Типы государств: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество разнообразных типов государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Содержание

Введение……………………………………………..………………..……..3

Глава 1. Типология государств……………………….……………….…...4

Глава 2. Типология государств при формационном подходе…………….7
2.1. Рабовладельческое государство…………………….………...........….7
2.2. Феодальное государство…………………………………....……...…..9
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство………….…...……….12
2.4. Социалистическое государство…………..……..………….…………17

Глава 3. Типология государств при цивилизационном подходе……..….20

Заключение……………………………………………………….……….…21

Список использованной литературы……………………….………..……..22

Работа содержит 1 файл

ТГП Типы гос-в.doc

— 117.00 Кб (Скачать)


Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Западно-Сибирский Институт Финансов и Права»

 

 

 

Экономико-правовой факультет

Кафедра Юриспруденция

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

По дисциплине: Теория государства и права

Тема: Типы государства: понятие, классификация

 

 

 

 

Выполнил: Зольников А.А.

Группа: ЮН-1241

Проверил: Митрофанов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2013

 

 

Содержание

Введение……………………………………………..………………..……..3

 

Глава 1. Типология  государств……………………….……………….…...4

 

Глава 2. Типология государств при формационном подходе…………….7

2.1. Рабовладельческое  государство…………………….………...........….7

2.2. Феодальное государство…………………………………....……...…..9

2.3. Буржуазное (капиталистическое)  государство………….…...……….12

2.4. Социалистическое  государство…………..……..………….…………17

 

Глава 3. Типология государств при цивилизационном подходе……..….20

 

Заключение……………………………………………………….……….…21

 

Список использованной литературы……………………….………..……..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В многовековой истории  человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество разнообразных типов государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Актуальность данной работы заключается в необходимости  изучения исторических типов государств, с целью оценить типы государств с современной точки зрения. Изучение данной темы также дает возможность сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государства.

Объектом исследования представленной работы является процесс  формирования и становления исторических типов государства согласно формационному  подходу к типологии государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое), а также изучить теории классификации государств на типы согласно цивилизационному подходу. Предметом изучения является смена исторического типа государства (из рабовладельческого в феодальный, из феодального в буржуазный и т.д.).

Хронологические рамки  изучаемой темы очень широки –  начало рассматриваемого периода –  около 5 тыс. лет назад, когда произошло  формирование рабовладельческих государств - до нашего времени, когда современные государства сочетают в себе черты различных исторических типов.

Изучение данной темы предполагает достижение следующей  цели – рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных  подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государств.

 

Глава 1 Типология государств

 

Типология представляет собой метод научного познания, в  основе которого лежит расчленение  объектов и их группировка с помощью  обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая классификация. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно - формационного и цивилизационного1.

При формационном подходе  основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Под историческим типом  государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

Исторический тип государства - это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

В формационном подходе  определение типа государства означает определение и конкретизацию его экономической основы, т. е. основы хозяйства и способа производства, классовой сущности государства, а так же его социального назначения. Проще говоря, нужно дать лишь три характеристики государства:

1. Какой общественно-экономической формации принадлежит данное государство.

2. Орудием какого класса  оно является.

3. Какое социальное  назначение присуще ему.

Согласно данной типологии  четырем типам общественно-экономической  формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое,— каждое со своим набором признаков. Причем последний тип государства (социалистическое) уже не является государством в общепринятом смысле этого слова. Это конечная стадия развития государства и общества в целом. Когда государство наконец-то становится действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним. Государство не отменяется, оно отмирает. По марксистскому учению упразднение общественных классов в социалистическом государстве делает само государство излишним. Отсутствие классов в обществе предполагает отсутствие государства.

Смена одного исторического  типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий2.

Вообще формационный подход выделяет наиболее существенные признаки присущие государствам, принадлежащим к одной общественно-экономической формации. И само понимание истории государства сводиться к определению его экономических формаций и классового состава, которые естественно сменяют друг друга в историческом процессе.

Английский историк  А.Дж. Тойнби предложил цивилизационный  подход классификации обществ и  государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.3

При цивилизационном  подходе учитывается ряд важнейших  духовных факторов, поэтому более  полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

А.Дж. Тойнби дал следующее  определение цивилизации. Цивилизация - это относительно замкнутое и  локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло - остаются неизменными4.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом  существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств5.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств, определения принципов деятельности каждого типа.

 

Глава 2. Типология государств при формационном подходе 

 

2.1. Рабовладельческое государство

 

Первым типом государства  в теории формационного подхода  является рабовладельческое государство. Это один из типов эксплуататорского  государства, которое является орудием  класса рабовладельцев, и предназначение которого состоит в защите их интересов и прав.

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления  частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII—VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).

Экономический базис  рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные  создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Они были обязаны работать, не имея права на жизнь. Их труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением6.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений - восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н.э., др).

Право рабовладельческого государства защищает интересы исключительно класса рабовладельцев и их частной собственности.

Рабовладельческое государство  было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства  выражалась в его функциях.

К внутренним функциям относились:

1) охрана частной собственности  рабовладельцев и создание условий  для эксплуатации рабов и неимущих  свободных;

2) подавление сопротивления  рабов и неимущих свободных  методами жестокого насилия, нередко  просто для устрашения и профилактики;

3) идеологическое воздействие  в целях поддержания порядка7.

Общесоциальные функции  государство осуществляло в той  мере, в какой они соответствовали  интересам господствующего класса.

Во внешней сфере  рабовладельческое государство  выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации  рабовладельческой государственной  власти были унитарные монархии и  республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии8.

Пройдя период становления  и развития, рабовладельческое государство  вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство. 

 

2.2. Феодальное государство

 

Естественное историческое развитие и последующая смена формы  эксплуататорских отношений превращало рабовладельческое государство  в феодальное. По классификации Маркса феодальное государство- это вторая ступень развития общества. В таком государстве уже признаются естественные права человека. К человеку, пусть даже и весьма зависимому, относятся именно как к человеку, а не как к говорящему орудию труда. Крепостные крестьяне если и независимы лично, то полностью привязаны к земле, которая принадлежит феодалам. Основной признак крепостного права тот, что крестьянство считалось прикрепленным к земле, - отсюда произошло понятие крепостного права9.

Это определяет экономический и социальный базис данного государства: личная независимость крестьян, но полная принадлежность земли феодалам. Зависимость крестьян принимала формы не только в принадлежности их к земле, но так же они должны были определенное количество дней лично работать на своего господина (это называлось отработкой барщины).

Информация о работе Типы государств: понятие и классификация