Великая Хартия Вольностей 1215 г. и возникновение английского парламента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое исследование появления и значения Великой Хартии Вольностей для английского государства. В соответствии с обозначенной целью автор в контрольной работе ставит следующие задачи:
сжато осветить социально – экономическое положение Англии в период с нормандского завоевания и до начала 13 века;
представить политические и социально – экономические предпосылки подписания королем Иоанном Безземельным Великой Хартии Вольностей;
провести исследование текста Хартии;
обозначить значение данного документа в развитии английского права и возникновения английского парламента;

Содержание

Введение ....................................................................................................................................3
Основная часть
Нормандское завоевание и его значение в английской истории………………..5
Судопроизводство и политический кризис начала XIII века в
преддверии подписания Великой Хартии Вольностей………………………………7
1.3. Содержание и сущность Великой Хартии Вольностей………………………….11
1.4. Возникновение английского парламента………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. ИГиПЗС Кругляков Е.В..doc

— 158.50 Кб (Скачать)

   Историческим началом сословного представительства были  собрания  вассалов

короля, которые с середины 12в. стали  обязательной  частью  государственной жизни. В 1146г. с участием баронов и епископов (как светских  и  духовных вассалов короны)  были  утверждены  Кларендонские  статьи.  Согласие  такого собрания на  законодательные  предложения  королей  впредь  стало  считаться более чем желательным. Созываемое королем  такое  собрание  стало  играть  и роль высшего суда  -  суда  пэров (равных).  Во  второй  половине  12в.  всобраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы ("  старшие и меньшие бароны "). В  Великой Хартии  1215г.  была  специально  оговорена обязанность короны, созывать в необходимых случаях  и в специальном  порядке  " архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов….  и,  кроме того… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определенному дню  и  в определенное место (статья 14) . В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия  не только неоднократно требовали  от  короны  ее  подтверждения,  но  и  повели политическую борьбу за влияния этого собрания на  распределение  королевских должностей.

   Во второй четверти 13в. совет магнатов (духовных и светских баронов)  стал обязательным спутником королевской власти. В  1236-1258гг.  совет  созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам;  нередки  были требования  магнатов  ставить  и  снимать  королевских  должностных  лиц.  В условиях  кризиса  и  начавшейся  гражданской войны в Англии  (1236-1267) влияние советов магнатов  усилилось.  По  Вестминстерским  провизиям  1258г. собрание  установило  даже  своеобразную  сословную  опеку  над  королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти.

   Стремление знати поставить только под свой  контроль  королевскую власть вызвало  оппозицию  среди  более  широких  кругов   рыцарства   и   горожан. Политическим и военным лидером оппозиции  выступил  выходец  из  французской знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором организации  более  широкого представительства  для  формирования  новой  политической  структуры.  После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее  Лондоном  в  июне 1264г., де  Монфором  был созван  совет  в г.  Лондоне,  куда,  помимо прелатов и знати,  были  приглашены  по  4  представителя  от  графств.  Это представительство приняло особый акт - "Форму управления",  составленную  де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и  представительства (эпизодически рыцарей на государственные  собрания  призывали  и  ранее,  на протяжении первой половины 13в.)

