Трудовые споры и порядок их рассмотрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Основной целью контрольной работы является рассмотрение трудовых споров и конфликтов в соответствии трудовому законодательству и способов их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ ……………………………………………………………….5
1.1. Понятие, виды и причины трудовых споров…………………………..………..5
2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ………………..………..15
2.1. Принципы рассмотрения трудовых споров………………………………..…..15
2.2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров…………….….…19
2.3 .Понятие и виды коллективных трудовых споров……………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….34

Работа содержит 1 файл

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ МОЁ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Трудовые  споры часто смешивают со спорами  о пенсиях, пособиях и услугах, а также спорами из процедурных правоотношений по их назначению, что не относится к отрасли трудового права и регулируется отраслью права социального обеспечения. Трудовые споры - это споры из правоотношений сферы действия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и гл. 60 и 61 ТК уже в своем названии предусматривают трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для зашиты индивидуальных или коллективных трудовых прав.

     Трудовой  спор - это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективным и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неисковые споры).

     Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту; по характеру спора; по виду спорного правоотношения.

     По  спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, а в коллективных спорах - права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профсоюзного органа как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах защищаются права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата работодателей, административно-управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений: работников организации с работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления; профсоюзного органа с администрацией, из социально-партнерских правоотношений, представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

     По  характеру спора все трудовые споры подразделяются на:

     1) споры о применении норм трудового  законодательства, установленных им, коллективным или трудовыми договорами, социально-партнерскими соглашениями  о правах и обязанностях. Такие  споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т. е. как из трудовых, так и из всех других производных от них (например, из отношений по материальной ответственности). В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюзного органа или полномочие трудового коллектива. Их за рубежом называют «споры о правах»;

     2) споры об установлении новых  или изменении существующих социально-экономических  условий труда и быта, не урегулированных  законодательством. Этого вида  споры могут возникать из четырех правоотношений: а) из трудового - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда); б) профсоюзного органа с работодателем, его администрацией (например, спор при утверждении ими графика отпусков, распределении жилья); в) трудового коллектива (его органов) с работодателем, его администрацией (например, спор СТК с администрацией при решении определенных вопросов управления предприятием); г) профсоюзов как представителей работников с представителями работодателей, их ассоциаций на различных уровнях социально-партнерских отношений. Их называют «споры об интересах».

     Трудовой  кодекс регулирует порядок разрешения индивидуальных трудовых споров работника  с работодателем, его администрацией, а также порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 60 и 61) как о правах, так и об интересах.

     Коллективные  споры могут возникнуть из правоотношений: 1) трудового коллектива с работодателем, включая и вышестоящий орган управления; 2) профсоюзного органа с работодателем, его администрацией; 3) социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях.

     По  правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры из правоотношений:

     1) трудовых (их абсолютное большинство);

     2) по трудоустройству (например, не  принятого по брони инвалида  или другого лица, с которым  работодатель обязан заключить трудовой договор);

     3) по надзору и контролю над соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;

     4) по подготовке кадров и повышению  квалификации работников на производстве;

     5) по возмещению материального  ущерба работником предприятию;

     6) по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться;

     7) профсоюзного органа с работодателем  по вопросам труда, быта, культуры;

     8) коллектива работников с работодателем;

     9) социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях.

     Классификация трудовых споров по трем указанным  основаниям необходима для того, чтобы  по каждому трудовому спору правильно  определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, спор о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).

     Причины трудовых споров - негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

     Условия возникновения трудовых споров - это  тоже негативные факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или  значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор.

     Служба  по урегулированию коллективных трудовых споров «выявляет и обобщает причины  и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения  по их устранению» (ст. 1 Закона о коллективных трудовых спорах), что направлено на устранение как причин, так и условий трудовых споров и на их профилактику.

     Причинами трудовых споров являются два субъективных негативных фактора (черты) спорящих сторон (или их представителей в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия:

     1) отставание индивидуального сознания  от общественного, отклонение  его от норм общеустановленной  морали (со стороны не только  представителей администрации, органов управления, но и отдельных работников, нарушающих трудовую и производственную дисциплину, небрежно относящихся к вверенному имуществу предприятия, требующих не заработанную оплату или не полагающиеся им блага);

     2) незнание или плохое знание  трудового законодательства, как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями, т. е. низкая правовая культура, правосознание.

