Типы государств: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество разнообразных типов государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Содержание

Введение……………………………………………..………………..……..3

Глава 1. Типология государств……………………….……………….…...4

Глава 2. Типология государств при формационном подходе…………….7
2.1. Рабовладельческое государство…………………….………...........….7
2.2. Феодальное государство…………………………………....……...…..9
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство………….…...……….12
2.4. Социалистическое государство…………..……..………….…………17

Глава 3. Типология государств при цивилизационном подходе……..….20

Заключение……………………………………………………….……….…21

Список использованной литературы……………………….………..……..22

Работа содержит 1 файл

ТГП Типы гос-в.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и  государстве содержатся во многих мировых  религиях, в частности, в христианской. Они выдвигались и развивались  социалистами-утопистами, содержались  в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих  трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве  черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

В действительности это  были, скорее всего, государства, отягощенные  большими деформациями переходные к  социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности.

 

Глава 3. Типология государств при цивилизационном подходе

 

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д. 
Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д. 
В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации: 
-древние (древнеегипетская, шумерская и др.); 
-особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.); 
- современные. 
По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на: 
-первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.); 
-вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевро¬пейская, североамериканская, латиноамериканская и др.). 
Достоинством данной типологии, несомненно, является внимание к культурным, духовным критериям, которые рассматриваются важными факторами государственности. 
Однако этот подход также подвергается активной критике. Во-первых, само понятие "цивилизация" не поддается сколько-нибудь четкому и однознач¬ному определению. Хотя этот термин имеет широкое распространение в социальных науках, тем не менее он не имеет строго определенного фиксированного значения, в толковых словарях и энциклопедиях он употребляется в самых разных и не всегда совпадающих друг с другом смыслах. Такое положение делает весьма проблематичным использование понятия "цивилизация" в качестве критерия типологии государств. Во-вторых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические факторы, которые играют определяющую роль в формировании государства; и, в третьих, он предполагает существование множества критериев и несовпадающих классификаций. 
появились попытки полного отказа от формационного подхода. 
Несомненно, противопоставлять эти подходы не следует, но цивилизационный, весьма далекий от глубокой разработки подход, не может заменить теоретически обоснованный формационный. 
Поскольку в ходе критики последнего не было выдвинуто достаточно убедительных критериев, в научной литературе большинство авторов продолжают пользоваться именно этим подходом при типологии государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив теоретические  аспекты данной проблемы, можно сказать, что типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая классификация, осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно - формационного и цивилизационного.

Еще не так давно формационный подход к исследованию типологии  государства считался в нашей  стране единственно верным. Признавался  только анализ общественной жизни, ее политической и правовой стороны, только как составной части классовой общественно-экономической формации. К.Маркс и Ф.Энгельс говорили, что ими создана совершенно новая наука об обществе.

Учения цивилизационного подхода напротив, больше опираются на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но, не возводя ее в ранг единственно возможного подхода к данному вопросу.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности  современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития

Цивилизационный подход к изучению типов государств тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Список использованной литературы

 

  1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2004.
  2. История древнего мира / Под ред. Дьякова И.М.: В 2 т. – М., 1983.
  3. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997.
  4. Курицын В.М. История государства и права России (1929–1940) Учебное пособие для высшей школы – М.: Международные отношения, 2004.
  5. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В.М. -Юрист - 2004.
  6. Теория государства и права. Курс лекций Матузова Н.И. и Малько А.В. – М. Юрист - 2004.
  7. Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; под ред. Алексеева С.С.. – М., 2004.
  8. Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 2003.

 

1 Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В.М. -Юрист – 2004-с.116

2 Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В.М. -Юрист – 2004-с.117

3 Теория государства и права. Курс лекций Матузова Н.И. и Малько А.В. – М. Юрист – 2004-с.65

4 Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997. - с. 24

5 Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 2003-с.112

6 История древнего мира / Под ред. Дьякова И.М.: В 2 т. – М., 1983-с.79

7 Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997. - с. 29

8 Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2004-с.201

9 Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 2003-с.115

10 Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 2003-с.115

11 Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997. - с. 30

12 Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2004-с.203-205

13 Теория государства и права. Курс лекций Матузова Н.И. и Малько А.В. – М. Юрист – 2004-с.67-68

14 Теория государства и права. Курс лекций Матузова Н.И. и Малько А.В. – М. Юрист – 2004-с.69

15 Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 2003-с.118

16 Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997. - с. 31

17 Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С. и др.; под ред. Алексеева С.С.. – М., 2004-с.66

18 Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С. и др.; под ред. Алексеева С.С.. – М., 2004-с.67-68

19 Курицын В.М. История государства и права России (1929–1940) Учебное пособие для высшей школы – М.: Международные отношения, 2004-с.78

20 Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С. и др.; под ред. Алексеева С.С.. – М., 2004-с.69

21 Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 2003-с.115

22 Теория государства и права. Курс лекций Матузова Н.И. и Малько А.В. – М. Юрист – 2004-с.72

23 Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С. и др.; под ред. Алексеева С.С.. – М., 2004-с.69


Информация о работе Типы государств: понятие и классификация