      20 января 1265 г. в Вестминстере собрался  первый английский парламент.  Помимо баронов, сторонников Монфора,  и высшего духовенства в него  вошли по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города Англии.  Это  стало  рождением  нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии. Так в ходе гражданской войны возникло сословное представительство. Правда, от городов в парламент проходили в основном представители городских верхов, но в целом выход на политическую арену горожан и рыцарства имел огромное значение. Немалую роль сыграли в ходе войны крестьяне. Именно это обстоятельство напугало баронов, сторонников Монфора, и они стали переходить в лагерь короля. 
 4 августа 1265 г. королевская армия разгромила войско Симона де Монфора (битва при Ивземе). Сам Монфор был убит. Борьба разрозненных повстанческих групп продолжалась до осени 1267 г. 
Вернувший себе власть Генрих III, а затем и его преемник Эдуард I не уничтожили парламент. Он продолжал существовать, играя все большую роль, хотя в первые годы правления короля Эдуарда I рыцарей и горожан приглашали преимущественно для решения вопроса о налогах. Для многих из них присутствие в парламенте было довольно обременительной обязанностью, связанной с большими расходами и неудобствами. 
                Король Эдуард I (1272—1307) опирался на сословное представительство, правда, узкого состава, в котором он находил хороший противовес претензиям светской и духовной знати. Активная завоевательная политика 80—90-х годов XIII в. вызвала сильную нужду в деньгах. Попытки короля собирать налоги без согласия парламента породили сильнейшее недовольство горожан и рыцарей. Бароны использовали недовольство ростом налогов, и в 90-х годах XIII в. снова возникла угроза вооруженного восстания. 
                Король Эдуард I созвал в 1295 г. парламент по образцу парламента 1265 г. («Образцовый парламент»), а в 1297 г. издал «Подтверждение хартии» (второй вариант хартии называется статутом «О неналожении податей»). В этом документе говорилось, что ни один налог не будет взиматься без согласия парламента. Король признал право сословных представителей утверждать налоги; это, однако, не означало, что налоги могли взиматься только с согласия плательщиков. Основная масса английских крестьян и горожан не была представлена в парламенте: их согласие не имело никакого значения. Налоги вотировались только рыцарями, баронами, духовенством и богатыми горожанами. Королевской власти было легче собрать налог, вотированный этими сословиями, чем добывать деньги другими путями.

      К середине 14в. сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю  и нижнюю,  палату  лордов  и  палату  общин.  Эти  названия  вошли  в  широкое употребление позднее, в 16в.

        Верхняя палата включала представителей  светской и церковной  аристократии, входивших  и  в  Большой  королевский  совет.  Лордам  рассылались   именные приглашения на  сессии  за  подписью  короля.  В  теории  монарх  мог  и  не приглашать того или иного  магната;  в  действительности  же  случай,  когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к  15в.  редкостью.

      Сложившаяся в Англии система прецендентного права  давала  основание  лорду, получившему  однажды  такое  приглашение,  считать  себя  постоянным  членом верхней палаты. Число лордов было  невелико.  Даже  если  все  приглашенные  приезжали  на сессию, а такого в 14-15вв. почти никогда  не  случалось,  редко  собиралось более ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

   Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская  структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины 14в. Название нижней палаты происходит от слова commons (общины).  В  14в.  оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и  горожан.  Таким образом, общинами стала называться та часть  свободного  населения,  которая обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым  именем.  Постепенно оформилось  право  каждого  принадлежавшего  к  этой   категории   подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента  (сегодня  мы  называем такие права политическими).

   К концу столетия возникла должность спикера, который избирался  депутатами

из  своих  рядов  и  представлял  палату  (отнюдь  не  возглавляя   ее)   на переговорах с лордами  и  королем.  Появление  этой  фигуры  характерно  для специфики  нижней  палаты,  которая  была,  прежде  всего,  собранием,  т.е. коллективной  организацией.  Депутаты  избирались  на  местах  по  тому   же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора:  по  два рыцаря от каждого графства и  по  два  представителя  от  наиболее  значимых городов. Перечень таких  городов  не  оставался  неизменным;  соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло  в  середине 14в. двести человек (к началу  18в.  представителей  общин было  уже более пятисот).

    Духовенство,  кроме архиепископов,  епископов   и   аббатов   крупнейших монастырей, приглашавшихся в палату лордов, участвовало в работе  парламента лишь  на  первых  порах.  Оно  имело  свой   представительный   орган,   где обсуждались и внутри сословные вопросы, и финансовые отношения с короной. Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского  аббатства.  Обе  палаты объединялись  только  для  участия  в   торжественной   церемонии   открытия парламентской сессии.  Король  произносил  речь  перед  собравшимися;  члены нижней палаты слушали ее стоя за барьером.