     Условия трудовых споров носят по отношению  к спорящей стороне объективный  характер, отражающий недостатки в работе конкретного производства, отрасли или недостатки и пробелы в трудовом законодательстве. Условия трудовых споров могут быть двух видов: производственного и правового характера. Они связаны с организацией производства или правотворчества - с принятием норм права, поэтому по отношению к спорящей стороне существуют объективно в нашей жизни. В настоящее время с переходом к рыночным отношениям появилась и третья, уже объективная причина, - тяжелый кризис нашего народного хозяйства, производства.

     В юридических вузах США, Англии и  других стран изучается теория конфликтов (конфликтология); в США есть социальные центры по изучению и разрешению конфликтов, в которых подготавливают менеджеров по конфликтам.

     В последние годы в нашей стране социологи и психолога разрабатывают теорию конфликтов (конфликтологию). Юристы не приступили, к сожалению, к ее разработке.

     Условия производственного характера отражают недостатки в организации труда  и работы на данном производстве, в  отрасли, например неритмичность работы или плохую организацию труда.

     Условия трудовых споров правового характера  вызываются недостатками в правотворчестве, в принятии, создании трудового законодательства (не совсем ясная и четкая формулировка отдельных норм; пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному толковать нормы спорящими сторонами; определенное отставание отдельных норм от бурно развивающейся практики организации труда и распределения и др.).

     Но  если причины трудовых споров отсутствуют, то даже при наличии указанных условий (обстоятельств) трудовой спор не возникает. Профилактика трудовых правонарушений, т. е. их предупреждение с учетом конкретных условий и личности работника, - это одновременно и профилактика трудовых споров. Это является обязанностью администрации, профсоюзных органов и юридических служб организации. Она по сфере своего воздействия - общая для всех рабочих и служащих. Но может быть и специальной для определенных категорий работников, например для несовершеннолетних, как наиболее часто нарушающих трудовую дисциплину, для хозяйственных руководителей. Отраслевой, местной, локальной такая профилактика является для трудового коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
 
    1. Принципы  рассмотрения трудовых споров
 

     В отличие от основных принципов трудового права, отражающих в кратком виде содержание норм всего трудового законодательства, принципы рассмотрения трудовых споров - это характерные черты конкретного института трудового права. В кратком виде они определяют сам порядок рассмотрения трудовых споров, его организационное построение и действия в нем субъектов процессуальных правоотношений.

     Принципы  порядка рассмотрения трудовых споров - основные положения, отражающие суть норм данного института трудового  права, определяющие существенные характерные черты этого порядка и направленность развития системы его норм. В нашей стране порядок рассмотрения трудовых споров демократичен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца любой возникший трудовой спор и восстановить нарушенные трудовые права, законные интересы трудящихся.

     Принципами  рассмотрения трудовых споров являются: 1) демократизм порядка, т. е. участие  широких масс трудящихся в разрешении споров; 2) простота порядка, т. е. его  бесплатность, доступность и удобство обращения в юрисдикционные органы с трудовым спором; 3) законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по спорам; 4) быстрота разрешения спора; 5) обеспечение реального исполнения решения по трудовому спору, восстановления нарушенных трудовых прав. Рассмотрим подробнее каждый из этих принципов.

     Демократизм, участие трудящихся через профсоюзы, трудовые коллективы в разрешении споров. В КТС участвуют от сотрудников  избранные члены трудового коллектива. Коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза. Состав трудового арбитража комплектуется по соглашению представителей трудового коллектива или профсоюза с работодателем, администрацией. Представители профсоюзов могут выступать в суде в защиту интересов трудящихся (ст. 42, 44 ГПК РФ), а также в вышестоящем органе.

     Бесплатность, доступность и удобство обращения  трудящихся в юрисдикционный орган  с трудовым спором. Работники для разрешения трудовых споров не теряют много времени и не несут никаких материальных затрат. Все юрисдикционные органы близки к трудящимся. Спор может быть решен в КТС в той же организации, где работает работник, и в нерабочее для него время. Примирительные комиссии находятся непосредственно на производстве и состоят из работников данного производства. Суд, рассматривающий трудовой спор, находится в том же районе, где занят работник. Коллективные трудовые споры рассматриваются примирительной комиссией и трудовым арбитражем также на производстве данного трудового коллектива и всегда бесплатно.

     При предъявлении иска по трудовому спору  истцы - рабочие и служащие во всех юрисдикционных органах освобождены  от государственной пошлины и  других расходов по ведению дела. Каждый трудящийся и представитель профсоюзного органа, трудового коллектива может получить по возникшему трудовому спору бесплатную юридическую помощь в юридических консультациях профсоюзных органов (вышестоящих). Все это создает удобство и доступность защиты трудовых прав.

Информация о работе Трудовые споры и порядок их рассмотрения