Условия и факторы формирования личности правонарушителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой преступностью в общей структуре преступности, с другой — необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей с целью выделения особенностей развития этой сферы у несовершеннолетних правонарушителей. Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность, определили выбор темы исследования, ее объекта и предмета. Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие личности правонарушителя 5
Глава 2. Условия и факторы формирования личности правонарушителя 14
Глава 3. Роль макро и микросреды в формировании личности правонарушителя 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Личность правонарушителя.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

     Усилиям указанных учреждений могут противостоять  отрицательные влияния на осужденного  со стороны его окружения, в первую очередь лиц, которые не встали на путь исправления (злостных преступников-рецидивистов, носителей воровских традиций, нравов преступного мира, нередко объединенных в антиобщественные группировки, насаждающих псевдоколлективизм, навязывающих свою волю другим людям, используя для этого самые низкие средства и изощренные приемы.

     Однако  ни один из рассмотренных типов социальной микросреды, отрицательно влияющей на неблагоприятное нравственное формирование личности, нельзя оценивать при криминологическом анализе однозначно, т.е. только положительно или только отрицательно. В каждом типе микросреды действуют педагогические факторы разной направленности, как позитивные, так и негативные, которые способствуют воспитанию личности в соответствии с имеющимися в обществе нравственными идеалами или затрудняющие такое воспитание.

     Воздействие этих типов социальной микросреды на личность осуществляется по различным направлениям и каналам, так как личность взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие может характеризоваться разными отношениями: положительное влияние одного типа может дополняться и приумножаться аналогичным влиянием другого типа микросреды; отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным влиянием другого; отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды; положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа. В этой связи можно считать своеобразной закономерностью «цепную реакцию», взаимное дополнение различных отрицательных влияний, исходящих из разных типов микросреды.

     Так, незанятость общественно полезным трудом и отсутствие позитивных влияний  со стороны коллектива по месту работы «пробуждают» воспитательное воздействие  со стороны антиобщественных групп в сфере досуга и т.д.

 

      Заключение

 

     Личность  правонарушителя представляет для  криминологии и неимоверно самостоятельный  энтузиазм, ибо она не попросту отражает совершенно определенные наружные условия, но является практически активной немного стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная, порядком целенаправленная неутомимая деятельность. Связь социального критерия с преступным поведением является сложной, при этом постоянно особенно социальные условия появляются в преступлении, преломляясь через выдающаяся личность. В ряде весьма всевозможных случаев они в процессе долгого общественного взаимодействия накладывают относительно потрясающе стойкий глубокий отпечаток на выдающуюся личность и порождают не достаточно отдельные совершенно преступные акты, а практически устойчивую практически противоправную ориентацию, которая проявляется в комплексе определенных правонарушений.

     Отличие весьма преступного поведения от правомерного, по нашему мнению, коренится  в системе ценностных ориентации, взглядов и социальных установок, другими словами в вполне содержательной стороне сознания. Общепризнано, что конкретно в координатах ценностно нормативной системы личности и социальной среды, их содействии нужно находить непосредственные предпосылки весьма преступного поведения.

     Анализ  практически криминалистической литературы указывает, что вопросу исследования психологии правонарушителя уделялось  и уделяется огромное большое  внимание (Ратинов А .Р ., Игошев К .Е ., Глазырин В .В ., Дулов А .В ., Васильев В .Л. И др .). Фактически любая значительная работа по практически криминалистической стратегии и методике содержит в себе те либо другие психические нюансы. Тем не наименее, как свидетельствует большая практика, порядком теоретические исследования психических особенностей правонарушителей не совершенно много освещают картину немного преступной деятельности. Почти все вопросы остаются за кадром в силу узеньких рамок предметов общей и юридической психологии. Так, к примеру, богатый выбор метода совершения преступления часто осуществляется не лишь с учетом психических особенностей правонарушителя, да и его психологической специфичности. Последнее, как понятно, не является совершенно предметом психологии.

     Психологическая типизация личности есть один из способов глубокие познания рассматриваемого явления, но нужно учить личности определенных преступников с подходящим практически теоретическим практически обобщением приобретенных данных.

     Механизм  весьма социальной детерминации преступности просит сочетания двух подходов при исследовании личности: социально типологического и социально ролевого. При социально типологическом подходе анализируются сначала социальная позиция личности, надлежащие ей особенно социальные нормы, их достаточно восприятие и выполнение. Во втором случае выдающаяся личность рассматривается как необычайно активный великий деятель, субъект публичных отношений. Социально ролевой подход дозволяет узреть позиции и функции, которые объективно криминогенны, потому что они налагают на выдающаяся личность обязанности, немного противоречащие действующему праву, и она может их выполнить лишь ценой правонарушения; предъявляют к ней практически взаимоисключающие высокие требования, что ведет к социально правовым конфликтам, выводят выдающаяся личность из нужной для нее особенно положительных действий и т. п.

 

      Список использованной литературы

 
    1. Алауханов, Е. Криминология: учебник / Е. Алауханов. – Алматы, 2008. - 429 с.
    2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. - 5 изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
    3. Бандурка, А.М. Юридическая психология: учебник для вузов / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова. – Харьков, Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2002. – 596 с.
    4. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – Спб.: Питер, 2010. – 608 с.
    5. Еникеев, М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии / М.И. Еникеев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 640 с.
    6. Касьянов, В.В. Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 480 с.
    7. Криминология: Учебник /Под общ. ред. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.
    8. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2007. – 569 с.
    9. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Спб.: Питер, 2006. – 583 с.: ил.
    10. Масонов, А.П. Психология преступных групп. – Пермь, 1991.
    11. Михайлова, В.П. Юридическая психология: учебное пособие / В.П. Михайлова. – М.: Флинта, 2008. – 392 с.
    12. Нечаева, Т.А. Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// nostalgia.ncstu.ru.
    13. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Под ред. А. Л. Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.
    14. Хаустова, Ю.Н. Психологическое понятие личности правонарушителя [Электронный ресурс]. - Актуальные проблемы современной психиатрии. Выпуск 7. – Режим доступа: http://psykrug.narod.ru/sbornik/simple38.html.
    15. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2006. – 463 с.

Информация о работе Условия и факторы формирования личности правонарушителя