   С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще  - до  четырех  раз  на  протяжении  года,  когда  это  требовала  политическая ситуация). Заседания, за вычетом  времени  переездов,  праздников  и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как  парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в  том  месте, где в данный момент  находился  королевский  двор.  Как  правило,  это  было Вестминстерское аббатство. 
 
 

Заключение

      Среди всех хартий XII-XIII вв. в Англии Хартия 1215г., именуемая Великой, представляет собой наиболее обширный список не только материальных, но и отличающихся новизной политических требований, предъявленных королю. Её юридическим источником можно считать, прежде всего, феодальный обычай. Великая Хартия Вольностей представляет феодальный договор, определивший права вассалов и сюзерена.

      Делу  правосудия Великая Хартия Вольностей  отводит весьма видное место, не

забывая при этом даже самые низшие слои английского общества.  Дело в том, что английские феодалы могли рассчитывать на влиятельную политическую роль только в союзе с населением. До сих пор о таком союзе не могло быть и речи. Только правление Иоанна Безземельного могло вызвать объединение различных элементов общества для отпора общему врагу. Это и дало победу инициаторам и вождям движения, и они могли отстаивать свои сословные интересы, лишь считаясь с интересами своих союзников, всех свободных людей королевства. Преследуя свои собственные интересы, бароны должны были считаться с действительностью, поэтому мнение о том, что баронам был чужд политический эгоизм, не имеет под собой оснований. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, бароны обязаны были обеспечить населению правильное функционирование судебных учреждений. Тем не менее, можно сказать, что «центр тяжести» принципиального значения Хартии лежит именно здесь и самые знаменитые статьи Великой Хартии Вольностей (39 и 40) относятся как раз к судебному делу.

      Поднимая  движение, бароны, несомненно, имели  в виду, прежде всего, свои собственные, феодальные интересы. Они не только стремились оградить эти интересы от насилий и произвола со стороны королевской власти, но и имели вполне определённую цель ввести эту власть в чисто феодальные рамки, в которые она до сих пор никогда не была заключена. Этим бароны, несомненно, делали крупный шаг назад от той государственности, которая сложилась в Англии со времён нормандского завоевания. Широкий государственный союз, с сильной центральной властью и целой системой центральных и областных учреждений, бароны трактуют как чисто феодальное, договорное объединение вассалов и их сюзерена – короля. Самый главный вопрос – вопрос обложения, по их мнению, был их вопросом, и он должен был решаться на их общем собрании, на феодальном сейме вассалов короля. Бароны здесь не только игнорировали общее взаимоотношение общественных и политических сил, но и не хотели считаться с формами их местной организации, унаследованной от англосаксонской эпохи и составлявшими элементы общегосударственной организации английского общества.

Одержав победу над королём, бароны заставили его торжественно признать юридически незыблемыми и их собственные права, и тот гражданский порядок, который охранял права и интересы всех свободных людей английского королевства и узаконить протест

«общины всей земли» против их нарушения им или его чиновниками. Англия переходила в новую фазу политического существования и становилась правовым государством. Правда, это был лишь первый шаг, но шаг решительный и бесповоротный, за которым последовали другие шаги по тому же пути, приведшие к реорганизации государственного строя на началах народного представительства, что легло в основу зарождения английского парламента. 

    

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

1)      Барг М. А. Исследования по  истории английского феодализма  в XI – XIII в.в./М. А. Барг.- М., 1962;

2)      История государства и права  зарубежных стран. Учебник. Под ред. К. И. Батыра.-М., 2010;

3)  Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. Под ред. З. М. Черниловского.- М., 2008;

4)      Гутнова Е. В. Возникновение  английского парламента/ Е. В.  Гутнова.- М., 1996;

5)     Петрушевский Д. М. Король Иоанн. Великая Хартия Вольностей, электронная версия книги.

    

    

 

Информация о работе Великая Хартия Вольностей 1215 г. и возникновение английского парламента