  инструментом в руках правящего  класса (группы), обеспечивал его  господство и охранял прежде всего  его интересы. Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и  исполнительную ветви власти. В СССР было трудно найти что-либо подобное контролю за конституционностью законов.10

Информация о работе Типология правовых систем